eplus.com.ua

Счастье не в рупиях: есть ли у России деньги на войну с Украиной/Стране-агрессору все сложнее экспортировать нефть в обход санкций

Декабрь 03
15:23 2023

Россия сокращает поставки нефти в Индию из-за проблем с оплатой – индийцы хотят платить в рупиях, которые россиянам не нужны. Проблемы для российского нефтяного экспорта также могут возникнуть из-за того, что США всерьез взялись за транспортные компании, которые перевозят российскую нефть в обход западных санкций. «Апостроф» выяснял, приведет ли это к обвалу поставок нефти из РФ на мировой рынок, а также к сокращению доходов, которые страна-агрессор направляет на войну против Украины. Нефть в обмен на корабли Россия испытывает проблемы с поставками своей нефти в Индию, а, точнее, с получением за них оплаты. Стране-агрессору из-за санкций затруднительно вести международные расчеты в твердой валюте, которые на сегодня упали до менее, чем 10%. Поэтому нужны другие варианты оплаты, которые, в конечном счете, позволят получить все ту же твердую валюту. Ну, или, на худой конец, китайские юани. Однако Индия готова платить за российскую нефть рупиями. Но РФ это невыгодно, так как ей их не на что тратить – ведь импорт из Индии существенно меньше, чем российский экспорт в эту страну. А вывести эту пусть и не свободно конвертируемую, но, все же, валюту со счетов в индийских банках российские компании не могут. Еще в августе вице-спикер Госдумы России Владислав Даванков предложил организовать для соотечественников бесплатные туры в Индию и таким образом найти применение застрявшим на банковских счетах рупиям, полученным в счет оплаты поставленной нефти. Но, видимо, эта инициатива не нашла поддержки, да и, честно говоря, даже если бы ее решили воплотить в жизнь, то, чтобы потратить все зависшие средства, пришлось бы, наверное, свозить в Индию все население РФ, а может даже и не один раз. А потому проблема сохраняется, тем более, что поставки нефти из России в Индию продолжаются, при этом стороны пока так и не договорились о том, в какой валюте будут вестись расчеты. Как сообщает Reuters со ссылкой на источники, Центробанк РФ дал российским нефтяным компаниям неофициальное указание не принимать к оплате рупии. При этом россияне шантажируют индийцев тем, что якобы перенаправят миллионы тонн нефти в другие страны, если Нью-Дели продолжит настаивать на оплате в индийской валюте. В августе стороны нашли временный компромисс, в результате чего оплата была произведена валютной корзиной китайского юаня, гонконгского доллара и дирхама ОАЭ. Однако с октября некоторые эмиратские банки, опасаясь западных санкций, ужесточили контроль за транзакциями, которые могут быть связаны с Россией, а потому дирхам в качестве валюты расчетов между РФ и Индией также находится под большим вопросом. У России есть похожие проблемы и с другими странами, но Индия после российского вторжения в Украину и введения в связи с ним санкций стала вторым после Китая покупателем российской нефти. Несмотря на то, что в последние месяцы Индия сократила импорт из РФ, на эту страну все еще приходится более 60% всех морских поставок российской нефти. Очевидно, что у страны-агрессора нет в планах потерять такого крупного покупателя. А потому Россия продолжит поставлять нефть в Индию, параллельно ища приемлемые для обеих сторон варианты оплаты. «Временное снижение закупок, безусловно, будет. Станет ли Индия третьей или четвертой (по объему закупок российской нефти) — не принципиально. Я думаю, закупки продолжатся», — сказал «Апострофу» президент центра глобалистики «Стратегия ХХІ» Михаил Гончар. По его словам, Индия продолжит настаивать на том, чтобы платить за российскую нефть в рупиях, и РФ придется с этим считаться, так как ей нужно, так или иначе, продавать свою нефть. «Сейчас речь идет о том, что для того, чтобы эту рупийную массу как-то пристроить, в Индии по заказу России будут построены 24 судна классу «река-море» для использования на Каспии. Контракт рассчитан до 2027 года, и эти суда будут построены за те рупии (которые были уплачены в счет поставок нефти), и это будет выходом из ситуации. Также сейчас обсуждается вопрос о совместном строительстве (судов) для Арктического региона», — рассказал Гончар. При этом, что важно, деньги от продажи нефти в Индию в российский бюджет не попадут: «Россиянам нужны деньги сейчас, в бюджет войны, но рупии туда не положишь. Поэтому они вынуждены идти на такие долгие схемы». Читайте также: Кремль увеличил расходы на войну: что запланировала РФ на 2024 год Бой с «тенью» Однако, вполне возможно, что в скором времени произойдет еще большее сокращение поставок российской нефти. Причем не только в Индию. Связано это с тем, что США решили ужесточить контроль над компаниями, которые перевозят российскую нефть, продающуюся выше установленного санкциями ценового потолка в 60 долларов за баррель. США интересуются как легальными перевозчиками, так и теми, кто использует танкеры из так называемого «теневого