«Электронные» сигареты и водка: спасет ли QR-код от подделок
В Украине бумажные акцизные марки заменят электронными, которые будут представляться собой сканируемыми QR-кодами. При этом контролировать подлинность электронных марок смогут не только налоговики, но и простые граждане. «Апостроф» разбирался, смогут ли налоговые инновации вывести из тени торговлю алкогольными напитками и табачными изделиями. Каждый из нас – налоговый инспектор Верховная Рада приняла законопроект №8287, предусматривающий отмену привычных акцизных марок, которые наклеиваются на бутылки с алкоголем и пачки сигарет, и введение вместо них электронных акцизных марок. Они представляют собой специальные QR-коды, которые будут наноситься на товары при их производстве. Эти коды-акцизы будут сканироваться при каждой сделке купли-продажи товара, и соответствующая информация будет попадать в базу данных налоговой администрации. По замыслу инициаторов законопроекта, это позволит отследить путь каждой единицы продукции (бутылки водки или пачки сигарет) от заводского конвейера до продажи конечному потребителю. И тем самым – побороть «теневой» рынок, который получил в Украине значительный размах. Еще до полномасштабного российского вторжения без уплаты акциза продавалось около трети табачных изделий и алкогольных напитков. А поскольку с марта 2022 года налоговые проверки были остановлены (согласно недавно принятому законопроекту №8401, они возобновятся с 1 августа 2023 года), в настоящее время эта цифра, вероятно, еще увеличилась. Из-за этого бюджет страны ежегодно теряет десятки миллиардов гривен. «Не секрет, что на рынке алкоголя и табака существуют огромные пробелы, — рассказывает «Апострофу» эксперт CASE Украина Владимир Дубровский. — Как только акциз превышает определенный размер, начинается резкий рост сектора контрафактной продукции. И те средства контроля, которые сегодня применяются (фискальные чеки, акцизные марки), не позволяют эффективно этому противодействовать. Фальсифицированная продукция встречается даже в достаточно респектабельных торговых сетях. Поэтому этот законопроект является еще одной попыткой установления контроля за производством и импортом подакцизных товаров». Читайте также: В Украине ограничат продажу сигарет и иных табачных изделий: когда начнет действовать закон Контроль за движением подакцизных товаров нужен не только с точки зрения наполнения государственного бюджета. Это также одна из необходимых мер на пути евроинтеграции Украины. «Европейский Союз – это, в первую очередь, общий рынок стран-участниц, где свободно перемещаются товары и услуги. И если кто-то из них допускает схемы по уклонению от налогообложения на рынке подакцизной продукции, это неизбежно искажает конкурентные условия и влияет на бюджеты других государств-членов, — объяснил в разговоре с изданием старший экономист Центра экономической стратегии Юрий Гайдай. — Поэтому прежде чем принимать Украину в ЕС, от нас неизбежно потребуют эффективного контроля и предотвращения злоупотреблений с подакцизной продукцией» . По замыслу законодателей, эффективность новой системы будет повышаться за счет привлечения к контролю за оборотом подакцизных товаров широкой общественности. Проверять подлинность электронных марок смогут не только налоговики, но и рядовые граждане. Код-акциз можно будет сосканировать мобильным телефоном и узнать, есть ли он в государственной базе данных. А в случае, если он окажется фальшивым, – в один клик сообщить об этом в Государственную налоговую службу через приложение «Дія». Правда, никаких стимулов для граждан, которые бы побуждали их стать добровольными помощниками фискальных органов, закон не предусматривает. Разве что можно будет проверить, не являются ли фальшивыми приобретенные в магазине коньяк или джин. При этом, когда законопроект был еще на стадии подготовки, эксперты высказывали конкретные предложения, как можно дополнительно простимулировать сознательных граждан к сотрудничеству с налоговыми органами. Но возможностью контролировать подлинность электронных акцизных марок могут воспользоваться представители бизнеса в корыстных целях: по сути, любой предприниматель всегда сможет оперативно «настучать» на коллегу-конкурента, продающего свой товар без уплаты налогов. Первоначально законодатели планировали внедрить новые акцизные марки уже с начала 2024 года, дав производителям несколько месяцев переходного периода на распродажу продукции, помеченной бумажными марками. Однако в ходе работы над законопроектом производителям удалось убедить депутатов отложить