2021-2030. Гиперболоид президента Байдена
На самом деле, человек физически никогда не увидит боевой лазерный луч, потому что тот… невидимый
Белый дом мультиками не балуется, это кремлевская забава.
Хлебом не корми северного не-брата, а дай щеки понадувать, мол, мы создали такое высокоточное оружие и такое гиперзвуковое, что и глазом не успеете моргнуть. И бла-бла-бла, бла-бла-бла, мы вам-покажем-кузькину-мать…
Когда лопается терпение, и при объявленном перемирии продолжают гибнуть наши воины, теперь деловито прилетает беспилотник “Bayraktar TB2” (БПЛА), где-то мышкой щелкает украинский оператор ВСУ — и в районе Гранитного нет больше проклятой железяки, 122-миллиметровой гаубицы Д-20. Разбежалась ее обслуга, а соседним артиллеристам из батареи под триколором приходится штанишки стирать.
В войне пятого поколения прилетает, откуда не ждешь.
26 октября 2021 г. кадровые российские военные на Донбассе не только не успели поставить помехи или сбить современный БПЛА, но и не смогли даже обнаружить «Байрактар» (укр. – “Знаменосец”). Кстати, украинцы еще и гуманно поступили, потому что в ответ на артиллерийский обстрел пророссийских гопников стрельнули по приказу главнокомандующего Вооруженных Сил Украины генерал-лейтенанта Валерия Залужного… учебной (!!!) кумулятивной ракетой типа МАМ-С. В противном случае, на России хоронили бы обслугу всей батареи.
* * *
Теперь — о рабочих новинках, которые будут еще больше гонять Кремль по гречке.
Символично, что накануне, 25 октября 2021 г., американская пресса сдержанно сообщила о новости. Корпорации “General Atomics Electromagnetic Systems” (GA-EMS), Сан-Диего, Калифорния, и “Boeing Company”, Чикаго, Иллинойс, выиграли контракт Департамента Армии США на создание прототипа самого мощного на сегодня лазерного оружия с распределенным коэффициентом усиления: инновационного твердотельного монстра мощностью 30 кВт, который в воздухе отслеживает и перехватывает вражеские ракеты и самолеты.
Итак, все преимущества гиперзвуковых ракет любой скорости сразу же исчезают, когда вы способны сбить их с помощью высокоэнергетического луча, движущегося со скоростью света. То есть 300 тыс. км/сек. Если современные системы слежения будут сопровождать вражеские объекты, что не является сложной технологической задачей, — независимо от того, насколько быстро будут двигаться баллистические ракеты и бомбардировщики, мощный лазер на расстоянии будет плавить металлические корпуса, что будет уничтожать бортовую электронику и разрушать аэродинамику.
— «Нasta la vista baby», — как пела когда-то ирландская мега-группа «U2». — «Прощай, детка».
Это не мультики. Просто посмотрите на фото – что за пару секунд во время публичной демонстрации в 2015 г. сделал 30-кВт волоконный лазер “Lockheed Martin” с двигателем пикапа. Здесь, между прочим, все три детали важны: шесть лет назад, волоконный лазерный резак и – 30-киловаттный. Но и то была настоящая “Звезда Смерти” (“Death Star”).
Немного видеоистории…
* * *
Немного физики за восьмой класс. Волоконные лазеры — оптические аппараты, где среда активного усиления составляет оптическое волокно, легированное редкоземельными металлами (РЗМ) – лантанидами, вроде эрбия, итербия, неодима или др. Оптические волокна гибкие, поэтому лазеры подобной конструкции имеют луч максимального действия длиной в тысячи метров, а еще – аппараты занимают мало места. Такой прибор вы сворачиваете, словно веревку, а большое соотношение поверхности к объему означает, что корпус легко охлаждать. И последнее: волоконный лазер долговечен и выдает высококачественный луч. Впрочем, ключевой особенностью модели “Lockheed Martin” является то, что волоконные лазеры так же легко направлять, как воду из шланга.
