Деньги в обмен на реформы: что должна сделать Украина ради миллиардов ЕС
В Киеве 3 февраля прошел саммит Украина-ЕС. Незадолго до него наша страна получила от европейских союзников 3 миллиарда евро в рамках макрофинансовой помощи. Всего в 2023 году Украина должна получить от Евросоюза 18 миллиардов евро. Однако в обмен на эти деньги европейские партнеры требует от украинских властей проведения реформ, направленных, в первую очередь, на борьбу с коррупцией. «Апостроф» разбирался, чего ЕС требует от Украины. Время реформ Оккупация значительных территорий, разрушение предприятий и инфраструктуры, перекрытие путей экспорта, отъезд за границу огромного количества трудоспособных граждан… Все это в 2022 году привело к резкому снижению национального ВВП и поступлений в бюджет. Таким образом, выполнение государственных обязательств оказалось в критической зависимости от помощи союзников. И они подставили плечо Украине, предоставив достаточно большие объемы финансирования. По информации Министерства финансов, в 2022 году за счет международной помощи были профинансированы государственные расходы на сумму 1,045 триллиона гривен, что составило 38,6% расходной части государственного бюджета. В нынешнем году партнеры также не намерены оставлять Украину наедине с ее проблемами и запланировали достаточно большие объемы финансовой поддержки. Основным донором выступит Евросоюз, планирующий предоставить Украине финансирование на сумму 18 миллиардов евро. Эти деньги предоставляются в виде ссуды, однако на очень льготных условиях. Срок кредитования составляет 35 лет, причем в первые 10 лет Украине не нужно будет возвращать ничего. Первые платежи должны состояться только в 2033 году. Из этой суммы уже получены 3 миллиарда. Остальные 15 миллиардов будут поступать в течение года. Однако, в отличие от прошлого года, для того чтобы их получить, Украине нужно будет выполнить «домашнее задание», — к соглашению о предоставлении помощи добавляется меморандум, в котором содержится список реформ, которые должна осуществить наша страна. Это возрождает дискуссию о том, насколько целесообразно осуществлять реформы в государстве во время войны. Большинство специалистов считает, что выполнение рекомендаций будет полезным. «Конечно, проводить во время войны глубокие реформы в сфере, например, социального обеспечения, нецелесообразно, — сказал в комментарии «Апострофу» координатор экспертных групп Экономической экспертной платформы Олег Гетман. — Однако большинство мероприятий, предусмотренных меморандумом, связаны с усовершенствованием и усилением государственных институтов, судебной системы, антикоррупционных органов, упрощением администрирования, прозрачными закупками. И в настоящее время их актуальность только повысилась». По информации, распространяющейся в СМИ, основные задачи, которые Украина должна решить в течение нынешнего года, следующие: — до конца марта завершить отбор нового главы Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ), а во втором квартале назначить его на должность; — ввести оценку эффективности руководства Специальной антикоррупционной прокуратуры (САП); – до конца сентября возобновить работу Высшего совета правосудия и Высшей квалификационной комиссии судей (ВККС) на основе рекомендаций Этического совета и конкурсной комиссии; — до конца года изменить систему отбора будущих судей с новой методологией и с участием реформированной ВККС; — до конца сентября утвердить стратегический план комплексного реформирования правоохранительного сектора; — вернуть уголовное наказание за контрабанду в крупных размерах; — до конца февраля провести дерегулирование лицензирования и разрешительной системы, а до конца года — цифровизацию выдачи лицензий; — сохранить ГП «Медицинские закупки Украины» как единственного национального закупщика медицинского оборудования, лекарств и вакцин на центральном уровне; — до марта избрать наблюдательный совет НАК «Нафтогаз Украины»; – до июня запустить корпоративную реструктуризацию ООО «Оператор ГТС Украины». «Среди названных условий нет ни одного, которое нельзя было бы выполнить (во время войны), — заявил изданию руководитель аналитического направления сети «АНТС» Илья Несходовский. — Поэтому успех намеченной программы зависит только от того, насколько власти будут готовы внедрять согласованные реформы» . Обманешь — заплатишь Европейцы также учли обычаи украинской власти, представители которой на протяжении десятилетий умело водили за нос МВФ и других международных кредиторов, получая деньги, а затем не выполняя собственных обязательств. Поэтому условия кредитования в нынешнем году содержат механизм поощрения властей к добросовестному выполнению намеченных реформ. «Этот механизм