начало реформы на два года. «В окончательной редакции законопроекта запуск электронных марок передвинут на январь 2026 года, и при этом переходный период, в течение которого бумажные марки еще могут использоваться, продлится еще полтора года, — говорит Юрий Гайдай. — Производители, лоббируя это решение, ссылались на отсутствие специального оборудования. Однако есть большие сомнения, что на приобретение оборудования и наладку системы необходимо 2,5 года». Без реформы налоговой толку не будет Однако было бы ошибкой считать, что внедрение электронных акцизных марок станет панацеей от всех проблем на рынке подакцизных товаров. «Электронная акцизная марка является достаточно полезным инструментом, позволяющим добиться неплохих результатов. Однако сама по себе она не решает проблему, из-за которой в Украине существует нелегальный рынок подакцизных товаров. Ведь эффективность даже совершенного инструмента зависит от того, как власть им пользуется», — рассказал «Апострофу» руководитель аналитического направления сети «АНТС» Илья Несходовский. Между тем, работа как налоговых органов, так и правоохранительных, призванных бороться с экономическими преступлениями, традиционно вызывает больше вопросов, чем дает ответов. И надеяться на то, что, получив новую возможность контролировать оборот подакцизных товаров, они резко повысят собственную эффективность, вряд ли приходится. «На сегодняшний день в Бюро экономической безопасности (БЭБ) сформирован надежный коррупционный механизм, собранный из бывших налоговиков и налоговых милиционеров, — говорит Илья Несходовский . — И никакая смена руководства, о которой в последнее время много говорят, эту ситуацию не изменит, — система будет работать так, как она привыкла» . По мнению Владимира Дубровского, чтобы новый закон заработал и дал положительный результат, помимо кадровых перестановок нужно провести глубокое реформирование налоговой службы и Бюро экономической безопасности. «Должна измениться философия работы всей системы налогообложения, — объясняет эксперт. — В частности, надо отказаться от сплошной фискализации бизнеса, усовершенствовать администрирование НДС, ввести налог на выведенный капитал и т.д. Тогда появится шанс на то, что налоговая вместо «крышевания» оборота контрафактной продукции начнет выявлять и обезвреживать незаконные схемы». К тому же, тотальный контроль за перемещением каждого изделия является достаточно трудозатратным делом и для государства, и для бизнеса. «Те, кто инициировали эту схему, хотят отслеживать движение каждой единицы товара от производителя до конечной реализации. Это требует огромных объемов ручной работы, так как на каждом этапе перемещения товара каждая единица должна быть отсканирована. И есть большие опасения, что затраты на эту лишнюю работу могут оказаться большими, чем те вероятные дополнительные фискальные поступления, которые удастся получить, — говорит Владимир Дубровский. Однако массовое сканирование электронных марок является лишь первой и самой легкой частью работы по предотвращению незаконного оборота подакцизных товаров. «Главный вопрос в том, каким образом будет использоваться полученная таким образом информация, — говорит Юрий Гайдай. — Для того чтобы электронные марки дали необходимый результат, нужна системная аналитическая работа с данными. В первую очередь, нужно, чтобы свою аналитическую функцию выполняло Бюро экономической безопасности. Но на сегодняшний день способность БЭБ очень ограничена. Мы не видим примеров глубокой аналитической работы. Взять, к примеру, фискальные чеки. Налоговая накапливает значительные объемы информации по РРО, однако нет признаков того, что эти данные системно используются для выявления и уничтожения схем уклонения от уплаты налогов». Но если даже предположить, что все получится, и государство сможет не только внедрить новый вид контроля, но и получить благодаря этому дополнительные налоговые поступления, возникает вопрос: каким образом этими средствами воспользоваться? «Акциз — это один из налогов, которые меньше вредят экономическому росту, — говорит Владимир Дубровский. — Поэтому увеличением поступлений от акцизов можно будет воспользоваться как компенсатором при смягчении налогов, которые тормозят экономику. Если же этого сделано не будет, то мы увидим просто увеличение налогового давления на экономику, а также появление огромного количества лишней ручной работы, которая не создает никакой стоимости. И это только будет замедлять экономический рост». Читайте: Цены на АЗС улетели: сколько украинцы заплатят за бензин летом