Журналисты назвали причины недофинансирования Минфином армии и медицины
Главный провал Министерства финансов — хроническое недофинансирование расходной части бюджета, и денег не хватает даже на армию и медицину. Об этом говорится в материале «Апострофа». Как отметили эксперты KSE, дефицит госбюджета в 2021 составит порядка 170 млрд грн, и главный провал Минфина — недовыполнение расходной части бюджета. За 10 месяцев 2021 оно составило 106,7 млрд грн (-9,6% от бюджетной росписи). Из них 75,7 млрд грн недофинансировано по общему фонду, 30,9 млрд — по специальному. По долговым выплатам — было недофинансировано 12,3 млрд грн, из которых 9 млрд грн «сэкономили» на обслуживании долгов, 3,1 млрд — по гарантийным обязательствам. Невыполнение плана по другим расходам, требующих финансирования составило 62,6 млрд грн, из которых 25,2 млрд — по защищенным статьям (соцобеспечение, оплата труда, медикаменты, продукты питания, оплата коммунальных услуг). Медицина — «минус» 13,7 млрд грн: по госгарантиям не профинансировано 7,9 млрд грн, развитие скорой помощи и технической базы — на 2,3 млрд грн. Армия — «минус» 8 млрд грн: ремонт вооружений, военной техники — на 4,2 млрд грн, обеспечение ВСУ — на 3,6 млрд грн. Фонд регионального развития — «минус» 1 млрд грн. В половине случаев Минфин не открывал ассигнований и не дал возможность использовать средства. По состоянию на 1 ноября 2021 объем неоплаченных обязательств правительства составил 3,7 млрд грн. При этом Минфин «лезет в карман» местным органам власти. В марте — на 10,3 млрд грн; в июне — на 12 млрд грн; в июле — на 10 млрд грн; в сентябре — на 28,2 млрд грн. Минфином часто не были приняты порядки использования средств, не утверждены паспорта бюджетных программ, не проведены тендеры. Но Марченко за счет занижения прогнозных показателей может демонстрировать перевыполнение плана и «сводить» бюджет без дефицита. Самый яркий пример манипуляций — заниженные базы для начисления НДС. Здесь Минфин берет заниженный показатель роста экономики. Это же произошло и с госбюджетом-2022: расчеты велись по минимальным потребрасходам, чтобы иметь запас поступлений. Однако занижение базы налогообложения приводит к занижению объемов поступлений от НДС. То же касается таможенных поступлений — налоговая нагрузка на импорт сократилась, импорт увеличился на треть, а таможенные поступления — уменьшились, что говорит о росте теневого сектора. Также Минфин не выполняет план по заимствованиям. Ранее это направление кредитовал Нацбанк, но свернул программу. Когда НБУ заливал банки кредитами рефинансирования, они скупали ОВГЗ. Кредитование вели Ощадбанк, Укрэксимбанк с подачи Минфина. Как только у министерства возникал кризис с нехваткой средств, госбанки скупали облигации. Но после сворачивания рефинансирования банки не так охотно разбирают ОВГЗ. Плана на международном долговом рынке у Минфина тоже нет. За 10 месяцев план Минфина по заимствованиям не был выполнен почти на четверть. Ситуацию не спасет выделение МВФ кредитного транша в ноябре-декабре, даже если это случится — недобор по долговым обязательствам для покрытия дефицита намного больше. «Разговоры о том, что недобор займов — это экономия для бюджета, не выдерживают критики: когда в стране недофинансируются даже армия и медицина, и даже при «виртуальном» перевыполнении доходов приходится фактически «лезть в карман» местных бюджетов — вопрос не в экономии, а в эффективном управлении привлеченными средствами. А с этим в Минфине, похоже, большие проблемы», — подытожил автор материала.