Украинские беженцы заставили европейцев покупать гречку, — замминистра агрополитики
Украина, несмотря на войну, остается важным игроком на мировом продовольственном рынке. При этом сложности с аграрным экспортом никуда не делись – и не только из-за непрекращающихся обстрелов со стороны России, но и некоторых деструктивных действий наших союзников. О том, какой урожай удалось собрать в уходящем году, какая его часть будет продана за границу, а также как обезопасить экспортные поставки и защитить собственных аграриев в интервью «Апострофу» рассказал первый заместитель министра аграрной политики и продовольствия Украины ТАРАС ВЫСОЦКИЙ. Читайте также: Воры в овечьей шкуре: почему Путин бомбит Одессу Гречки хватит – Главный вопрос: какой урожай удалось получить в этом году? — Если говорить о зерновых и масличных культурах, которые составляют основу отечественного экспорта, то собрано 22 миллиона тонн пшеницы, почти 6 миллионов тонн ячменя, до 30 миллионов тонн кукурузы. Урожай рапса составил 4 миллиона тонн, сои – 4,7, а подсолнечника – 13 миллионов тонн. Всего зерновых и масличных культур планируется собрать около 80 миллионов тонн. – Сколько из этого необходимо для потребления в Украине, а сколько мы можем экспортировать? – Для удовлетворения внутренних потребностей Украине достаточно около 20 миллионов тонн зерна. Эта цифра может в течение года несколько увеличиться, поскольку сейчас мы видим рост животноводства. Однако в любом случае внутреннее потребление не превысит 25 миллионов тонн. Таким образом, для экспорта у нас остается 55-60 миллионов тонн сельскохозяйственной продукции. – Для потребления в Украине нам нужны не только те культуры, которые Украина традиционно экспортирует. Удалось ли в нынешнем году обеспечить себя всем необходимым? — К счастью, по всем основным культурам мы получили урожай, позволяющий полностью закрыть внутренние потребности. Помимо названных экспортных позиций, выращено достаточное количество овса, проса, гороха… Улучшилась по сравнению с прошлым годом ситуация с овощами — луком, свеклой, морковью и т.д. Также получен рекордный урожай гречки – около 220 тысяч тонн. Это практически вдвое больше годового потребления. Так что есть даже излишек. – Это видно по ценам на гречку, которые сейчас резко снизились, что безусловно радует покупателей. Зато аграрии выражают обеспокоенность: они недополучают средства, и это может привести к тому, что в следующем году гречки будет посеяно меньше, и возникнет дефицит. — Производители ищут пути реализации своей продукции. В частности, появился экспорт гречки, которого раньше практически не было. Главная причина этого – наличие в Европе миллионов наших беженцев. Они формируют достаточно значительный спрос на гречку и распространяют культуру ее потребления. Это вынуждает европейские сети закупать этот продукт в Украине. Правительство со своей стороны способствует этому. Сняты все ограничения на экспорт гречки, которые существовали раньше. Благодаря этому в Европу начался экспорт гречки. Главный путь экспорта – море – Наличие большого экспортного потенциала порождает вопрос: каким образом мы будем вывозить такой огромный объем грузов? – Лучшим путем является, конечно же, море. Другие маршруты, как бы мы их ни нагружали, вряд ли справятся с таким количеством продукции. Поэтому большое значение для нас имеет морской коридор, который начал действовать в сентябре. Сегодня он успешно работает. Количество кораблей, которые, несмотря на постоянные вражеские обстрелы, проходят в порты Большой Одессы, постепенно растет. Это дает определенные основания для сдержанного оптимизма. Если движение по коридору и дальше будет увеличиваться, то это позволит удовлетворить потребности экспорта. Читайте также: Военно-морские силы работают: есть ли жизнь без «зернового коридора» — Однако заход в украинские порты все же остается достаточно рискованным делом. Недавно, к примеру, российская ракета попала в судно под либерийским флагом. — Конечно, такие инциденты не способствуют готовности судовладельцев отправлять корабли в Украину, учитывая повышенные риски. Поэтому возникает вопрос о надежной страховке этих рисков. Причем для нас важен не только сам факт наличия полисов, но и стоимость страховки. Как известно, она зависит от степени риска. Поэтому для первых кораблей, которые проходили по коридору, стоимость достигала 7% от суммарной стоимости судна. Такая