Посмотрите на фото. Это предварительный тест от компании “Lockheed Martin Aculight”. Их 60-киловаттный лазер в 2013 г. получил рабочее название “Hellads” (“Тот, кто портит настроение”). Шучу … На самом деле – это аббревиатура: High Energy Liquid Laser Area Defense System (высокоэнергетическая жидкостная лазерная система защиты зоны). За три года модификаций аппарат с бюджетом $23,8 млн потопил реальный десантный корабль. Так война пятого поколения вступила на поприще физики высокой плотности энергии.
Что важно, проект “Hellads” оказался не единственной прихотью американских “ястребов войны”, а логически продолжил ряд исследовательских программ лазерного оружия, как-то: “Robust Electric Laser Initiative” (“RELI”; “Надежная электрическая лазерная инициатива”; мощность – 25 кВт) и “Joint High Power Solid State Laser” (“JHPSSL”; “Совместный твердотельный лазер высокой мощности”; 100 кВт), направленных на наращивание мощности боевых лазеров, которые должны стать не только эффективным, но и надежным оружием.
* * *
Все ли так идеально у американской науки для ВПК? Конечно, нет. Жизнь определяет цели науке, наука прокладывает путь жизни. Вместе с тем современная наука требует от исследователя без лишних колебаний, охотно отдать все, чтобы в награду получить тяжелый крест первооткрывателя. Не все выдерживают марафон, даже сильные сходят с дистанции.
В середине августа 2021 г. стало известно, что американская компания “Northrop Grumman Corporation”, Уэст-Фоллс-Черч, Вирджиния, больше не будет участвовать в создании для армии США мощного лазерного оружия – в частности, системы противовоздушной обороны ближнего боя. Во время тестирования 50-киловаттного лазерного модуля «Short Range Air Defense” (“SHORAD”; «Система противовоздушной обороны малой дальности») в конце 2020 г. произошел пожар. Его причиной компетентная комиссия назвала неисправности, возникшие в модуле управления питанием и системой теплоотвода.
От огня и копоти лазерный модуль “SHORAD” и боевая платформа сильно пострадали, и за свой счет компании “Northrop Grumman” пришлось капитально ремонтировать экспериментальный аппарат, прежде чем тот вернулся на стрельбище в Форт-Силл, Оклахома. Однако, в январе 2021 г. на полигоне модуль управления питанием и системой теплоотвода снова накрылся.
Как утверждал в романе “Гиперболоид инженера Гарина” (1927) Алексей Толстой:
— Без риска можно нажить только три цента на доллар.
* * *
В США гонка вооружений – это прежде всего гонка, поэтому, как пелось когда-то в песне: – “Отряд не заметил потери бойца”. А проджект-директор отдела направленной энергии Управления быстрыми возможностями и критическими технологиями (Rapid Capabilities Аnd Critical Technologies Office) армии США, доктор Крейг Робин только сдержанно констатировал:
— “Northrop Grumman” не смогли соответствовать высоким критериям, согласованным при заключении нашего контракта.
Однако, ни исследования, ни разработки не прекратились. Когда марафон досрочно завершила “Northrop Grumman Corporation”, на дистанции осталась одна компания – “Raytheon Intelligence & Space”, Арлингтон, Вирджиния, которая пыталась интегрировать лазерную пушку в систему “Maneuver SHORAD”. Сама программа стартовала еще в середине 2019 г., когда армия США заключила контракт с дочерней компанией “KBR Kord Technologies” на интеграцию лазерной системы и боевой платформы. Как главный подрядчик программы, впоследствии “Kord…” привлек к сотрудничеству субподрядчиков – “Northrop Grumman” и “Raytheon…”.
