Большая приватизация: новый шанс или дырка от бублика/В предыдущие годы планы большой приватизации провалились
Вскоре в Украине должна начаться большая приватизация, которая была отложена из-за пандемии коронавируса. Продажа государственных объектов в 2021 году должна принести бюджета 12 миллиардов гривен, но, учитывая опыт предыдущих лет, есть большие сомнения, что эта цель будет достигнута. «Апостроф» выяснял, какие предприятия имеют наибольшие шансы быть приватизированными, кто для них является наиболее вероятным покупателем, и что будут делать в этом процессе отечественные олигархи.
Фонд госимущества предлагает
В скором времени правительство планирует начать первые конкурсы по приватизации крупных государственных объектов, стоимость каждого из которых превышает 250 миллионов гривен. Напомним, что в течение прошлого года аукционы в рамках большой приватизации не проводились из-за того, что в начале первого локдауна Верховная Рада в срочном порядке приняла закон, которым эти аукционы откладывались до окончания эпидемии. Через год, убедившись, что до окончания эпидемии еще неизвестно сколько времени, а с государственными предприятиями нужно что-то делать, монобольшинство совместно с правительством принялось исправлять собственноручно созданные проблемы и приняло закон, который позволяет все же возобновить большую приватизацию. После подписания соответствующего закона президентом в апреле, путь к восстановлению приватизационных конкурсов был открыт.
По сообщениям Фонда госимущества (ФГИ), первой на приватизацию планируется направить «Объединенную горно-химическую компанию» (ОГХК) — большое добывающее предприятие, являющееся одним из крупнейших в мире поставщиков титановых и циркониевых руд. Компания владеет двумя месторождениями — Малышевским (Днепропетровская область) и Междуреченским (Житомирская область).
Сейчас идет подготовка к конкурсу, в ходе которой ФГИ раскрыл данные об объемах добычи ОГХК полезных ископаемых. По этим данным, компания имеет 2,3% мировой добычи ильменита, 6,2% — рутила (титановые руды) и 1,4% циркона (циркониевая руда). Таким образом, ОГХК является крупнейшим в Европе и входит в перечень ТОП-10 предприятий в мире по добыче титановых и циркониевых руд.
Кроме этого, к приватизации готовится киевский завод «Большевик», который уже давно перестал быть промышленным предприятием и представляет собой земельный участок недалеко от центра Киева, на котором постепенно приходят в упадок старые производственные площади.
Еще один претендент на продажу — Одесский припортовый завод, специализирующийся на производстве аммиака, карбамида, жидкого азота, диоксида углерода и жидкого кислорода.
Также планируется продать компанию «Центрэнерго», в состав которого входят три тепловые электростанции — Трипольская ТЭС в Киевской области, Змиевская ТЭС в Харьковской и Углегорская ТЭС в Донецкой. Компания производит около 8% электроэнергии в Украине.
Кроме этого потенциальным покупателям предложат приобрести «Харьковоблэнерго», «Запорожьеоблэнерго», «Тернопольоблэнерго», «Харьковоблэнерго» и «Николаевоблэнерго».
По словам председателя Фонда госимущества Дмитрия Сенниченко, начальная цена ОГХК на аукционе составит 3-4 миллиарда гривен. «Центрэнерго» предварительно оценивается в 8,5 миллиарда, «Харьковоблэнерго» — в 5,7 миллиарда, Одесский припортовый завод должен потянуть на 5 миллиардов гривен. Поэтому, успешно проведя до конца текущего года три-четыре аукциона, ФГИ легко может собрать запланированную в госбюджете сумму поступлений от приватизации в 12 миллиардов гривен.
Впрочем, деньги — не единственная и даже не главная цель приватизации. Государственные предприятия давно уже стали рассадником коррупции и генератором убытков, которые приходится покрывать из бюджета.
«Государство теряет контроль над ними, и они становятся просто источниками обогащения для государственных чиновников и приближенных к правительству предпринимателей», — сказал в комментарии «Апострофу» председатель экспертно-аналитического совета Украинского аналитического центра Борис Кушнирук.
Лучшие годы позади
Однако большая приватизация в Украине пробуксовывает уже много лет. Последний успешный конкурс по продаже крупного предприятия прошел еще в 2005 году, когда был приватизирован завод «Криворожсталь». С тех пор правительство за правительством объявляли о намерении продать ряд крупнейших государственных предприятий, однако ни одному из них это не удалось.
