Сели в лужу: будет ли на Херсонщине кремлевский "бантустан"/В регионе отсутствуют мало-мальски значимые пророссийские настроения
Кремлевская тактика создания на временно оккупированных территориях «народных республик» дала сбой. На фоне российского вторжения, убийств, изнасилований и разрушений в юго-восточных регионах Украины практически исчезли пророссийские настроения. В таких условиях проводить фейковые «референдумы» стало невозможно даже с учетом принуждения, подтасовок и манипуляций. Первыми в этом признались коллаборационисты в Херсонской области, где рашисты еще несколько дней назад намеревались провести «голосование», объявив о создании «ХерНР». Почему оккупанты не могут политически «переварить» удерживаемые территории, читайте в материале «Апострофа».
«Референдум» в дальнем ящике
Российские оккупанты внезапно отказались от своих планов провести во временно оккупированной Херсонской области незаконный референдум. Как пишут кремлевские пропагандисты из РИА «Новости», такое заявление озвучил самопровозглашенный «замглава» военно-гражданской администрации региона Кирилл Стремоусов.
По словам коллаборанта Стремоусова, главной задачей для оккупационной администрации якобы является «восстановление экономики региона». Рассказывая об этом, он добавил, что «референдумов никаких не планируется».
Об отмене «референдума» сообщили сухо и как бы между прочим. Хотя для Кремля вопрос проведения «волеизъявлений» на оккупированных территориях имеет принципиальное значение.
«Восстановление экономики» — лишь формальный повод для отмены так называемого «голосования». О том, что оккупанты готовят в области создание очередной «банановой республики» стало известно еще в первые дни пребывания рашистов на территории Херсонщины. Область, граничащая с Крымом сугубо по объективным причинам временно оказалась в лапах захватчиков в силу их кратного превосходства.
Оккупанты отказались от «референдума», не желая показывать собственную несостоятельность и полное отсутствие весомой поддержки со стороны жителей области, настаивают отечественные социологи.
«Исследования, которые мы проводили уже после начала вторжения, показали, что пророссийские настроения на юго-востоке страны упали до критического минимума. На фоне войны, убийств гражданского населения, грабежей, изнасилований и разрушений пророссийские взгляды стали маргинальными. Особенно в южных областях. У нас был опрос (пусть и не совсем репрезентативный) по Херсону тоже. Симпатий к РФ не просматривается вовсе. Понятно, что они (оккупанты — «Апостроф») могут объявить «референдум», нарисовав любой результат; но им же нужна картина массовой поддержки. В реальности никакой поддержки нет, и, вероятно, именно с этим связано решение «референдум» не проводить», — пояснил в разговоре с «Апострофом» замдиректора Института социологии НАНУ Евгений Головаха.
Оккупационный грабеж
В Херсонской области постоянно проходят людные митинги в поддержку Украины. Последний такой митинг прошел в Херсоне 27 апреля, в ходе которого жители города и области выступили против оккупационного «референдума». Рашисты и коллаборационисты, понимая, что херсонцы просто так не отступят, применили против митингующих слезоточивый газ и свето-шумовые гранаты. Пострадало, как минимум, четверо человек.
«Не было у россиян никого предварительного плана по Херсонской области. Сейчас они действуют тактически, исходя из ситуации. Отказ от «референдума» мог быть обусловлен целым комплексом причин: социальные, политические, логистические. В целом пока неясна ситуация с войной, оккупантам проблематично что-либо планировать наперед», — говорит в комментарии «Апострофу» политтехнолог Алексей Голобуцкий.
Вместо создания «народной республики» оккупанты и коллаборационисты займутся политическим и экономическим поглощением захваченной территории. Именно так следует воспринимать слова коллаборанта Стремоусова относительно «восстановления экономики» региона.
Политическая часть может вылиться в «присоединении» области к оккупированному Крыму посредством создания «Таврической губернии». В окружение крымского гауляйтера Сергея Аксенова, известного в криминальных кругах под кличкой «Гоблин», активно проталкивают такой вариант. Идею «присоединения» Херсонщины также активно поддерживает и спикер оккупационного «парламента» Крыма Владимир Константинов.
Если создание «губернии» остается дискуссионной темой, то грабеж Херсонщины уже идет ударными темпами. В промышленных масштабах в оккупированный Крым и на территорию РФ вывозятся зерно, овощи, автомобили, сельхозтехника.
Отдельная статья грабежа украинских ресурсов – незаконная подача воды на оккупированный полуостров по Северо-Крымскому каналу. Стремоусов поспешил заверить своих крымских «коллег-коллаборационистов», что вода из Днепра и далее будет беспрепятственно к ним поступать. Насколько он может раздавать такие «гарантии» на фоне потенциального контрнаступления ВСУ – вопрос открытый.
Фантазии Патрушева
Если посмотреть, кого именно оккупанты «назначают» рулить в Херсонской области, то сплошь и рядом новую «власть» там представляют маргиналы, алкоголики и уголовники.
Кирилл Стремоусов – пророссийский провокатор, ранее попадавший в поле зрения СБУ. Известен с 2009 года в организации прокремлевских акций. Замечен в драках, хулиганстве, нападении на полицейских и на политических оппонентов. С 2018 года руководил херсонским отделением Соцпартии Украины. Баллотировался в народные депутаты и мэры Херсона. В 2020 году, как и многие пророссийские агенты, внезапно стал противником вакцинации.
«Руководить» Геническом сначала отправили боевика «ДНР» из Крыма Геннадия Сивака, а после «представителем мэрии» там стал еще один крымский маргинал – Олег Слюсаренко, известный на полуострове как организатор пророссийских акций.
Невзирая на столь бедный «кадровый потенциал» и противодействие со стороны местных, кремлевское начальство не отбрасывает идею создания Херсонской и прочих «народных республик» на территории украинского юго-востока. Секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев в недавнем интервью российским пропагандистам, заявил, что Украину якобы ждет распад на несколько «государств».
Фрагментация нашей страны на несколько «республик» — чисто российский почерк, не имеющий ничего общего с социальными и региональными особенностями Украины. Именно по этой причине отказ проводить «референдум» в Херсонской области указывает на то, что ситуация на оккупированных территориях явно развивается не так, как изначально предполагали в Москве.
«Николай Патрушев и прочие представители кремлевской верхушки живут в XIX веке, руководствуясь давно изжившими себя категориями. Им кажется, что в западные регионы могут войти Польша и Венгрия, на востоке будет создана как бы конфедерация бандитских «республик», а по центру будет некий «бантустан», формально именуемый Украиной. Именно такой они представляют удобную для них «Украину», веря в реализацию столь фантастического сценария», — говорит Алексей Голобуцкий.
В Кремле в первые дни войны рассчитывали, что с приходом российской армии управленческая вертикаль на уровне городов, районов и селений останется без изменений. Дескать, достаточно зайти танковой колонной, снять с административных зданий украинские флаги. В реальности оказалась, что кучка коллаборационистов вынуждена сидеть на российских штыках, управление территориями парализовано, а местные жители – ненавидят Россию и ее ставленников. Строить «народные республики» банально оказалось некому, и ситуация на Херсонщине это в очередной раз подтвердила.