Опасайтесь китайского дракона
30 Январь, 2008 19:40:00 | 127 раз прочтено
После закрытия североамериканского международного автошоу в Детройте, у многих укрепилось мнение, что пять китайских производителей, принявших участие на выставке, еще долгие годы не будут представлять реальной угрозы: легковые автомобили и грузовики еще слишком сырые по дизайну и сборке, их технологии являются слабой копией ведущих производителей, к тому же их сертификация и гарантии не соответствуют западным стандартам. Почти невразумительные пресс-релизы и намеки официальных представителей укрепили такое мнение. Среди доводов приводилось мнение о том, как долго японским и корейским производителям пришлось добиваться международного признания.Но не стоит уповать на большие сроки. Китайская угроза гораздо больше, чем когда-либо. Кроме того, автомобильная индустрия в Китае набирает обороты. А последние экспортные китайские образцы отражают реальные планы правительства страны относительно внедрения в мировую индустрию. Рассчитывая, что это займет годы, можно упустить главное.Во-первых, необходимо учесть, что китайский рынок занимает второе место в мире, опередив в 2006 году Японию. Предварительные результаты показали, что в Китае почти 9 миллионов машин. По прогнозам, сделанным китайской Ассоциацией автомобильных производителей, это число в 2008 году вырастет до 10 миллионов. В то же время рынок США в этом году будет сокращаться. Весь вопрос в том, насколько. Китайские производители будут становиться сильнее на собственном независимо от того, что будет происходить вне его. В настоящее время Китай является установившейся автомобильной державой и не считаться с этим нельзя. Все основные автомобильные производители были вынуждены принять условия правительства и создать совместные условия для получения возможности войти в развивающийся китайский рынок. Принятые условия «свободной продажи» позволяют автомобильным производителям расширять собственные продажи на прибыльный китайский рынок и использовать его, как источник приобретения недорогих компонентов для удовлетворения собственного производства и для продаже на других рынках. Откровенно говоря, у западного производителя нет альтернативы, если он стремится работать в Китае. В отличие от США, доступ на китайский рынок контролируется правительством страны. Грузовики и узлы для автомобилей отправляются на экспорт от «зарубежных» производителей, находящихся в Китае, и их совместных предприятий. У некоторых западных производителей количество комплектующих, производящихся в Китае, достигает 30 процентов, независимо от того, где находятся их сборочные заводы. Единственное, чего хотят поставщики, чтобы качество изделий не сравнивалось с «китайской ценой». «Иностранные» производители в Китае обеспечивают техническую экспертизу, маркировку узнаваемыми марками и демонстрацию качества производства. При этом редко говорится о том, что обратной стороной такого бизнеса является приближение китайского дракона. Западные производители, такие как Toyota, General Motors, Volkswagen, Mercedes-Benz и Honda, обучают китайцев тому, как с ними бороться.
Компания China America Cooperative Automotive объявила на выставке о том, что уже в этом году она готова поставлять небольшие внедорожники на рынок США. Эти автомобили будут выпускаться фирмой Hebei Zhongxing Automobile Company или ZXAuto. В настоящее время компания ZXAuto поставляет их в небольших объемах из Китая в 52 страны. По мнению компании Chamco, это всего лишь вопрос времени.
Changfeng Motors показала небольшой кроссовер CS6, успешную модель компании, Liebro CS7 и Kylin, пятидверный хэтчбэк, продаваемый в Японии. Обе машина изготовлены с участием Mitsubishi. В прошлом году, когда Changfeng представляла автомобили, они были еще прототипами. В этом году они не только запущены в производство, но уже поставляются на многие рынки.
Geely представила седан FC, изготавливаемый в настоящее время в Китае. По размерам и оборудованию FC может сравниться с Corolla, и она не такая сырая, как о ней можно подумать. Выпуск намечен на 2008 года, и в ближайшие года она может появиться в США. «Трудно сказать, когда точно. Но не очень скоро», – высказался г-н Ли Шуфу (Li Shufu), председатель правления холдинговой компании Geely. Geely уже выпускает в Китае свои двигатели и коробки передач по собственной, как они утверждают, технологии. Амбиции председателя смахивают на размеры Китая. Цели предусматривают к 2015 году достижения доли в 2,5 процента на мировом рынке, ежегодное производство 20 миллионов автомобилей, из которых 65 процентов будет поставляться на экспорт под маркой Geely.
Такие же дерзкие амбиции принадлежат BYD Auto Company (Build Your Dream – Построй свою мечту): их седан F6DM, соответствующий размерам Camry, выходящий летом в Китае по цене 28 000 долларов, должен стать первым в мире двухрежимным подключаемым гибридом. В отличие от гибридов, анонсируемых компаниями Toyota и General Motors, чей выход ожидается не ранее, как через пару лет, гибрид F6 не использует литиево-ионных аккумуляторов, которые, как считается, необходимо использовать для ускорения зарядки. Вместо них F6DM использует новый тип перезаряжаемых аккумуляторов на основе чугуна с заявленным пробегом в 100 километров. Скептики могут улыбнуться, однако не стоит забывать, что родительская компания является одной из ведущих мировых производителей батарей для мобильных телефонов. Кроме того, компания BYD уже в ближайшие годы рассчитывает достичь стандарты США.
Текущее проникновение китайских машин на мировой рынок направляется политикой центрального правительства Китая после тщательного изучения причин роста японской и корейской автомобильной индустрии. Правительство преследует простые цели. Чтобы выжить, необходимо поднять из нищеты более 700 миллионов людей из общего количества 1,3 миллиарда жителей страны. Ключевым вопросим является экономический рост. Расчетливое управление экономикой в течение примерно десяти лет привело к ежегодному росту валового внутреннего продукта примерно на 7 процентов. Правительство считает автомобильное производство одним из основных производств и намечает серьезные цели. При этом планируется за счет внутренних резервов обеспечить растущие потребности Китая. Использовать совместные предприятия для наполнения местного рынка и сделать китайских производителей конкурентоспособными с всемирно известными производителями. Объединять мелкие предприятия для создания более мощных крупных предприятий. Постепенно развивать собственных независимых китайских производителей с собственными технологиями, опытом и торговыми марками. И наконец, завоевать лидирующее положение на мировых рынках.Для Японии это заняло 40–50 лет, для Кореи всего 25. Обе страны ограничили свободный доступ на собственный рынок и расширили возможности местных предприятий. Китай рассчитывай достичь своих целей за 15 лет. Начало экспорта станет началом последнего этапа этого грандиозного плана.