флота», который был создан по команде Кремля как раз для того, чтобы обходить ценовые санкции. По данным Reuters, Соединенные Штаты проводят соответствующие расследования в отношении порядка трех десятков перевозчиков. Кроме того, стало известно, что три крупные греческие танкерные компании — Minerva Marine, Thenamaris и TMS Tankers – из-за страха перед санкциями отказались возить российскую нефть. Эти компании совокупно контролируют около 100 танкеров, которые способны перевалить почти всю российскую экспортную нефть из западных портов РФ на Балтийском и Черном морях. Помимо перевозчиков США заинтересовались и компаниями, которые занимаются страхованием морских поставок российской нефти. Эти события могут привести к тому, что объемы российского нефтяного экспорта существенно сократятся. По крайней мере, российские компании уже столкнулись с нехваткой судов для перевалки своей нефти. По словам Михаила Гончара, сейчас для перевозчиков, которые продолжают возить российскую нефть в обход санкций, действительно настало «время большого перепуга». «Им не хочется попасть под репрессивные действия со стороны Соединенных Штатов и других западных стран. Но вполне может возникнуть такая ситуация, что сегодня, это, например, греческие танкеры, по флагу, но потом, вдруг, они перестанут быть греческими и начнут ходить под какими-то другими флагами, — говорит эксперт. – Гипотетически, Китай или та же Индия в рамках договоренностей могут предоставить свои флаги. Однако, несмотря на большой интерес получать дешевую санкционную нефть, сложно представить, что Индия и Китай пойдут на открытое противостояние с западными странами по санкционным режимам. Поэтому это — гипотетический сценарий. Но такая опция, скажем так, есть. Может, например, удастся уговорить индийцев, но за дисконт, условно, в 50%. И в рупиях». Однако, в любом случае, ужесточение контроля над соблюдением санкций не подорвет экспортный потенциал России, считает руководитель специальных проектов научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев. «Нет эмбарго на поставки российской нефти. Есть ограничения на возможность пользоваться услугами страховых и транспортных компаний, зарегистрированных в Лондоне, Амстердаме, Роттердаме и Антверпене. Если танкер страхуется, например, в Lloyd’s (одна из крупнейших корпораций мира на рынке страхования, базирующаяся в Лондоне), то запрещено, если стоимость контракта выше 60 долларов (за баррель)», — сказал эксперт в разговоре с «Апострофом». Поэтому, отметил он, нынешняя активизация американцев, а также британцев и Европейской комиссии, нацелена не на то, чтобы остановить поставки российской нефти, а на то, чтобы Россия не обходила введенные ранее санкции: «К сожалению для Украины, запретить поставки российской нефти в полном объеме не удастся». Действительно, Запад, вводя санкции против российской нефти год назад, рассчитывал, что она останется на мировом рынке, чтобы не возник дефицит, но, чтобы при этом страна-агрессор лишилась сверхдоходов от нефтяного экспорта. «Россия уже лишилась сверхдоходов – она вынуждена продавать свою нефть дешевле, чем она могла бы продать при отсутствии этих санкций, — объясняет Геннадий Рябцев. – Ведь из чего складывается цена? Это стоимость добычи, стоимость перевалки, транспортировки, фрахта, страхования, а также конвертации платежей. А почему стоимость контракта выше (чем 60 долларов за баррель)? Потому что из-за рисков все расходы выше». По его словам, западные СМИ часто неверно интерпретируют данные о доходах российского бюджета от экспорта нефти: «Они подразумевают тот механизм ценообразования, который понятен им. Тогда как на самом деле российским нефтяным компаниям перепадает мало» (и, соответственно, российскому бюджету – «Апостроф»). Таким образом, несмотря на утверждения роспропаганды, санкции работают, и они будут работать еще лучше, когда лазейки, позволяющие их обходить, будут ликвидированы. «Санкции – это как бочка (получается каламбур, учитывая, что баррель переводится с английского как бочка – «Апостроф»), но в этой бочке огромное количество дырок. Закрывают одну, вторую, третью, но появляется новая течь», — говорит Рябцев. Кроме того, добавил он, западные СМИ некорректно считают нефтяные доходы РФ: «Они считают их в долларах. А как индийские рупии в доллары перевести? Никак. А это никто не учитывает, и считают, что эти деньги в российском бюджете. А их там нет». От себя добавим, что сокращение бюджетных доходов страны-агрессора, в том числе и даже в первую очередь, от экспорта нефти, сужает ее возможности финансировать войну против Украины. А, значит, приближает нашу победу. Читайте также: Потолок пробит, дно – тоже: как Россия сейчас продает свою нефть

Статьи по теме

Последние новости

Бронирование от мобилизации снова доступно в "Дії": что нужно знать

Читать всю статью

Наши партнеры

UA.TODAY - Украина Сегодня UA.TODAY

EA-LOGISTIC: Транспортная компания с высоким стандартом обслуживания и надежности.