Дмитрий Маковский, первый заместитель председателя Госспецсвязи
Централизация закупок в государственном секторе для повышения их профессионализма и гармонизации рынка с международной средой — часть обязанностей, взятых Украиной в рамках имплементации Соглашения об ассоциации с ЕС. Практика закупок госсектором через централизованные закупочные организации существует уже несколько лет. «Первой ласточкой» здесь стало госпредприятие «Профессиональные закупки». В прошлом году появилось и уже хорошо зарекомендовало себя ГП «Медицинские закупки».
24 марта 2021-го Кабинет министров издал распоряжение о создании еще одной центральной закупочной организации. Теперь — в сфере цифровизации. Эту функцию передали государственному предприятию «Украинские специальные системы» (относится к сфере управления Госспецсвязи). В апреле Центральная закупочная организация (ЦЗО) в сфере диджитализации начала работу. В октябре ему исполняется полгода, поэтому уже можно подводить первые итоги деятельности организации. Первый замглавы Госспецсвязи Дмитрий Маковский, отвечающий за это направление в структуре службы, рассказал Укринформу, каких результатов достигла ЦЗО за шесть месяцев.
— Почему именно госпредприятие из сферы управления определено ЦЗО в сфере цифровизации?
— Это была наша инициатива. То, что Украина нуждается в диджитализации на всех уровнях власти, уже аксиома. Страна годами отставала от цивилизованного мира во внедрении технологий. Сейчас же мы первыми в мире внедряем некоторые услуги в диджитале. А чтобы предоставлять услуги в цифровой форме, госорганы требуют техники и программного обеспечения. Сформулировать нормальное техническое задание на закупку в этой области очень сложно, это должен делать специалист. Конечно, флешки или мониторы покупать просто. Но когда речь идет об автоматизации бухгалтерского учета, закупке серверов, даже ноутбуков — в этом нужно разбираться. Центральные органы исполнительной власти (ЦОИВ) покупают «железо» раз в несколько лет, за это время меняются технологии и производители. Специалисты же ЦЗО работают с этим рынком с утра до ночи, они знают, сколько стоит качественное оборудование для ЦОИВ, каким должно быть техническое задание и как создать конкурентные условия для поставщиков.
Мотивация предлагать именно ГП «Украинские специальные системы» ( «УСС») на роль ЦЗО в сфере закупок техники и программного обеспечения для центральных органов исполнительной власти проста. Во-первых, это профессиональная экспертиза. Только за последние три года ГП «УСС» провело более 800 тендеров общей стоимостью 273 млн грн. Все тендеры специализированные. Такого опыта нет ни у одной другой госструктуры.
Среди чиновников еще есть надеющиеся, что распоряжение о новых требованиях к проведению госзакупок будет отменено
Во-вторых, ГП «УСС» относится к нашей сфере управления. Именно Госспецсвязи разрабатывает стандарты киберзащиты государственных информационных ресурсов. И мы готовы делиться опытом с коллегами.
— Как центральные органы исполнительной власти — распорядители средств — восприняли изменения?
— Изменения всегда воспринимаются с осторожностью, а иногда даже саботируются. Среди 74 ЦОИВ, которые с недавних пор обязаны проводить закупки через ЦЗО ГП «УСС», 20 еще даже не выходили из предприятием на связь. Хотя предоставить данные годового плана на текущий год все должны до 20 октября. Возможно, у них есть на это объективные причины … Но тот, кто этого не сделает, не сможет провести закупки в этом году. Думаю, среди чиновников еще есть те, кто надеется, что распоряжение о новых требованиях к проведению госзакупок будет отменено. Этого не произойдет. Нравятся новые правила или нет — мы все теперь должны ими руководствоваться.
Сначала было много замечаний по скорости организации процедур. Да, ЦЗО только начинала работу… Но и ЦОИВ были не готовы к тому, что рассмотрение заявлений, по закону, может длиться 20 рабочих дней. ГП «УСС» сделало разъяснения: для того, чтобы быстрее получить заказ, распорядителям следует предварительно согласовывать технические характеристики с нами и с Минцифры или ГосНИИ, если речь идет о закупке в рамках Национальной программы информатизации. Тогда ЦЗО сможет начать тендер быстрее, без официальных процедур исправлений, которые, по закону, также отнимают время.
Месяц назад мы провели специальное мероприятие — воркшоп для представителей ЦОИВ, которые обязаны делать закупки через «Украинские специальные системы». Его посетили более 120 специалистов по закупкам, от некоторых органов власти приходили даже по несколько человек. У всех была возможность задать вопросы о процедуре как представителям ЦЗО, так и специалистам Министерства экономики, Госказначейства, других ЦОИВ, которые уже делали закупки «по-новому». Вопросов было много. И, считаю, в итоге нам удалось найти общий язык.
— Расскажите о результатах работы ЦЗО в сфере цифровизации за полгода.
— Я бы разделил их на количественные и качественные. За полгода через ЦЗО провели 266 тендеров на более 650 млн грн. И это — только начало. Несколько проведенных тендеров — на суммы от 10 млн грн. Закупали и серверы, и ноутбуки, и программное обеспечение.
За полгода провели 266 тендеров более чем на 650 млн грн.
Сразу хочу подчеркнуть, что мы не ожидаем существенной экономии. Прежде всего, рассчитываем на эффективность и борьбу со «схемами». Диджитализация — не та сфера, где объединение закупок различных ведомств происходит по одинаковым лотам.
Теперь что касается качественных показателей. Вы, наверное, слышали о скандале с закупкой ноутбуков в рамках программы «Ноутбук каждому учителю», когда Министерство цифровой трансформации вместе с Министерством образования и СБУ обнаружили коррупционный сговор на 300 млн грн?.. При этом за полгода не было ни одного скандала с закупками техники и программного обеспечения, проводимыми через ЦЗО. Ни один ЦОИВ не закупил подсанкционный российский 1С или другое «вредное» программное обеспечение.
— А проблемные вопросы в работе ЦЗО ГП «УСС» все же есть?
— Основная проблема, о которой говорят наши партнеры из центральных органов исполнительной власти, — это увеличение срока закупок. Однако запуск ЦЗО состоялся в середине года. Сейчас еще продолжается ее становления. Из-за этого некоторые процессы длятся дольше, чем этого ожидают ЦОИВ.
Вторая — это, скорее, не проблема, а «проблема». Ломаются старые схемы. Кто-то, как и раньше, хочет работать по старинке, с собственными поставщиками. ЦЗО не дает возможности это делать. Что, конечно же, вызывает сопротивление и недовольство. Появляются различные публикации в Интернете, жалобы в Антимонопольный комитет на то, что кого-то якобы не допустили к тендеру или допустили «кого-то не того». Чем дороже тендер, тем больше вокруг него таких жалоб и скандалов.
Это нормально, ведь на самом деле речь идет о большой трансформацию государственных процессов. И мы, и ЦЗО ГП «УСС» открыты к диалогу и сотрудничеству. Важно, чтобы ЦОИВ поняли, что сотрудничество — это в их интересах.
Считаю главным достижением этого года то, что мы наконец приняли и внедрили новые правила закупок в сфере цифровизации. Государственная власть в Украине должна стать более эффективной, налогоплательщики должны перестать платить свои деньги за неэффективные процессы. Они имеют право получать нормальные — удобные и безопасные — госуслуги.
Пресс-служба Госспецсвязи