eplus.com.ua

Проект Госбюжета-2022 следует доработать с учетом ситуации в энергосекторе — эксперт

Ноябрь 18
15:26 2021

До 20 ноября проект госбюджета-2022 должен быть утвержден парламентом во втором чтении. О том, каковы его особенности написал в блоге на «Лига» доцент Университета ГФС Украины, кандидат юридических наук Андрей Гмырин. По мнению эксперта, проект бюджета отвечает реалиям страны. Андрей Гмырин приводит показатели из проекта: рост ВВП — 3,8%; индекс инфляции — 106,2%; доходы должны вырасти на 14,44% в сравнении с 2021 (1267,4 млрд грн); расходы — на уровне 1441,9 млрд грн, больше на 7,2%; дефицит 188 млрд грн, что на 23,77% меньше, чем в 2021; на погашение госдолга — 393,325 млн грн, что на 16,02% меньше; на обслуживание госдолга запланировано 181,415 млн грн — на 14,33% больше, чем в 2021. В то же время проект Госбюджета-2022 не учитывает ряд факторов — рост мировых цен на энергоносители (нефть и газ), последствия соглашения Венгрии и РФ по поставкам газа в обход Украины и отказ Беларуси поставлять электроэнергию для украинского рынка, отмечает автор. Главное внимание Андрей Гмырин уделяет инструментам формирования доходной части бюджета. На 2 млрд грн должны вырасти доходы от внутреннего НДС и на 6,9 млрд грн от НДС из импортируемых товаров. Эксперт выражает сомнение, что Кабмину удастся получить их с учетом коррупции на таможне и схем по минимизации налогов. Другой источник поступлений — налог на прибыль. Казна должна получить около 30 млрд грн (более 70% от прогнозируемого увеличения доходов бюджета). Ученый предполагает, что авторы документа определили сумму, ориентируясь на ограничения по учету убытков по налогу на прибыль для крупных налогоплательщиков. Ограничения предусмотрены законом №5600 («антиолигархический»), одним из положений которого было изменение методики расчета рентной платы по добыче железной руды. «Если правительство надеется получить от реализации положений «антиолигархического» закона 30 млрд грн, то в чем антиолигархический эффект? Где увеличение поступлений от рентной платы по добыче железной руды?» – пишет Андрей Гмырин, и уточняет, что причиной отсутствия увеличения поступлений служит рынок — когда проект разрабатывался, цены достигли пикового значения, а на момент голосования — вернулись к среднему уровню. Эксперт считает метод определения базы для ренты справедливым, поскольку он позволяет уравновесить рост прибыли с увеличением уплаты ренты. По мнению аналитика, документ создает преференции для олигархов, что демонстрирует намерение государства получить выгоды от налога на прибыль. Эксперт указал на важную роль такого инструмента по привлечению инвестиций в экономику, как облигации внутреннего государственного займа (ОВГЗ), который используется пока недостаточно эффективно. В качестве другого примера неэффективной работы с ценными бумагами Андрей Гмырин приводит факт выпуска НЭК «Укрэнерго» 5-летних «зеленых еврооблигаций» на 825 млн долл. Эти средства Кабмин планировал направить на погашение долгов перед производителями зеленой энергии, но чиновники попытались использовать их на латание бюджетных «дыр», что может иметь негативные последствия для кредитного рейтинга Украины. Факторами, которые будут иметь влияние на поступления от ОВГЗ, эксперт называет инфляцию и учетную ставку НБУ. Автор советует чиновникам использовать для оживления экономики госфинансирование, инвестиции или амнистированные капиталы из теневого сектора (без средств, приобретенных преступным путем). «Принятие бюджета на раннем этапе должно исключать необдуманные шаги правительства — подобные тем, которые касаются нецелевого использования средств от зеленых еврооблигаций. Можно сделать вывод, что определяющим фактором сбалансированности бюджета-2022 будет ситуация на энергетическом рынке… Правительству не мешало бы уделить большее внимание энергетической безопасности государства — например, создать отдельный фонд для покрытия расходов от вполне возможного кризиса в энергетике», — резюмирует Андрей Гмырин.

Статьи по теме

Последние новости

Зеленский приехал в Брюссель: о чем будет говорить с лидерами НАТО и ЕС

Читать всю статью

Наши партнеры

UA.TODAY - Украина Сегодня UA.TODAY

EA-LOGISTIC: Транспортная компания с высоким стандартом обслуживания и надежности.