Boeing и не только: с кем Украина может строить боевую авиацию
Украина заинтересована в лицензионном производстве авиационной военной техники иностранных компаний, в частности, американского Boeing. Об этом заявил вице-премьер – министр по вопросам стратегических отраслей промышленности Олег Уруский. По его словам, Украина хочет предложить американской компании Boeing производить ее самолеты на мощностях госпредприятия «Антонов». Однако по мнению экспертов, будущее — за беспилотной авиацией.
Боевой Boeing
Украина хочет предложить американской компании Boeing производить свои самолеты на мощностях госпредприятия «Антонов». Об этом заявил вице-премьер – министр по вопросам стратегических отраслей промышленности Олег Уруский. «Мы перед собой ставим амбициозные цели, чтобы развивать нашу боевую авиацию. Надеюсь, именно в этом направлении кооперация с Boeing для нас будет полезной», – уточнил он.
Boeing, помимо гражданских самолетов, которые используют многие авиакомпании, в том числе, и в Украине, также производит военную технику. В частности, это стратегические бомбардировщики Boeing B-52 Stratofortress, палубные самолеты радиоэлектронной борьбы Boeing EA-18 Growler, самолеты авиационной системы ПРО Boeing YAL-1, тяжелые военно-транспортные вертолеты Boeing CH-47 Chinook, а также беспилотные летательные аппараты (БПЛА).
Многие летательные аппараты производства Boeing стоят на вооружении армии США, а также других стран мира.
Ключевой вопрос — какие из них могли бы заинтересовать Украину?
По мнению директора Центра исследований армии, конверсии и разоружения Валентина Бадрака, боевая авиация для Украины – это «неподъемный проект, который могут продвигать люди, занимающиеся прожектами».
Эксперт считает, что на ГП «Антонов» создать боевой самолет невозможно. «Никаких боевых самолетов на «Антонове» делать не нужно — и даже думать об этом вредно. Возможно, мы могли бы создать нечто чуть хуже, чем Як-130 (российский учебно-боевой самолет), но это нам абсолютно не нужно», — сказал он в комментарии «Апострофу».
Альтернативой собственному производству, пусть и по иностранной лицензии, является импорт. Но объемы зарубежных закупок вооружений уже примерно сопоставимы с внутренними, отметил Бадрак: «И это серьезно бьет по украинскому оборонно-промышленному комплексу».
Военный обозреватель, главный редактор издания «Апостроф» Денис Попович полагает, что сотрудничество с Boeing для Украины было бы интересно с точки зрения производства беспилотников. По его словам, беспилотная авиация показала свою эффективность, прежде всего, во время недавней войны в Нагорном Карабахе.
Bayraktar TB2
Первым делом — вертолеты
Денис Попович также считает, что Украине, помимо беспилотников, могли бы представлять интерес вертолеты, производимые Boeing (речь идет о вертолете Chinook). «Полного цикла производства боевых вертолетов у нас нет. И хотя ранее неоднократно заявлялось о намерениях создать отечественный боевой вертолет, мы до сих пор используем тот арсенал, который остался со времен Советского Союза. Мы можем ремонтировать старые вертолеты, можем их модернизировать (известны варианты боевой модернизации старого советского вертолета Ми-2), но произвести собственную боевую машину наша промышленность пока не в состоянии».
При этом наша страна могла бы сотрудничать в производстве вертолетов не только с Boeing. Так, в 2017 году «Укроборонпром» подписал с американской компанией Bell Helicopter Textron меморандум о сотрудничестве в производстве вертолетов типа Iroquois («Ирокез»).
«Ирокезы» производятся с середины 1950-х годов, а с 1959 года они начали поступать на вооружение армии США. Эти вертолеты использовались во время войны во Вьетнаме (именно эти машины в фильме «Апокалипсис сегодня» участвуют в налете на вьетнамскую деревушку), а также в ряде других военных конфликтах. На сегодня морская пехота США использует вариант этого вертолета UH-1Y.
В конце февраля 2021 года глава «Укроборонпрома» Юрий Гусев сообщил, что в этом году на базе ГП «Одесский авиационный завод» начнется лицензионная сборка вертолетов Bell UH-1 Iroquois. Ожидается, что первый украинский «Ирокез» будет сделан ко Дню независимости 24 августа.
Однако позже в СМИ появилась информация со ссылкой на Bell Helicopter Textron о том, что американский производитель не выдавал Украине соответствующую лицензию.
Вместе с тем, в «Укроборонпроме» настаивают, что лицензия все же есть, поясняя, что с Bell Helicopter Textron существует договор о неразглашении, который не позволяет сторонам сообщать детали контракта.
Денис Попович отмечает, что пока с контрактом на производство в Украине вертолетов «Ирокез» много неясного, но, если договоренности все же будут реализованы, это будет полезно для нашей армии.
«Ирокез» — это известный, хорошо испытанный аппарат, он – многоцелевой, может применяться и для транспортных нужд, и как боевая система. Если он у нас появится в какой-то модификации, это будет серьезным усилением для армейской авиации, его можно использовать для высадки десанта, для поддержки непосредственно на поле боя, для эвакуации раненых», — рассказал военный обозреватель.
Iroquois
Ставка на собственные силы
При этом наша страна имеет все возможности самостоятельно развивать современное авиастроение, убежден Валентин Бадрак.
«Украине нужен гиперскачок. Нужно вкладывать в украинские технологии, в развитие беспилотных авиационных комплексов различного уровня, тактических дронов-киллеров, которые сейчас, например, делают «Атлон-Авиа» (научно-производственное предприятие) и «Укрспецсистемс» (частная компания), развивать оперативно-стратегические комплексы, — говорит эксперт. — Иначе у нас нет никаких шансов противостоять врагу, которого мы сегодня имеем».
По его словам, проект ударного БПЛА Государственного киевского КБ «Луч» «Сокол-300» — это сугубо украинские технологии: «Украинским разработчикам удалось создать не только управляемое вооружение, но и систему управления вооружением».
И у отечественных специалистов получается лучше, чем, например, у российских.
«Ни «Охотник», ни «Альтиус» (российские разработки БПЛА — «Апостроф») у них не идут. У них большие технические и технологические проблемы. И нам нужно воспользоваться ситуацией, когда у нас открытые ворота для технологий, и создать новейшие беспилотные авиационные комплексы», — резюмировал Бадрак.
По мнению эксперта, уже в скором будущем — на горизонте 2030-2035 годов — беспилотные авиационные комплексы вытеснят боевую авиацию из парка Воздушных сил Вооруженных сил Украины.