eplus.com.ua

Словакия грозит перекрыть поставки дизеля в Украину: будет ли дефицит топлива

Июль 30
17:31 2024

Премьер-министр Словакии Роберт Фицо заявил, что его страна может остановить поставки дизельного топлива в Украину, если украинская сторона не пересмотрит решение о запрете на транзит нефти российской компании «Лукойл» в направлении Европейского Союза. «Апостроф» выяснял, к каким последствиям приведет реализация этой угрозы. Словакия пригрозила остановить поставки дизельного топлива в Украину, если Киев не снимет запрет на транзит через свою территорию нефти российской компании «Лукойл». Об этом заявил словацкий премьер Роберт Фицо. По его словам, речь идет о приостановке поставок дизеля словацкой компанией Slovnaft, на которую приходится примерно 10% от всего объема потребления этого вида топлива в Украине. «Если транзит российской нефти через Украину не будет восстановлен в ближайшее время, Slovnaft не будет продолжать поставки в Украину дизельного топлива», — сказал Фицо. Нефть в обмен на дизель Для начала разберемся в сути конфликта. После российского вторжения в Украину Европейский Союз отказался от закупок нефти в РФ, однако сделал временное исключение для Словакии и Венгрии. Нефть из России поставляется в эти две страны транзитом через украинскую территорию по нефтепроводу «Дружба». В июне 2024 года Совет национальной безопасности и обороны Украины принял решение о прекращении транзита нефти находящейся под санкциями компании «Лукойл». Важно отметить, что Украина остановила транспортировку не всей российской нефти, а только той, что принадлежит «Лукойлу». Украинские власти утверждают, что на сегодня общий объем российской нефти, которая транзитом поступает в Словакию и Венгрию, не сократился – очевидно, за счет наращивания поставок со стороны других компаний. Более того, в последнее время нефтяной транзит даже вырос. «У нас в июле будет рекордный транзит нефти за последние пять-шесть месяцев, и то, что где-то что-то прекращается, перекрывается, не отвечает действительности. Поэтому все это политика», — сказал в комментарии «Апострофу» эксперт «Нафторынка» Александр Сиренко. Действительно, вызывает удивление то, насколько болезненно Братислава и Будапешт отреагировали на остановку поставок нефти «Лукойла». В частности, Венгрия призвала вмешаться в ситуацию Европейскую комиссию, а венгерский министр иностранных дел Петер Сийярто обмолвился, что его страна в ответ на блокирование поставок нефти перекроет нам экспорт электроэнергии (после этого, правда, эта тема не поднималась). Еврокомиссия, кстати, не поддержала претензии Будапешта по поводу нефтяного транзита и, по сути, встала в этом вопросе на сторону Киева. Однако угроза Словакии остановить поставки в Украину дизельного топлива на сегодня выглядят наиболее угрожающе: ведь дизель нужен аграриям для сельскохозяйственных работ, которые сейчас в самом разгаре, а также нашей армии для заправки военной техники. Правда, за поставки топлива для армии переживать не нужно, заверил собеседник издания, представляющий топливный сектор страны. «Там все в порядке, все работает надежно», — сказал он. Что ж, это не может не радовать, и будем надеяться, что там все обстоит именно так. Не очень-то и надо Но что насчет всех остальных потребителей? Какими будут последствия, если Словакия все же решится реализовать свою угрозу? «Сказать, что мы умрем без словацкого дизеля, будет неправдой», — говорит Александр Сиренко. Дело в том, что из Словакии мы получаем довольно небольшие объемы дизельного топлива – существенно меньшие, чем озвучил Роберт Фицо. «Возможно, он считает пиковые (объемы) по импорту, — предполагает Сиренко. — Они были, но несистемно». Но даже в этом случае информация Роберта Фицо, мягко говоря, неточна, поскольку 10% украинского рынка дизтоплива – это доля не Словакии, а ее вместе с Венгрией, да и то, в отдельные периоды пикового потребления. «На Венгрию со Словакией суммарно может приходиться 10% (общего потребления дизтоплива в Украине) в пиковые периоды, — сказал «Апострофу» директор консалтинговой группы»А-95″ Сергей Куюн. — Но у нас такие резервы по поставкам, такая разветвленная сеть импорта, что мы можем на 50% увеличить поставки – было бы кому это покупать». По его словам, единственный негатив от решения Словакии об остановке поставок дизельного топлива (если оно, конечно же, будет реализовано) состоит в том, что, поскольку нынешняя система импорта создавалась за счет налаживания множества направлений, утрата одного из них если и не разрушит ее, то и явно не укрепит. «И, пока идет война, нам нежелательно что-то терять, нам нужно сохранять как можно больше», — резюмировал Куюн. К тому же речь идет об одном из наиболее удобных направлений поставок с точки зрения логистики. «И в Венгрии, и в Словакии заводы буквально возле границы, даже польские намного дальше — они у западной границы, — поясняет Александр Сиренко. — Логистика здесь идеальная, и я уже не говорю о том, что есть возможность получать дизтопливо по трубопроводу». Но даже это неудобство не приведет к росту цен на дизель, убеждены эксперты. А потому можно выдохнуть. Пока. Ведь наверняка «двое из ларца» – Роберт Фицо и его венгерский коллега Виктор Орбан — в скором времени придумают очередную «страшилку» про Украину.

Статьи по теме

Последние новости

Почти $1 млрд стоили электромобили, завезенные в Украину в этом году: большинство — подержанные

Читать всю статью

Наши партнеры

UA.TODAY - Украина Сегодня UA.TODAY

EA-LOGISTIC: Транспортная компания с высоким стандартом обслуживания и надежности.