Вместо борьбы с коронавирусом мы видим хаос и бездействие – депутат Киевсовета Богдана Тимощук/На фоне пандемии происходит странное соревнование между Минздравом и местной властью
О действиях Киевсовета, который пытается облегчить жизнь жителям и предпринимателям столицы во время локдауна, системных провалах центральной власти во время борьбы с коронавирусом, а также о конфликтах правительства с местной властью, в интервью «Апострофу» рассказала депутат Киевсовета от «Батькивщины» Богдана ТИМОЩУК.
– В среду, 28 апреля, киевские власти приняли решение о завершении жестких ограничений в связи с пандемией коронавируса. По вашему мнению, помог ли карантин стабилизировать ситуацию в столице?
– Ограничения, введенные в Киеве, хоть и непопулярны, но были абсолютно оправданными, в том числе это касалось и ограничения допуска в общественном транспорте. Этот метод применяется во всем мире, когда общественный транспорт работает только по спецпропускам – для работников критической инфраструктуры.
Другой вопрос, что когда мы спасаем население от инфекции, мы не должны попасть в другую крайность, когда из-за перманентного локдауна наступит экономический кризис для каждого человека. В период усиления карантинных мер предприятия должны перевести сотрудников на дистанционную работу, или если это невозможно, то обеспечить логистику для своих сотрудников.
Как видим, в последний месяц нам удалось организовать систему работы по доступу к общественному транспорту для работников критической инфраструктуры, а также помочь тем, кому пришлось ограничить свою деятельность.
– Уточните, что Вы имеете ввиду, говоря о помощи?
– Озвучу лишь некоторые из элементов. На пленарном заседании Киевсовета 8 апреля мы поддержали внесение изменений в решение по поводу комплексной поддержки субъектов хозяйствования столицы. В частности, были введены льготы для малого и среднего бизнеса на период карантина. Речь идет об установлении символической фиксированной суммы долевого участия в размере 1 гривны для летних и сезонных площадок. Такая поддержка не только уменьшит финансовую нагрузку на бизнес, но и позволит сохранить рабочие места.
Договорились мы и о снижении оплаты за размещение наружной рекламы и рекламы на коммунальном транспорте, а также об освобождении владельцев авто на территории Киева от оплаты за парковку на площадках КП «Киевтранспарксервис».
Еще один важный момент: мы поддержали компенсацию процентов не только по кредитам для малого и среднего бизнеса, которую город ввел год назад, но и по кредитным линиям для крупных компаний. Также мы расширили перечень субъектов малого и среднего бизнеса, которые имеют право на такую компенсацию. Увеличили мы и количество банков-партнеров этой программы.
– Как вы считаете, этого достаточно?
– Без сомнения, социальные выплаты – мизерные. Я имею ввиду не только 8 тысяч гривен, которые выделяются в качестве компенсации для бизнеса от государства. Не секрет, что социальные выплаты, пенсии и пособия у нас не обеспечивают гражданам нормальных условий жизни. Суммы выплат привязаны к определенно низкому прожиточному минимуму, который не соответствует реальным потребностям людей.
К тому же увеличение помощи съедает инфляция. За последний год продукты питания подорожали на 30%-90%, а коммунальные платежи – на 30%. Несомненно, нужно увеличивать суммы выплат. И сделать это возможно, если рационализировать расходы. К примеру, временно отложить строительство некритической инфраструктуры, а деньги перераспределить на социальные выплаты. Во время пандемии, роста безработицы и снижения уровня доходов семей крайне важно, чтобы нашим гражданам была гарантирована социальная защита.
– Когда год назад в Украине ввели первый локдаун, еще никто не знал, что это за вирус и как с ним бороться, и люди поддерживали ограничения. Но год спустя украинцы начали обосновано возмущаться повторным карантинам. Когда и у центральной, и у местной власти было достаточно времени, чтобы подготовится к новым волнам заболеваемости, оборудовать больницы и закупить вакцину, они этого не сделали в полном объеме, а вместо этого переложили ответственность на простых граждан. И люди, и бизнес задаются вопросом: сколько это может продолжаться?
– Проблема состоит в том, что у правительства до сих пор нет стратегического плана выхода из коронакризиса. Все вопросы решаются, что называется, по ходу пьесы. Чего только стоит Нацплан вакцинации, который был опубликован 12 апреля. В апреле нужно было вакцинировать 2,65 млн. человек, но за месяц в Украину доставлено только 408 тысяч доз вакцины. Такие планы вакцинации напоминают банальную бюрократическую отписку, когда цифры берутся с потолка – устанавливаются абсолютно нереальные сроки вакцинации. И самое интересное: вся ответственность за реализацию этого плана перекладывается с Минздрава на местные власти. А министерство, как оказалось, будет заниматься исключительно информационно-разъяснительной работой.
То, что касается закупки вакцины киевскими властями, то Кличко говорил о том, что КГГА имеет право самостоятельно напрямую закупать вакцину. Но тут возникают закономерные вопросы: почему по этому важнейшему вопросу не были начаты переговоры с производителями еще, например, прошлым летом. Если центральные власти не исполняют свои функции, тогда у городских властей просто нет другого выбора кроме как взять инициативу на себя.
– Виталий Кличко еще в феврале говорил о том, что ведутся переговоры для закупки из местного бюджета миллиона доз вакцин от коронавируса. Где они?
— Киевсовет еще в феврале предусмотрел 140 млн грн. в бюджете города на закупку вакцин. Почему тендер по закупке 277 тысяч доз вакцины на Prozorro объявили только 27 апреля – большой вопрос. Если городские власти могли закупать вакцину, то почему Департамент здравоохранения городской администрации объявил тендер только сейчас?..