Завод «Криворожсталь»
Отчасти это произошло из-за негативного отношения общества, выработавшегося во время первой большой приватизации, в результате которой государственные предприятия были распроданы за бесценок, и сформировалась современная модель олигархической экономики.
«Хаотическая приватизация 90-х сформировала у многих украинцев мнение, что ничего хорошего от этого процесса ждать не надо, — говорит советник председателя правления банка «Кредитвест» Василий Невмержицкий. — Но на самом деле опыт многих стран показывает, что альтернативы этому процессу нет. Государство — не слишком успешный бизнесмен. Поэтому оно должно оставить на балансе только объекты критической инфраструктуры».
Между тем, пока государство не может решиться на приватизацию, финансовое и техническое состояние предприятий постоянно ухудшается. Даже те из них, которые в свое время считались очень ценными активами, сегодня находятся в достаточно плачевном состоянии. Ярким примером является Одесский припортовый завод, попытки приватизации который продолжаются с начала 2000-х годов. Тогда завод был успешным предприятием, активно экспортировал свою продукцию и приносил значительные прибыли. Однако с течением времени ситуация на заводе ухудшалась вплоть до того, что в 2018-2019 годах он на 15 месяцев вообще останавливал производство.
«Одесский припортовый завод когда-то называли «бриллиантом украинской промышленности», — говорит Борис Кушнирук. — Считалось, что за него можно выручить огромные суммы. Однако сегодня предприятие настолько пришло в упадок и обременено долгами, что будет проблемой найти на него покупателя».
Впрочем государственные предприятия приносят убытки далеко не всем. В Украине достаточно прочно закрепилась практика, когда государственные предприятия попадают под влияние олигархов, которые управляют ими по принципу: доходы — себе, убытки — государству.
Это, в частности, касается «Центрэнерго». Компания годами находилась под контролем людей, которые были приближены к высоким кабинетам власти. До недавнего времени «Центрэнерго» была в орбите влияния Игоря Коломойского. В марте 2020 Фонд госимущества сменил руководство компании и заявил о восстановлении контроля государства над предприятием. Однако убытки, которые только в 2019 году составили 2 миллиарда гривен, не повышают его инвестиционную привлекательность.
У нас товар — у вас купец
Также важным является вопрос, кто может стать новым владельцем крупных украинских предприятий, которые планируется продать. Учитывая большую стоимость объектов, понятно, что реальными покупателями могут выступить либо иностранные инвесторы, либо отечественные олигархи.
Руководство ФГИ неоднократно заявляло, что рассчитывает на участие в конкурсах иностранных компаний, которые смогут не только предложить за объекты достойную цену, но и обеспечат качественное управление ими в будущем.
Но готовы ли иностранцы покупать предприятия в Украине?
«Сегодня ситуация на мировых рынках очень благоприятная, рынки перенасыщены ликвидностью, инвесторы ищут, куда вложить свободные деньги, — говорит Василий Невмержицкий. — Но это не значит, что за украинскими активами выстроится очередь. Значительное давление на спрос оказывают и военный конфликт на Востоке, и пауза с финансированием МВФ, которое для значительного количества инвесторов является индикатором успешности реформ».
Поэтому украинским властям будет непросто убедить инвесторов в том, что стоит вкладываться именно в наши предприятия.
«Вложение средств в покупку крупных промышленных активов требует уверенности в стабильности и предсказуемости государственной политики в течение достаточно длительного времени, — говорит Борис Кушнирук. — Ведь такие инвестиции связаны с большими объемами реконструкции и модернизации предприятий. И для их окупаемости нужно время. Однако Украина не может предложить инвесторам гарантий стабильности. Поэтому интерес к приватизации со стороны иностранных покупателей, скорее всего, не будет слишком большим».
Между Ахметовым и Коломойским
Что касается украинских олигархов, то их участие в приватизации также будет зависеть от различных обстоятельств. Например, по мнению Бориса Кушнирука, Игорь Коломойский сегодня имеет достаточно ограниченные возможности для покупки государственных предприятий.
«Ему сегодня не до крупных покупок, учитывая его проблемы с американским правосудием, — считает эксперт. — Кроме того, он ограничен в кредите. Ранее он практически неограниченно мог кредитовать собственные предприятия из средств вкладчиков «ПриватБанка». Теперь этот источник для него закрыт».
