Повторение пройденного: почему в Украине стал возможен новый Чернобыль
В условиях дефицита угля и газа во время нынешнего отопительного сезона украинская власть делает ставку на атомную энергетику, которая и ранее обеспечивала производство более половины всей электроэнергии в стране. Однако поспешность, с которой правительство пытается ввести в эксплуатацию ядерные объекты, вызывает обеспокоенность специалистов, поскольку речь идет о вопросах безопасности. «Апостроф» разбирался, что сейчас происходит в атомной сфере Украины, и что нужно делать, чтобы не повторился Чернобыль. Хранилище есть, лицензии нет Украинское правительство в последнее время декларирует масштабные планы развития в стране атомной энергетики. Государственная компания «Энергоатом» фонтанирует проектами строительства в течение ближайших лет более десятка новых энергоблоков, благодаря чему общая мощность атомной генерации вырастет вдвое. Конечно, в среде специалистов возникает много вопросов относительно того, насколько целесообразно такое наращивание ядерных мощностей, и где взять финансовый ресурс для строительства, которое стоит десятки миллиардов долларов. Однако самые главные вопросы касаются безопасности предполагаемого строительства. Ведь украинцы лучше любой нации в мире знают о том, к каким трагическим последствиям приводит нарушение правил ядерной безопасности. За тем, чтобы все процессы в сфере строительства и эксплуатации ядерных установок происходили в соответствии с надлежащими правилами, следит специальный орган — Государственная инспекция ядерного регулирования Украины (Госатомрегулирования). Она проверяет соответствие всех технологических процессов национальному законодательству и международным конвенциям в сфере ядерной безопасности и выдает лицензии на строительство и эксплуатацию. Чтобы инспекция могла полноценно выполнять свои функции, законодательство предусматривает полную ее независимость от правительства и любых других организаций, заинтересованных в развитии атомной энергетики. Таким образом делается невозможным административное влияние на орган, который устанавливает критерии ядерной и радиационной безопасности, выдает документы разрешительного характера на осуществление деятельности в сфере использования ядерной энергии и осуществляет государственный надзор за соблюдением законодательства, условий документов разрешительного характера, норм, правил и стандартов по ядерной и радиационной безопасности в стране. «Именно отсутствие в Советском Союзе независимого органа, отвечавшего за ядерную безопасность, стало главной причиной самой масштабной в истории ядерной катастрофы на Чернобыльской АЭС, — говорит энергетический эксперт, бывший член коллегии Госатомрегулирования Ольга Кошарная. — Все действия правительства и руководства станции были подчинены достижению показателей, ради чего пренебрегали правилами безопасности». Наученная горьким опытом, Украина за годы независимости создала достаточно совершенное законодательство в сфере ядерного регулирования и независимую инспекцию, которая занималась исключительно вопросами безопасности на АЭС и других ядерных объектах. Эта система регулярно получала положительные оценки со стороны Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Однако в последнее время ситуация в этой сфере изменилась – правительство и НАЭК «Энергоатом» решили, что тщательный контроль со стороны Госатомрегулирования мешает бурному развитию украинской энергетики. «Главные противоречия возникли осенью 2020 года, когда Госатомрегулирования в течение длительного времени не давало разрешения на запуск энергоблоков после ремонтов из-за того, что не были выполнены все предусмотренные законами нормативы по безопасности, — рассказывает Ольга Кошарная. — Таким образом возникла знакомая с советских времен ситуация, когда производственные показатели оказались для правительства и «Энергоатома» более важными, чем вопросы безопасности». Еще одним спорным объектом стало Центральное хранилище отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ), сооружение которого завершается в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС. Несмотря на неоднократные заявления Министерства энергетики о том, что объект готов к эксплуатации, Госатомрегулирования не выдавало лицензии на его использование, указывая на ряд недостатков и требуя их устранения, прежде чем на хранилище поступят первые тепловыделяющие сборки (ТВС) с АЭС. ЦХОЯТФото: energoatom.com.ua «Для выдачи разрешения на эксплуатацию не было достаточных