Рекордная выручка, но ниже прогнозов — главное из квартального отчета Tesla
19 октября Tesla опубликовала финансовый отчет за третий квартал 2022 года (PDF) — крупнейший производитель электромобилей в мире зафиксировал рекордный доход, однако показатель оказался ниже, чем ожидали аналитики Уолл-стрит, и акции компании на премаркете после публикации отчета резко подешевели.
Финансовые показатели
Последние три года Tesla уверенно увеличивает продажи и улучшает финансовое положение, а этот отчетный период стал для компании 12-м доходным кварталом подряд (для тех, кто продолжает считать). За июль-сентябрь доход квартал Tesla получил доход $21,45 млрд (на 56% больше, чем год назад, когда было $13,8 млрд) — это новый абсолютный рекорд. В то же время компании не удалось дотянуть до консенсус-прогноза аналитиков Уолл-стрит — $21,96—22,1 млрд.
Как росли доходы Tesla с 2009 года
В то же время чистая прибыль достигла $3,3 млрд (или $3,7 млрд, если считать не за GAAP), свободный денежный поток Tesla (вычисляется вычетом из операционного денежного потока капитальных расходов) вырос на 148% — до $3,3 млрд, а объем средств и их эквивалентов достиг $21,1 млрд (+$2,2 млрд за квартал). При этом общие долговые обязательства Tesla (за исключением безрегрессного финансирования продуктов) к концу третьего квартала уменьшились до $63 млн против $2,1 млрд год назад.
Доля нормативных кредитов (zero-emission vehicle) — «чистые» дотации от других автопроизводителей, не укладывающихся в экологические нормы в общем объеме продаж все меньше — за третий квартал компания получила всего $286 млн против $344 млн во втором квартале. При этом валовая маржа автомобильного бизнеса существенно снизилась — с рекордных 32,9% в начале года до 27,9%. В то же время это до сих пор один из самых высоких (если не самый высокий) показателей в отрасли.
Продажи автомобилей и производственные мощности
Tesla еще в начале месяца отчиталась по объему отгруженных авто: за третий квартал отгрузила клиентам рекордное количество автомобилей — 343 830 единиц, а еще 20 тыс. не успели доехать до заказчиков. Но это опять-таки оказалось ниже ожиданий аналитиков Уолл-стрит. Это связано с недавними изменениями стратегии. Tesla больше не пытается отгрузить больше автомобилей в конце квартала в авральном режиме, а для более высокой рентабельности использует новую оптимизированную модель — объединяет заказ и еженедельно отгружает авто по регионам (подробнее по ссылке).
В начале года Илон Маск допускал, что Tesla может отгрузить клиентам 1,5 млн машин по итогам 2022 года – и, как помним, во втором квартале производитель зафиксировал первое за два года сокращение продаж из-за 22-дневной остановки завода в Шанхае (это повлекло за собой сокращение производства более чем на 50 000 автомобилей) и столкнулось с новыми вызовами (значительное инфляционное давление в сфере сырья/логистики и, как следствие, рост цен, замедление роста и сокращение персонала).
За 9 месяцев 2022 года Tesla уже отгрузила клиентам 907125 авто. Учитывая сохранение повышенного спроса на электромобили и нынешние темпы, можно ожидать, что по итогам 2022 года Tesla отгрузит клиентам около 1,2-1,3 млн авто. Напомним, что сейчас Tesla имеет четыре автомобильных завода, которые вместе могут производить почти два миллиона машин в год — в 1,6 раза больше, чем в начале года. Пока Tesla сосредоточена на увеличении объемов производства на новых заводах.
За квартал объем выпуска элементов 4680 собственной разработки удалось увеличить втрое. До конца этого года Tesla планирует наладить на Giga Berlin-Brandenburg производство Model Y с новой конструкцией и элементами 4680 своей разработки (аккумуляторный блок выступает частью конструкции кузова, соединяющего переднюю и заднюю части днища). Наглядно упрощение конструкции, положительное влияние на темпы наращивания производства, позволяют оценить изображение ниже.
Недавно Tesla (наконец-то) начала серийное производство Tesla Semi — по плану, первая партия электрических грузовиков будет отгружена Pepsi до декабря 2022 года.
Tesla Semi нарешті стала на конвеєр — Маск пообіцяв відвантажити першу партію електричних вантажівок Pepsi до грудня 2022 року
Свежие фото с производства и графики с ключевыми метриками
Энергетический бизнес и сеть станций быстрой зарядки Supercharger
Другие направления бизнеса Tesla (солнечные батареи и аккумуляторы, а также сервисы) по итогам квартала также показали рост:
Энергетический бизнес впервые сгенерировал более $1 млрд. дохода. Общие поставки домашних аккумуляторов Powerwall и промышленных Powerpack выросли на 62% и достигли 2,1 ГВтч. В настоящее время Tesla занимается наращиванием мощности линии Megapack до плановых 40 ГВтч, чтобы удовлетворить возрастающий спрос. По плану Илона Маска, в будущем Tesla Energy должна за выручкой догнать Tesla Automotive.
Объем поставок солнечных панелей вырос на 13%, до 94 МВт, и это, по словам Tesla, один из лучших кварталов за последние несколько лет.
Глобальная сеть станций быстрой зарядки Tesla Supercharger выросла до 4 283 штук (+32%), а количество точек подключения – до 38 883 единиц (+33%). В Украине станций Supercharger все еще нет — последний раз Tesla отсрочила открытие первых зарядок на 2022 год, но произошло полномасштабное российское вторжение.
Другие важные события, происходившие в прошлом квартале:
- Между тем, уже около 160 тыс. клиентов в США используют сервис Full Self-Driving (FSD), а стоимость Autopilot с расширенным пакетом возможностей составляет $15 тыс. На 2024 год Tesla запланировала выпуск собственного роботакси , которое будет «дешевле, чем билет на автобус» . .
- Выход Cybertruck перенесли на середину 2023 года, и сюрприз-сюрприз цены будут выше , чем планировалось изначально.
- На недавней презентации Tesla AI Day Илон Маск показал рабочий прототип робота-гуманоида Optimus (он же Tesla Bot) – компания в будущем рассчитывает продавать такие работы дешевле $20 000. Но демонстрация особого впечатления на гуру робототехники, как, кстати, и на обычных пользователей, не произвела. Многие не скрывали разочарования и приводили в пример достижения Boston Dynamics.