Естественно предположить, что Ринат Ахметов, который уже имеет значительную долю в отечественной энергетике, проявит интерес к энергетическим активам, которые планируется выставить на продажу. Однако, возможно, это не произойдет.
Ринат Ахметов имеет значительную долю в отечественной энергетике
«Ситуация в мировой энергетике сегодня стремительно меняется, — отметил Кушнирук. — Большинство развитых стран находятся в процессе отказа от углеводородных источников энергии и вводят налоги на товары, имеющие значительный карбоновый след. Поэтому приобретение старых электростанций, работающих преимущественно на каменном угле, становится не такой уж привлекательной сделкой для олигархов, связанных с металлургией. Это может привести к тому, что их продукция станет неконкурентной на основных рынках сбыта. Поэтому можно прогнозировать, что в ближайшие годы они будут стараться выходить из традиционной энергетики и развивать генерацию из возобновляемых источников».
По мнению эксперта, наиболее целесообразно было бы приватизировать «Центрэнерго» не как целостный объект, а каждую электростанцию отдельно. Это позволило бы выручить большую сумму за их приватизацию и поддержать конкуренцию на рынке электроэнергии. Кроме того, новому владельцу будет гораздо проще найти средства на модернизацию одной станции, чем трех.
Пожалуй, наиболее привлекательным из предлагаемых на приватизацию предприятий является ОГХК, чья продукция является достаточно востребованной на мировом рынке. К этой компании могут проявить интерес ряд покупателей, среди которых и олигарх Дмитрий Фирташ, который уже владеет значительной долей титановых активов в Украине. В частности, ему принадлежит «Крымский титан», находящийся на оккупированной территории, Мотроновский и Междуреченский горно-обогатительные комбинаты, «Валки-Ильменит», также 49% Запорожского титано-магниевого комбината. Следовательно, приобретение крупнейших в Европе месторождений титановых руд сделает олигарха монополистом в этой области.
Впрочем, государство может предотвратить такое развитие событий.
«Для решения таких вопросов достаточно Антимонопольного комитета, который может заблокировать продажу, — считает Василий Невмержицкий. — Никаких дополнительных регуляций этому вопросу не требуется. Согласование антимонопольных органов при покупке крупных активов — общемировая практика».
Закон не для всех
Интриги добавляет также законопроект об олигархах, который планирует принять нынешняя власть. Согласно тексту документа, одним из его положений будет запрет лицам, признанным олигархами, участвовать в большой приватизации. Если такая норма действительно станет законом, тогда круг украинских покупателей на объекты, стоимость которых исчисляется миллиардами, сузится практически до нуля.
Впрочем, эксперты скептически относятся к преградам, которые может поставить олигархам подобный закон, ведь они прекрасно владеют процедурами приобретения имущества на подставных лиц. И такие технологии неоднократно уже практиковались при приватизации государственных объектов.
«Достаточно вспомнить время, когда проходила приватизация других облэнерго, — говорит Борис Кушнирук. — Власть не хотела допускать к этим конкурсам россиян. Тогда появилась словацкая компания, которая приобрела ряд пакетов акций. А уже позже выяснилось, что за этими «словаками» стоят русские».
По мнению эксперта, предохранителем от участия в приватизации подставных лиц могла бы стать законодательная норма, согласно которой, если впоследствии окажется, что реальным бенефициаром приобретения было другое лицо, объект может быть конфискован. «Риск потерять и предприятия, и заплаченные за него деньги, мог бы стать достаточно эффективным сдерживающим фактором», — считает Борис Кушнирук.
В любом случае закон не помешает олигархам приобрести любые объекты большой приватизации, если у них возникнет такое желание.
Не говоря о том, что сегодня трудно сказать, какой будет окончательная редакция этого закона, и будет ли он вообще принят.
Бюджет без доходов
Таким образом, вопрос большой приватизации в Украине, как и в прошлые годы, остается открытым. Скорее всего, большинство конкурсов, по разным причинам, вообще не будут проведены до конца текущего года.
А это значит, что бюджет недополучит несколько миллиардов запланированных доходов.
Впрочем, правительству в 2021 году нужно будет искать гораздо больше денег, чтобы закрыть дефицит бюджета, который только по плану составляет 246,6 миллиарда гривен. А сколько он составит по факту, не знают и в правительстве.