оснований, — говорит Кошарная. — На конец 2020 года, когда министерство устроило торжественную церемонию открытия хранилища, не работали должным образом критические для такого объекта системы — физической защиты, радиационного контроля, управления. Даже электричество было подведено по временной схеме. Железнодорожная ветка, подведенная к объекту, также не имела сертификата о том, что она может принимать грузы повышенной опасности». Однако, по словам эксперта, министерство оказывало давление на Госатомрегулирования и другие государственные органы с целью скорейшего лицензирования деятельности ЦХОЯТ, несмотря на существующие недостатки: «Акт о готовности строительных конструкций «Энергоатом» получил только в августе нынешнего года. И уже на следующий день Государственная архитектурно-строительная инспекция выдала соответствующий сертификат о пригодности строительных конструкций. Как правило, подобные документы не выдаются так скоро, поскольку это требует достаточно основательной работы с документами. Поэтому такая скорость наводит на мысль о коррупционной составляющей или примененном административном давлении». «Неудобных» нужно менять Получить так же быстро отдельное разрешение на введение в опытно-промышленную эксплуатацию ЦХОЯТ от Госатомрегулирования не удалось, и потому в Министерстве энергетики решили, что ускорить процесс лицензирования можно, смягчив позицию регулятора по соблюдению норм и процедур ядерной безопасности. Добиться этого было решено путём замены руководства организации. 9 декабря 2021 года на заседании Кабинета министров министр энергетики Герман Галущенко обратился к правительству с требованием поставить негативную оценку деятельности главе Госатомрегулирования Григорию Плачкову. «За месяц до этого события Национальное агентство по вопросам государственной службы, осуществляющее аттестацию чиновников, оценило работу Григория Плачкова на «отлично», что подтверждается соответствующим документом, — говорит Ольга Кошарная. — Однако, несмотря на это, по предложению министра оценка была изменена на неудовлетворительную, что означает автоматическое увольнение чиновника. Следует отметить, что в данной ситуации министр действовал в ситуации явного конфликта интересов, поскольку возглавляет орган власти, прямо заинтересованный в увеличении производства энергии и, согласно закону и международным обязательствам, не может ни коим образом влиять на работу Госатомрегулирования». Стремительное увольнение руководителя Госатомрегулирования по требованию министра обеспокоило многих экспертов. В частности, общественный совет при Госатомрегулирования выступил с заявлением, что считает негативную оценку работы Григория Плачкова необъективной и видит в ней давление на независимого регулятора и «стремление сменить «неудобного» руководителя Госатомрегулирования, что может в перспективе ухудшить состояние ядерной и радиационной безопасности в атомной отрасли Украины, учитывая имеющиеся проблемы в работе ГП «НАЭК «Энергоатом». «Интересы организации, эксплуатирующей ядерные объекты, и государственной инспекции противоположны, — рассказал «Апострофу» глава общественного совета при Государственной инспекции ядерного регулирования Украины Сергей Денисенко. — Ведь меры безопасности не являются прибыльной деятельностью для «Энергоатома». Они требуют значительных средств и усилий и при этом не приносят доходов. Поэтому эксплуатирующая организация не заинтересована во внедрении надежных мер безопасности и пытается максимально сократить соответствующие расходы. И, для того чтобы все же заставить ее принимать эти меры, и существует независимый регулятор». Впрочем, по мнению эксперта, уроки Чернобыля и Фукусимы (атомная электростанция в Японии, где в 2011 году произошла радиационная авария в результате землетрясения – «Апостроф») показывают, что масштабные аварии на АЭС не только приводят к радиационному загрязнению и человеческим жертвам, но и нивелируют выгоды, которые дает атомная энергетика. Фото: Getty images «Ущерб от Чернобыльской катастрофы оказался больше, чем доход от всей атомной энергетики Украины за все время ее существования», — говорит Сергей Денисенко. По его мнению, ситуация со сменой руководителя Госатомрегулирования наводит на мысль о том, что начат процесс снижения независимости регулятора, и в будущем контроль за безопасностью ядерных объектов в Украине может быть ощутимо ослаблен. В перспективе это может привести к значительным человеческим и экономическим потерям. Нужен новый закон После