NASA назвало компании, которые будут готовить миссию на Луну
НАСА назвала компании, которые будут работать над проектом космического корабля в рамках миссии Артемида для полета человека на Луну, включая разработку аппарата для приземления на лунную поверхность, который доставит астронавтов из космоса на поверхность Луны впервые с 1972 года. Blue Origin, SpaceX и Dynetics были выбраны из большого числа конкурентов для разработки и создания систем приземления человека (HLS), чтобы доставить первых женщину и мужчину на Луну, цель, которую НАСА поставило для реализации к 2024 году.
SpaceX-х Starship был отобран как приземляемый аппарат, который будет запускаться с использованием ракеты SpaceX Super Heavy. Starship — это космический корабль, который в настоящее время находится в разработке у SpaceX, он спроектирован как полностью многоразовый космический корабль для полетов на орбиту Земли, Луну и на Марс. Super Heavy разрабатывается и будет действовать на основе полностью повторно используемого ускорителя, способного доставлять огромную массу Starship на орбиту с полной полезной нагрузкой. Космический корабль подойдет для приземления на поверхность Луны.
НАСА заявляет, что выбор Starship может помочь в достижении долгосрочных целей Агенства из-за его гибкой конструкции, позволяющей обеспечивать передачу топлива на околоземную орбиту для экипажа, перевозящего пассажиров на более дальние расстояния, в том числе от «Ориона» или Орбитальной станции до поверхности Луны. Предложение SpaceX включало в себя демонстрацию переноса топлива в космосе между транспортными средствами, а также беспилотную испытательную посадку на Луну.
Интересно, что хотя система космического запуска (SLS), разработанная для доставки капсулы экипажа «Орион» на Луну к 2024 году, будет единственной ракетой, способной перевозить людей туда, администратор НАСА Джим Бриденстайн отметил, что не обязательно среднестатистические приземлители должны использовать SLS для приземления на Луну. Таким образом, в теории, Super Heavy может запустить Starship и отправить его на Луну, где он может состыковаться с «Орионом» (который совершил путешествие с использованием SLS), а затем совершить последний этап полета на поверхность Луны.
Blue Origin's «Голубая луна» (Blue Moon) более традиционно спроектирована, если говорить о технологии приземления отдельно, и включает в себя многоступенчатую систему спуска и подъема, которая менее интегрирована, чем звездный корабль. На прошлогоднем Международном астронавтическом конгрессе Джефф Безос представил более подробный взгляд на предложение Blue Origin для этого проекта вместе со своими партнерами и какую роль они будут играть. Эта «национальная команда» видит, как Локхид Мартин строит «элемент подъема» в части системы запуска, которая обеспечит старт для их HLS, в то время как Нортроп Грумман предоставит систему для перевода корабля с ракеты-носителя в положение спуска, и затем Blue Origin построит спускаемый аппарат и систему приземления для фактического сбрасывания аппарата на поверхность Луны. Draper обеспечивает авионику и руководство по спуску. Blue Moon сможет запускаться как на ракете Blue Origin New Glenn, так и на ULA Vulcan. Посадочная система Blue Moon может использовать дополнительную ракету-носитель, чтобы совершить полет для перевозки астронавтов.
Dynetics, которая является дочерней компанией Leidos (ранее SAIC), имеет долгую историю полетов в космос и в обороне, была основана в 1969 году. Она будет разрабатывать свою систему приземления, которая включает в себя один спускаемый аппарат с возможностью подъема и спуска, и он будет нести на борту системы запуска ULA Vulcan во время полета на Луну. Dynetics работает со многими субподрядчиками в своей системе, включая Sierra Nevada Corp.
Полный список компаний, претендующих на этот контракт, включает Blue Origin, компания Джеффа Безоса возглавляет совместную отраслевую команду; Boeing — является одним из поставщиков НАСА для своей программы «Коммерческий экипаж»; SpaceX, который разработал другой аппарат для коммерческих косморейсов, намечает свой первый полет с экипажем в конце мая; а также другие более мелкие компании, в том числе Sierra Nevada Corporation, которая разрабатывала многоразовый космический корабль для использования в различных миссиях, включая пополнение космических станций, и Dynetics, которая была неожиданным победителем в этом тендере.
Заявленная цель НАСА — иметь как минимум две системы в параллельной разработке от нескольких поставщиков, что обеспечивает избыточность в случае каких-либо серьезных неудач, а также означает, что у агентства теоретически будет по крайней мере две системы приземления человека на выбор. Цель миссии Артемида — не только вернуть людей на лунную поверхность, но и помочь НАСА создать постоянное присутствие в открытом космосе для исследований, в том числе и на Марсе, а, возможно, и за его пределами.
Общая стоимость заключенных контрактов между НАСА и космическими компаниями составляет $967 млн., при этом выплаты зависят от поставщиков, которые должны достичь поставленных задач в течение 10-месячного периода. НАСА отметило, что это совершенно другой сценарий, в отличие от первой лунной миссии, поскольку многие из технологий, требуемых для этого, уже существуют, и большинство из участвующих компаний уже сами вложили значительные средства в разработку таких космических кораблей.
По материалам: NASA, TechCrunch