eplus.com.ua

Эпопея с введением накопительной пенсии: есть три проблемы

Май 05
09:12 2023

Чтобы накопительная пенсионная система работала, ее нужно наполнить деньгами участников этого механизма, хотя до сих пор ведутся споры, в каком виде это нужно делать, в виде увеличения единого социального взноса, или введения отдельного налога, или обязать «отдуваться» работодателей и т.д. Читайте: Введение в Украине накопительной пенсии: отчисления из зарплаты хотят увеличить втрое «Сложность накопительной системы в том, что нужно найти источник финансирования накоплений. Дополнительно увеличивать нагрузку на работающее лицо – проблематично. Работодатели также не хотят нести еще большие затраты, и они будут достаточно обременительны для малого и среднего бизнеса», — пояснил «Апострофу» экс-заместитель председателя Пенсионного фонда Виктор Колбун. Депутаты предлагают, чтобы за второй уровень платили работодатели. «Так, работодатели будут платить 1% в 2023, 1,5%; в 2024, 2% в 2025 годах от размера заработной платы работников, а государство будет софинансировать такие взносы на паритетных началах за счет средств Государственного бюджета Украины», — говорится в пояснительной записке к законопроекту. Впрочем, есть и другие источники финансирования. Деньги нужно искать в перераспределении налогов с доходов физических лиц, а здесь задействованы интересы местных общин. «Например, сейчас ставка НДФЛ 18%. Возможно можно было бы снизить ставку до 15%, а эти 3% отдать на накопление. И не факт, что местные общины пострадают. Ведь за счет этих средств может многое измениться в тех же местных общинах. Кроме того, возможно связывать интересы работника и работодателя: если работник делает собственные дополнительные отчисления, то и работодатель обязан будет вносить сопоставимый вклад. То есть здесь нужно рассматривать комбинацию разных источников», — объясняет Виктор Колбун. Однако когда деньги найдутся, возникает вторая существенная проблема: что с ними делать? В случае с солидарной системой все просто – работающие украинцы платят пенсии безработным, и деньги особо не задерживаются. Однако если открыт накопительный счет и еще лет на 20-30, то если деньги там будут просто лежать, инфляция их просто «съест». И когда уже будет начислена пенсия, то это будут смешные деньги. «Главный вопрос в том, чтобы сохранить эти средства. Если они будут просто лежать, то деньги не будут сохранены», – добавляет член совета пенсионного фонда «Социальный стандарт» Виталий Мельничук. Именно поэтому средства на накопительных счетах нужно куда-нибудь инвестировать, чтобы они не растворились как обещания нардепов. Инвестирование – сама суть накопительного уровня. А куда же инвестировать, да так, чтобы не было рисков и росла прибыль? Согласно законопроекту, активы уполномоченного пенсионного фонда на 80% должны состоять «из ценных бумаг, погашения и получения дохода, по которым гарантировано Кабинетом Министров Украины». То есть инвестироваться внутри страны. Остальные 20% можно будет инвестировать уже на международных рынках капитала, но большинство средств должно быть вложено именно в Украину. А куда в Украине можно вложить деньги? «Ведь рынок акций у нас практически мертв из-за того, что биржевые требования слишком завышены. Эмитент должен подавать много отчетности и иметь с этим много мороки», — уверяет Колбун. Тем более, какие инвестиции, когда идет война? Впрочем, по мнению экспертов, не все так плохо. Например, деньги могут инвестироваться в облигации внутреннего государственного займа – в теории, самые высокие гарантии государства. Подробнее читайте в материале «Апострофа» Спасти армию украинских пенсионеров: что задумали депутаты и что из этого выйдет Вас может заинтересовать: Зачем украинцам нужна накопительная система пенсий: названы две основные причины Украинцы смогут по-новому собирать на пенсию: каким будет механизм Могут превратиться в «МММ»: какие гарантии у негосударственных пенсионных фондов

Статьи по теме

Последние новости

Оккупанты атаковали "Азов" на самокатах

Читать всю статью

Наши партнеры

UA.TODAY - Украина Сегодня UA.TODAY

EA-LOGISTIC: Транспортная компания с высоким стандартом обслуживания и надежности.