высокая цена страховки для нас неприемлема. Она ведь является частью конечной стоимости зерна. И если она растет, то на ту же сумму снижается та цена, которую производители получают за свою продукцию. Таким образом, из-за дорогостоящей страховки фермеры теряют 10-15 долларов на тонне продукции. И это очень значительные убытки для них. Поэтому Украина заинтересована в значительном понижении страховых взносов. — До какого уровня, по вашему мнению, можно их снизить? — Наша цель – довести стоимость страховки до 1%. – Но обстрелы продолжаются, и уровень рисков уменьшается очень медленно. Как можно сократить в несколько раз страховые взносы? – Именно для этого правительство создало совместный страховой фонд с британской страховой компанией Marsh McLennan. Общая сумма фонда – 100 миллионов долларов, из которых 20 миллионов вложило правительство Украины, а остальное – британцы. Это позволит страховать суда, направляющиеся в украинские порты, под 1%. А в случае форс-мажора судовладельцы получат полную компенсацию своих убытков. Такая страховка будет доступна не только для судов с зерном, но и для тех, что перевозят другие товары, в частности, продукцию металлургии. – А какая, кстати, судьба корабля, пострадавшего от ракеты? – Я не могу разглашать детали. – Тем не менее, всегда сохраняется опасность того, что проход судов будет снова заблокирован или значительно затруднен. У нас есть запасные варианты? – Главный альтернативный маршрут также водный – из портов на Дунае. Он также активно работает, несмотря на постоянные обстрелы. Также зерно вывозится железнодорожным транспортом. Наибольший поток направляется в румынский порт Констанца. Часть продукции также вывозится автомобильным транспортом. Однако сейчас этот поток очень незначительный. – Сухопутные перевозки вызвали споры с нашими западными соседями из-за того, что тамошние фермеры не хотели конкуренции со стороны украинских. Особенно острой ситуация была с Польшей. Удалось ли найти приемлемое решение этих проблем? – Сейчас этот вопрос уже не стоит так остро. Перевозка автомобилями значительно дороже, чем другими видами транспорта. И поскольку мировые цены на зерновые в последнее время снизились, вывозить зерно фурами стало экономически нецелесообразно. Так что в последнее время поток не очень значительный. Производителей не оставят в беде – Из-за проблем с экспортом транспортные расходы растут, а производители получают меньше денег за свою продукцию. Как это влияет на их финансовое состояние, и не приведет ли снижение доходов к тому, что аграрные предприятия не смогут работать? – Осенняя посевная уже состоялась. А прохождение весенних работ будет зависеть от ситуации в ближайшие два-три месяца. Она действительно сложная, но мы надеемся на ее улучшение и работаем над этим. Многое зависит от того, как будет функционировать «зерновой коридор». Мы рассчитываем на увеличение грузопотока до уровня, который обеспечит потребности экспорта. Также благодаря новому механизму страхования снизится стоимость перевозок, благодаря чему аграрии смогут получать дополнительно около 30 долларов за тонну. Это позволит производителям, по крайней мере, выйти на точку безубыточности при реализации своей продукции и продолжать свою деятельность. — Принимает ли правительство меры по финансовой поддержке производителей? – Да. В частности, аграрии имеют возможность пользоваться льготными кредитами по программе «5-7-9» до 31 марта 2024 года. И уже принято политическое решение продлить такую возможность еще на год – до 31 марта 2025 года. Поддерживать отечественных аграриев нам помогают международные институты. Европейский Союз уже выделил на это 20 миллионов евро. Также подписано соглашение между Минагрополитики и Всемирным банком на 700 миллионов долларов. Эти средства будут использованы на поддержку агросектора, в частности, на поддержку программы льготного кредитования. Кроме того, планируется прямая финансовая поддержка наиболее уязвимой группы агропредприятий – небольших фермерских хозяйств, которые обрабатывают до 120 гектаров земли. Они получат единовременную выплату в размере 4 тысяч гривен на гектар. А те, которые находятся на деоккупированных территориях, – 8 тысяч на гектар. Эти меры должны помочь производителям и в будущем году обеспечить производство достаточного количества агропродукции. Читайте также: Сколько в Украине собрали зерна в 2023 году: Кабмин озвучил цифру