В сухом остатке: в сентябре 2021 г. первый взвод “Системы противовоздушной обороны малой дальности”, то есть три машины “Stryker” (“Нападающий”), вооруженные лазерными пушками “SHORAD” мощностью 50 кВт, стал в Соединенных Штатах на боевое дежурство, а фирма «Raytheon Intelligence & Space» получила контракт ($123 млн) на создание и поставку еще трех боеспособных высокоэнергетических систем лазерного оружия. Лед по модернизации ближнего боя тронулся, закипел…
Планируется, что в полевых операциях “Strykers” будут применены уже в 2022 г. Насущные задачи, которые будут возложены на них, – разведка, контрразведка и борьба с вражескими беспилотниками. Неслучайно модернизированные машины модели “DE M-SHORAD” штатно комплектуются системой обнаружения и отслеживания целей “EO/IR”, а также многоцелевым радаром “Ku720”.
* * *
За последние шесть лет много воды набежало в потопленные модели кораблей мнимого противника. Не тот теперь Гиперболоид президента Байдена, Москва-река не та…
|
В октябре 2020 г. появилась информация, что «GA-EMS» и «Boeing» объединились, чтобы создать масштабное высокоэнергетическое лазерное оружие класса от 100 до 250 кВт. По представленным заказчиком спецификациям, американским оружейникам хотелось доказать щедрым военным кошелькам, что их лазерная конструкция – аппарат с распределенным коэффициентом усиления – решила проблему с охлаждением, что обычно накладывает строгие ограничения на высокомощное лазерное оружие, и готова защищать дальние подступы к границам США.
Тем временем очень мило описала ситуацию вице-президент и генеральный менеджер подразделения ракетных и вооруженных систем компании “Boeing” Синди Грюнсфелдер (Cindy Gruensfelder):
— С радостью мы сделаем следующий шаг, чтобы вооружить новыми возможностями армию США. Наш совместный с «GA-EMS» продукт использует исключительно проверенные и внедренные технологии, чтобы выполнить заказ в ускоренные сроки.
Смотрим.
Существовали ли какие-то технологические проблемы? Огромное множество.
|
Вице-президент по лазерам и передовым датчикам “General Atomics Electromagnetic Systems” Майкл Перри (Michael D.Perry) тогда признался журналистам, мол, в высшей лиге твердотельных лазеров система распределенного усиления пока находится на правах Золушки. Но, так сказать, “GA-EMS” работает над этим… Поскольку распространенные щелевые лазеры, другими словами, аппараты с активной средой на углекислом газе, которые фокусируют луч на большом кристалле, служащим средой усиления, – сильно перегреваются и требуют громоздких систем охлаждения.
Напротив, волоконные лазеры, как и упомянутая выше модель Hellads Lockheed Martin, не имеют проблем с охлаждением. Поскольку они распределяют свет между несколькими пластинами, расположенными для рассеивания тепла подальше друг от друга. Но в конце концов, когда вам нужно объединить эти лучи в пучок, вот где снова появляется необходимость. Поэтому системы сведения дорогие, сложные, тяжелые и громоздкие. Замкнутый круг?
* * *
Осуществить технологический прорыв позволила система распределенного усиления, предложенная инженерами и конструкторами “General Atomics Electromagnetic Systems”. По сути, речь идет о наборе пластин, которые работают последовательно, а каждая настолько мала, что… рассеивает собственное тепло. Луч падает на первую, она увеличивает его и перебрасывает на вторую. И так далее. Отсутствует проблема с перегревом, не нужно комбинировать пластины, и вы компонуете прибор, как пожелаете. Так появилась готовность компании создать действующую модель аппарата. Даже без предварительного заключения контракта с военным ведомством США.
Почему такие неслыханные вещи возможны в США?
Во-первых, у дядюшки Сэма высокоточное оружие не разрабатывают невежды. Для примера, прежде чем 20 лет назад возглавить в корпорации “GA-EMS” направление по разработке лазерной техники, Майкл Перри работал в Ливерморский национальной лаборатории имени Эрнста Лоуренса (Lawrence Livermore National Laboratory), Ливермор, Калифорния, в деталях знал программу лазерного синтеза и написал докторскую степень по ядерной физике. Скажу больше, еще в Ливерморе, чтобы исследовать быстрое зажигание на расстоянии, молодые ученые построили первый лазер «Petawatt».