Мне сложно ответить на этот вопрос, хотя я являюсь заместителем главы комиссии по здравоохранению и социальной политике в Киевсовете. Но есть один интересный момент: когда руководитель фракции «Евросолидарность» Марина Порошенко публично выступила на сессии с инициативой от нашей комиссии обратиться к Кабмину за разрешением напрямую заключать контракты с производителями вакцин, Киевсовет – и непосредственно фракция УДАР – за это не проголосовал. Странно, не правда ли?
И это при том, что в мире – дефицит вакцины, на поставки стоит огромная очередь, и такие вещи бронируются заранее.
В КГГА уверяют, что переговоры сейчас ведутся с Израилем, Индией и другими странами. Сейчас мы контролируем этот вопрос и хотим услышать от профильного заместителя главы КГГА ответ – насколько они продвинулись в переговорах. Ведь получается, что мы только слышим разговоры городских властей, но никаких результатов нет.
– В Украину уже завезли несколько сотен тысяч вакцин разных производителей, которые распределили между регионами. И было удивительно читать новости, когда оказалось, что, к примеру, за 18 апреля в Киеве не было сделано ни одной прививки. Почему так происходит и столица сидит без вакцин?
За всё время было вакцинировано чуть больше 50 тысяч человек в Киеве. Что для города с населением в 2,96 млн человек (и 4,8 млн людей, которые в рабочие дни остаются ночевать в столице) — ничтожно мало. Но тут вопрос не к городским властям, а к государственным – в частности, к Минздраву, ведь он занимается распределением вакцины. Киев получил за все время всего 124 тысячи доз.
Сообщу неприятную новость – в Киеве закончились вакцины CoviShield. И тут возникает вопрос о второй прививке для тех, кого уже привили индийской вакциной. В департаменте КГГА нас успокоили: дескать, вторую прививку можно делать любой вакциной, и это даже будет лучше для иммунитета.
Я спорить не стала, но когда в тот же день вечером на одном из телеканалов выступал глава Минздрава Максим Степанов и сказал, что обе дозы вакцины должны быть только одной марки, например, AstraZeneca с AstraZeneca, я, мягко говоря, удивилась.
В результате, противоречивые данные, которые мы слышим от наших чиновников, сеют сомнения у людей, которые ждут эту вакцину. Показательная история случилась с тем же CoviShield: когда приехала первая партия, чиновники заговорили, что промежуток между первой и второй дозой должен составлять 28 дней. Когда же стало известно, что следующая партия вакцины задерживается, у нас тут же приняли решение продлить промежуточный период до 120 дней.
– Помимо отсутствия необходимого количества вакцин, у нас есть проблема с нежеланием самих людей вакцинироваться. По разным социологическим опросам, около половины украинцев не собираются прививаться. На уровне местных властей что-то делается, чтобы поднять процент желающих?
– Тут ситуация зависит от информированности. Психология людей такова, что они всегда отрицают то, чего не знают и не понимают. А у нас плохо с информацией. Все это усугубляется тем, что у людей – низкое доверие к руководителям. Когда мы в СМИ наблюдаем весь этот хаос, когда один чиновник говорит одно, второй – другое, все это приводит к абсолютно полярным позициям в обществе.
Украине сейчас крайне необходима единая информационная линия и один человек, который выдает четкую, объективную информацию. Но лидеры общественного мнения никак не могут между собой договориться.
Коронавирус – это кризис, сравнимый с военным положением, а у нас в этой ситуации нет главнокомандующего, которому бы доверяли люди. У нас нет гарантий. Когда Верховная Рада голосует за снятие ответственности с производителя за негативные последствия от вакцинации, сразу начинаешь переживать – даже если до этого причин для сомнений не было. Поэтому в таких случаях должен быть главнокомандующий, который расскажет и донесет до людей необходимую информацию.
– Этим человеком должен быть глава Минздрава, у нас же есть Максим Степанов? Или он не стал тем главнокомандующим, которому бы доверяли украинцы?
– У меня складывается двоякое впечатление: или у каждого из членов правительства – какая-то своя, отдельная, политическая линия, или же, что более вероятно, у них нет политической линии вообще. В результате мы видим хаос, непрофессиональные метания, отсутствие ответственности за неправильные решения и, как результат – бездействие вместо работы.
На этом фоне происходит еще и какое-то странное соревнование между Минздравом и местной властью. К примеру, Кличко уже криком кричит, обращаясь к Минздраву открыть ведомственные больницы, которые находятся на территории города. А они – закрыты, никакого государственного решения нет. Хотя в той ситуации, в которой мы оказались из-за пандемии, должны были быть мобилизованы руководители всех профильных структур и ведомств. А Кабмин должен был обязать ведомственные больницы принимать киевлян.
– Как Вы считаете, пандемия как-то повлияла на то, чтобы власть решила пересмотреть свое отношение к отечественной медицинской системе?
– Я очень надеюсь, что она в умах многих что-то изменит. Пандемия открыла глаза на многие проблемы в медицинской сфере. Например, проблемы Института вирусологии, который к началу пандемии практически перестал существовать, а в медицинских университетах перестали обучать врачей-вирусологов. Сейчас набор на специальность врач-вирусолог опять открыт.
Проблемы с плановой вакцинацией населения от кори и других вирусных болезней у нас были и до коронавируса, просто мало кто заострял на этом внимание. Сейчас же вскрылся этот многолетний нарыв, и мы видим последствия. Позитивный момент состоит в том, что хоть и в результате пандемии, но эти многолетние проблемы начали решаться.
Но есть один важный нюанс: с введением первого локдауна, по моему мнению, стоило остановить медреформу. Нельзя все процессы запускать одновременно, нужно быть управленцем высшего пилотажа, чтобы все это делать вместе.