получил название «процентной субсидии», — объясняет Илья Несходовский. — Евросоюз принял решение, что, если все пункты программы будут выполнены должным образом, то, когда придет время возврата денег, Еврокомиссия сама оплатит проценты по кредитам. Таким образом, кредит выйдет для Украины беспроцентным, что сэкономит государственной казне немалую сумму денег. В случае же, если власти проигнорируют договоренности, или произойдет откат уже осуществленных реформ, процентная субсидия будет отменена, и украинским налогоплательщикам — каждому из нас — придется платить полную сумму кредита вместе с процентами». Осторожность Еврокомиссии имеет под собой веские основания. Нынешняя власть имеет богатый опыт отката от осуществленных до того реформ. Например, пункт о назначении наблюдательного совета «Нафтогаза» появился в меморандуме из-за того, что в 2021 году Кабинет министров уволил главу правления Андрея Коболева, а затем назначил на эту должность Юрия Витренко. Набсовет компании не согласился с таким решением, поскольку назначение главы правления полностью относится к его полномочиям. А, поскольку правительство не обратило на это никакого внимания, члены совета дружно подали в отставку. С тех пор «Нафтогаз» работал вообще без наблюдательного совета. И Кабинет министров – еще раз в нарушение закона – сменил главу правления. И только условия получения европейской помощи вынудили правительство в конце января нынешнего года назначить новый состав наблюдательного совета НАК. Однако, если в будущем правительство решит снова сменить главу правления компании без ведома наблюдательного совета, это не только подорвет авторитет государства, но и будет иметь вполне конкретное денежное измерение: все проценты по кредиту Украине придется заплатить самостоятельно. Реальные изменения или перестановка кроватей Пока что выполнение согласованного с Евросоюзом плана реформ продолжается достаточно успешно, и эксперты выражают сдержанный оптимизм по поводу перспективы его полного воплощения. «Поскольку выполнение намеченных целей подкреплено финансированием, то существует большая вероятность того, что они будут выполнены, — говорит Олег Гетман. — В процессе разработки и принятия решений активно участвуют европейские структуры. Они активно делегируют специалистов в комиссии по отбору новых руководящих кадров, благодаря почему из-за таких комиссий будет трудно протиснуть людей, не отвечающих требованиям добродетели». Так начался процесс обновления кадров в Таможенной службе, которая является традиционным центром коррупции в Украине. Правительство объявило об увольнении большинства высших руководителей ведомства (кроме тех, которые предусмотрительно скрылись на больничном). «Однако следует помнить, что увольнение чиновников само по себе не свидетельствует о реформах, — говорит Илья Несходовский. — Таких увольнений в истории Украины уже было множество. И обычно они означают лишь изменение групп влияния на таможне или в других органах власти, и никак не влияют на уровень коррупции, поэтому о решимости властей действительно изменить ситуацию будут свидетельствовать дальнейшие шаги по подбору новых руководящих кадров и упорядочению работы государственных органов». Поэтому таможня нуждается не только в смене руководства, но и в коренном реформировании, которое в будущем должно снизить коррупционные риски. Читайте также: Бег по граблям: изменят ли отставки в таможне ситуацию с коррупцией «Сейчас сделан только первый шаг в этом направлении. Таможня должна быть перезагружена полностью, с прозрачными конкурсами при избрании новых руководителей, повышением зарплат, законодательным усовершенствованием процедур ее работы, цифровизацией. Это масштабные преобразования, которые на таможне еще даже не начинались», — констатирует Олег Гетман. В таких же радикальных реформах нуждаются и другие органы государственной власти, в первую очередь Бюро экономической безопасности (БЭБ) и судебная система. Власти заверяют, что все необходимые для этого кадровые и законодательные решения в течение ближайших шести месяцев будут одобрены. Что ж, посмотрим. Однако можно вспомнить, что за 31 год украинской независимости мы уже неоднократно слышали подобные декларации по радикальным шагам, но большинство из них так и остались в статусе благих намерений и избирательных обещаний. Будет ли иначе в этот раз? Станут ли война, запрос общества и настойчивые рекомендации западных союзников, подкрепленные денежными стимулами, достаточными движущими силами для настоящих системных изменений в украинском правительстве? Ответы на эти вопросы станут известны уже в обозримом будущем, ведь крайний срок выполнения взятых властью обязательств, — конец нынешнего года.