Во-вторых, в Стране равных возможностей покупать высокоточное оружие не поручают недоукам. Это только в Московии в порядке вещей поставить во главе, скажем, государственной корпорации по космической деятельности “Роскосмос” выпускника факультета журналистики МГУ, отличника экономического факультета Университета марксизма-ленинизма, доктора философских наук по теме “Проблемы национальной безопасности России на рубеже XXI века” Дмитрия Рогозина.
В-третьих, “General Atomics Electromagnetic Systems Group”, Арлингтон, Вирджиния, является бесспорным мировым лидером, если речь идет об исследованиях, проектировании и производстве уникальных электромагнитных и электрических генерирующих систем. Достижения компании не только расширили портфолио специализированными продуктами и интегрированными системными решениями, а и на практике модернизируют в США авиацию, космические системы и спутники, противоракетную оборону, энергетику, обработку и мониторинг вспомогательных подразделений критической обороны, попутно реализуя различные промышленные проекты коммерческих клиентов по всему миру.
В-четвертых, корпорацию «Boeing Defense, Space & Security» (BDSS) тоже можно не представлять. Как ведущая мировая аэрокосмическая компания, для заказчиков в более чем 150 странах она проектирует, производит и обслуживает коммерческие самолеты, различную продукцию оборонного направления и космические системы. Это ведущий американский экспортер, который умело использует преимущества глобальной базы поставщиков для развития конкретных экономических возможностей и влияния на мировой рынок.
Буквально на пальцах — о лазерном симбиозе «GA-EMS» и «Boeing»…
* * *
Будем откровенны, боевые лазеры не просто меняют представление об оружии защиты: “Можете списать на металлолом все ваши танки, вертолеты и самолеты, потому что сегодня речь идет о плановой скорострельности аппаратов 300 выстрелов в минуту, – они рождают новую парадигму войны, которая превращается в… технологическую битву.
Даже Пентагону время диктует свои условия. Вот, пожалуйста, пример.
В 2017 г. главный стратегический союзник США на Ближнем Востоке обнаружил необычную угрозу. К его границам нагло приближался небольшой квадрокоптер – такую игрушку каждый может приобрести в интернете за $200 долларов. Но было известно, что БПЛА несет самодельную бомбу… Чтобы уничтожить палестинский гостинец, пришлось выпустить ракету “Patriot” стоимостью $3 млн. Чтобы устранить угрозу, Израиль тогда заплатил бешеную цену. Тот инцидент обнажил проблему и ускорил поиски решения: что является лучшей защитой от бытового оружия нового поколения?
Необходимо считаться с фактом: новейшие угрозы технологически развитые, относительно недорогие, маломасштабные и смертельные. Поэтому отвечать на несколько сотен недорогих дронов самыми дорогими ракетами — не лучшая стратегия. Вот почему новые системы защиты должны опираться на искусственный интеллект (ИИ), чтобы помочь политическим лидерам и генералам адекватно реагировать на потенциальные угрозы с тактической скоростью, используя данные и прогностическую аналитику.
|
Третья декада XXI века убеждает, что системы направленной энергии и лазерного оружия являются проверенным практикой решением. Потому что они эффективно устраняют технологические угрозы с более точными, гибкими и доступными характеристиками, чем их предлагает традиционная баллистическая техника. Старший научный сотрудник в области лазерных и сенсорных систем “Lockheed Martin”, д-р Роб Афзал (Rob Afzal) уверяет:
— Она (наземная лазерная система “ATHENA” для преодоления ближних, малоценных угроз – А. Р.) разработана, чтобы быть точными, нанести минимальный побочный ущерб и, по сути, иметь неисчерпаемый боевой магазин. Пока у вас есть питание: нефтепродукты, водород, уран, – вы будете стрелять. Это критическая способность, когда на поле боя приходится бороться с множеством мелких недорогих отдельных угроз, таких как облако дронов или дивизия бронетехники.