увольнения Григория Плачкова исполняющим обязанности главы Госатомрегулирования был назначен его первый заместитель Олег Кориков, который сразу занял позицию существенно более лояльную к планам министерства и «Энергоатома». В частности, он анонсировал значительное ускорение процесса лицензирования ЦХОЯТ. «Мы предполагаем, что в январе 2022 года состоится инспекционное обследование объекта, по результатам которого наша лицензионная комиссия рассмотрит соответствующие материалы, и соответствующим образом в установленном порядке будет принято решение», — сказал он в интервью агентству «Интерфакс-Украина». По мнению Ольги Кошарной, такие сжатые сроки принятия решений абсолютно нереалистичны при условии выполнения всех необходимых процедур: «Прежде, чем объект получит отдельное разрешение на опытную промышленную эксплуатацию, должны пройти так называемые комплексные «холодные» испытания. В ходе этих испытаний отрабатывается производственный цикл хранилища с контролем работы всех имеющихся систем, только без использования настоящих ТВС, после чего проводится полный анализ безопасности объекта с учетом результатов испытаний, при этом обычно возникают замечания к оператору объекта о недостатках, на устранение которых также требуется время». По словам эксперта, на сегодняшний день «холодные» испытания на ЦХОЯТ даже не начинались. Так что разговор о возможности принятия решения о выдаче отдельного разрешения на введение в опытно-промышленную эксплуатацию объекта может свидетельствовать о намерении нового руководства Госатомрегулирования ослабить требования к мерам безопасности. Еще одной проблемой, которой обеспокоены сегодня энергетики, является строительство в Украине новых атомных энергоблоков. В частности, в ближайших планах «Энергоатома» — строительство третьего и четвертого блоков на Хмельницкой АЭС. Третий планируется достроить по советскому проекту ВВЭР-1000, а четвертый — построить с нуля по проекту американской компании Westinghouse. Согласно законам Украины, для строительства таких объектов должен быть принят отдельный закон. И эта работа требует достаточно большого времени. Кроме подготовки самого законопроекта «Энергоатом» должно создать также технико-экономическое обоснование строительства, — говорит Кошарная. — Причем, если для блока ВВЭР можно частично использовать опыт создания аналогичных документов для уже существующих объектов, то блок АР-1000 (по технологии Westinghouse) будет строиться в Украине впервые. И никаких готовых наработок для таких объектов в Украине нет. Так что всю документацию придется создавать с нуля». Однако «Энергоатом», по словам эксперта, хочет ускорить процесс подготовки к строительству, обойдя процесс принятия закона. По мнению компании, основанием для начала строительства может стать закон, принятый еще в 1991 году Верховной Радой Украинской ССР. «Конечно же, закон тридцатилетней давности не может быть основанием для строительства энергоблоков на Хмельницкий АЭС, поскольку система регулирования отрасли и требования к объектам за это время радикально изменились, — считает Ольга Кошарная. — Учитывая это, специалисты Госатомрегулирования подготовили соответствующее письмо к «Энеогоатому», в котором настаивают на необходимости подготовки специального законопроекта. Однако, насколько мне известно, Олег Кориков это письмо не подписал». В то же время общественный совет при Госатомрегулирования придерживается того мнения, что при строительстве новых ядерных объектов «Энергоатом» должен соблюдать современное законодательство и нормы безопасности. «В ближайшее время мы планируем сформулировать позицию общественного совета, которая заключается в том, что строительство по старому закону невозможно, — говорит Сергей Денисенко. — Это невозможно реализовать даже юридически, не говоря уже о том, что с тех пор значительно изменились технические требования и требования безопасности. Поэтому, хотя «Энергоатом» пытается ускорить реализацию своих проектов, минуя необходимые процедуры, думаю, ему это не удастся. И придется все же выполнить нормы законодательства, разработать все необходимые документы и подать в парламент соответствующий законопроект о размещении и строительстве новых энергоблоков на площадке ХАЭС». Таким образом, вопрос безопасности ядерных объектов остается открытым. Стремление властей поскорее ввести их в эксплуатацию, понятно, учитывая энергетические проблемы страны, но не придется ли украинцам снова заплатить за это очень большую цену? Хотелось бы этого избежать.