Битва за мобилизацию: почему депутаты не спешат с новым законом/Законопроект может попасть на второе чтение к концу марта
В Верховной раде продолжается рассмотрение законопроекта о мобилизации, его второй версии. Первую в начале года с большим шумом депутаты рассмотрели и настояли, чтобы правительство отозвало. С тех пор Силы обороны успели выйти из Авдеевки и начали строительство оборонительных рубежей почти по всей линии фронта. Поэтому усиление мобилизации как никогда актуально. И пока все застряло на уровне профильного комитета, где рассматриваются тысячи поправок к законопроекту. «Апостроф» выяснял, что происходит и когда законопроект может попасть в сессионный зал.
Разбирательство на комитете
Еще в начале недели у членов парламентского комитета по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки была небольшая надежда на то, что все правки успеют рассмотреть до пятницы. Однако одно из заседаний было отменено и рассмотрение задерживается.
Читайте: «Вопрос будет урегулирован»: в Раде высказались по отсрочке инвалидам и аспирантам
«15 марта у нас заседание комитета и мы продолжим рассмотрение законопроекта. Почему не было заседания 13 марта? Потому что его отменили без объяснения каких-либо причин. Но я надеюсь, что наличие и готовность монобольшинства проработать в комитете этот законопроект по регламенту, то есть по поправкам, будет преобладать», — говорит в комментарии «Апострофу» нардеп от «Европейской солидарности», член профильного комитета Ирина Фриз.
Соломия Бобровская из фракции «Голос» подтвердила «Апострофу», что 15 марта планируется рассмотреть ряд новых правок — но относительно многих ведутся дискуссии.
Что самое проблемное
Среди членов комитета есть разные взгляды на привлечение органов местной власти к мобилизации, функционирование электронного кабинета призывника. Кроме того, комитет уже успел исключить из законопроекта норму о блокировании счетов уклонистов. В то же время ограничение управления транспортным средством депутаты оставили.
«Нормы, которые предлагает автор (законопроект подавал Кабмин, — «Апостроф»), фактически нарушают права людей, нарушают конституцию, и являются по большому счету такими, что нарушают действующее законодательство, в частности Кодекс административного судопроизводства, — объясняет решение комитета Ирина Фриз. — Если бы автор при доработке указанного законопроекта все же воспользовался более профессиональной подготовкой, то подобных правок или такого количества правок этот законопроект бы не имел».
Но почему тогда нардепы не перепишут те же нормы о блокировании счетов так, чтобы они не нарушали конституцию, и при этом помогали бороться с уклонистами? Надо искать золотую середину.
Читайте: Депутаты-антимобы: когда Рада наконец примет мобилизационный закон
Также ведутся дискуссии по демобилизации. С самого начала сам вопрос был одной из самых проблемных норм. В законопроекте кабмина демобилизация возможна после 36 месяцев, но по решению ставки.
Дополнительный сумбур вносит заявление Владимира Зеленского о том, что в обычном законодательстве нет демобилизации во время войны.
«На это никто не рассчитывал. Поэтому есть разные вопросы: по ротации, отпускам», — заявил президент в интервью французским СМИ.
Понимание тезиса, что полной демобилизации не будет до победы, есть и среди военных.
«Эта норма была с самого начала очень манипулятивной. Все военные прекрасно понимали, что во время полномасштабной войны нигде в странах полной демобилизации не было, если не было капитуляции страны или окончания войны. Это факт, — говорит «Апострофу» военнослужащий, глава совета резервистов Сухопутных войск ВСУ Иван Тимочко. — Необходимо более четко предлагать в законопроекте какие-то масштабные отпуска, скажем, на полгода, для тех бойцов, которые прослужили 36 месяцев. Или общей выслуги, или с учетом боевых — это уже вопрос к депутатам».
По политической воле
По словам Ирины Фриз, этот массив поправок можно рассмотреть на комитете достаточно быстро. Но не исключено, что в сессионной зале некоторые нардепы будут настаивать на рассмотрении своих отклоненных правок.
«Здесь почти все фактически сгруппировано по всем новеллам, которые внес автор (Кабмин, — «Апостроф»). Единственный вопрос, что значительное количество правок тождественны, дублируют. Поэтому я уверена, что затягивать этот процесс очень трудно. Ведь фактически принимая или отклоняя, условно говоря, одну правку решением комитета, мы принимаем или отклоняем десятки правок, имеющих то ли подобное содержание, то ли свои вариации на тему», — говорит Ирина Фриз.
Читайте: «Допускаем только одно»: в Раде высказались по поводу ограничений для ухилянцев
Но к работе народных депутатов в зале сейчас очень много вопросов. Как писал «Апостроф», нардепов все труднее собирать вместе — в силу разных причин. На прошлой неделе нардепы отложили около полусотни важных для рассмотрения законопроектов. Накануне, 14 марта, депутаты также собирались в зале, но смогли принять только одно решение — обращение к мировому сообществу в связи с проведением рф «президентских выборов» на временно оккупированной территории Украины.
По мнению Соломии Бобровской, сейчас нет политической воли принимать законопроект о мобилизации. И дело не только в противоречивости отдельных правок и ситуации в монобольшинстве. Позиция части оппозиционных фракций также не всегда конструктивна.
«По состоянию на сегодняшний день все конструктивные правки должны пройти в комитете. Но пока там нет необходимого количества голосов, которые бы разблокировали этот процесс и запустили законопроект к рассмотрению на второе чтение, — отмечает в разговоре с «Апострофом» политический консультант, военнослужащий Александр Антонюк. — Все ключевые вопросы, которые были актуализированы, остались что в первом варианте законопроекта, что во втором».
Противоречивость месседжей
Параллельно происходит другой процесс. До конца марта в Раде планируют зарегистрировать законопроект об экономическом бронировании. Военные, да и не только они, эту идею уже назвали позорной. К тому же, она делит украинцев на бедных и богатых. В общем, тонны критики. Но инициаторы бронирования от мобилизации за деньги стоят на своем.
«Если мы видим, что наши законодатели максимально хотят дать возможность демобилизоваться людям, но с другой стороны пытаются минимизировать призыв, увеличивая количество различных категорий, которые не должны служить, либо могут откупиться — это будет той же капитуляцией, просто под красивыми лозунгами», — подчеркивает Иван Тимочко.
Будем надеяться, что депутаты возьмутся за ум и примут мобилизационный законопроект как можно скорее. Время и враг не ждет.
Читайте: Бронирование за деньги: кто сможет легально «откупиться» от мобилизации