Это не отрывок из сценария кинофраншизы “Звездные войны”. Еще в марте 2018 г. Военно-морской флот США заключил с компанией “Lockheed Martin” пилотный контракт на сумму $150 млн на разработку корабельных лазеров, которые могут “ослеплять” эскадрильи вражеских БПЛА и останавливать легкие штурмовые катера. Если экспериментальные модели будут одобрены, речь пойдет о контракте на $942,8 млн.
Не мультики, но не менее интересно…
* * *
Тем временем первый руководитель Командования армии будущего (United States Army Futures Command, AFC) со штаб-квартирой в Остине, Техас (см. здесь), американский генерал Майк Мюррей (John Michael “Mike” Murray; 1960) по-военному немногословен:
— Можете к нам не приходить, мы сами к вам придем.
А дальше, чтобы зарубежные коллеги понимали всю серьезность ситуации, он взял и принял на работу в AFC… несколько главных технических директоров (Chief technology officer). По разным направлениям, как-то: д-р Дэвид Харви, л-р Дэррил Граффан, д-р Эл Дин и другие.
Это – в полностью укомплектованные штаты подразделений: Командный центр по развитию боевых возможностей (Combat Capabilities Development Command Armaments Center, CCDCAC), исследовательский центр “Арсенал Пикатинни” (Picatinny Arsenal), федеральную программу “Вооружение и боеприпасы” (PEO Armaments & Ammunition) и межфункциональную группу по высокоточной стрельбы на дальние расстояния.
Вот почему армия США, как говорится, всегда в теме и считается самой сильной в мире, а от Управления быстрого обеспечения возможностей и критических технологий (Rapid Capabilities Аnd Critical Technologies Office, RCCTO) корпорации “General Atomics Electromagnetic Systems” и “Boeing”, в конце концов, получили контракт на создание 300-кВт (!!!) лазера с направленным лучом и соответствующего программного обеспечения боевого слежения, наведения и действия.
|
Пока не сообщается, будет ли оборудоваться лазерными системами боевая авиация США или, как показано на рендерах (визуализированная графика), портативно будет использоваться на военных грузовиках или БМП. Для президента “General Atomics Electromagnetic Systems” Скотта Форни (Scott Forney) – это не вопрос:
— Любое пожелание заказчика мы выполним. Предложенная «GA-EMS» технология станет мощным скачком в создании противовоздушной и противоракетной обороны будущего, необходимой для поддержки национальных усилий по модернизации армии и преодолению угроз нового поколения в многодоменном боевом пространстве.
* * *
Официально пресс-релиз корпорации “General Atomics Electromagnetic Systems” описывает будущий прототип 300 кВт лазерной пушки, как боевое оружие, которое будет иметь “смертельную мощность выше, чем что-либо, созданное до сих пор”. ТТХ любой другой модели непрерывного лазера блекнут по сравнению с предлагаемой системой “Ультракороткий импульсный лазер” (Ultra-Short Pulse Laser), потому что последний будет высвобождать до 5 тераватт энергии (или: 5 000 000 000 000 ватт), выстрелами (импульсами) до 30 фемтосекунд (1 фс = 10-15 с), 300 раз в минуту.
Есть вопросы?
Помните, соседушки, о той незаметной вспышке, прежде чем зыркнуть в прицел.
А наибольший прикол знаете в чем?
Военная продукция от “GA-EMS” и “Boeing” отличается от нашего представления, сложившегося под влиянием научной фантастики и голливудских боевиков о вторжении инопланетян. На самом деле, человек физически никогда не увидит боевой лазерный луч, потому что тот… невидимый. На поле боя выходит высокотехнологичный снайпер, и его враг не будет знать, откуда будет стрелять лазер, когда ему прилетает со скоростью света, и не то что прицелиться в ответ, а даже попытаться это сделать – времени больше нет.
Как это происходит? Посмотрим…
Александр Рудяченко
Использованные источники: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15