«Альфа» — не самец: как избавить украинский банк от Фридмана
Украина, наконец, решила конфисковать у российских олигархов Михаила Фридмана и Петра Авена которые с октября 2022 года находятся под санкциями СНБО, принадлежащий им «Сенс Банк», ранее известный как «Альфа-Банк». Для этого даже был разработан специальный законопроект, принятие которого Верховная Рада неожиданно провалила. «Апостроф» разбирался, в чем состоит особенность национализации «Сенс Банка», какие она создает риски, и что будет дальше с этим финучреждением, которое входит в «десятку» крупнейших банков страны. Раде не хватило «Сенса» Верховная Рада довольно неожиданно провалила голосование за законопроект №9107-1 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об усовершенствовании процедуры вывода с рынка банка в условиях военного положения», который, по сути, касается национализации «Альфа-Банка». На пленарном заседании 2 мая за принятие документа как закона проголосовали только 212 депутатов при необходимых 226-ти, в результате чего он был отправлен на повторное второе чтение. В Украине не впервые национализируют банки. В собственность государства ранее уже переходили «Укргазбанк» (в 2009 году) и «ПриватБанк» (в 2016 году). Однако законодательная база, которая использовалась в предыдущих случаях, не годится для «Альфа-Банка» (с декабря 2022 года называется «Сенс Банк»). «Раньше государство национализировало только банки-банкроты, — объясняет «Апострофу» глава экспертно-аналитического совета Украинского аналитического центра Борис Кушнирук. — И это делалось для предотвращения банковского кризиса. Но в отличие от тех банков «Сенс Банк» вполне платежеспособен. Необходимость его национализации связана с тем, что он принадлежит гражданам России, которые находятся под украинскими санкциями, и для этого необходим специальный закон, позволяющий конфисковывать финансово благополучные банки». Казалось бы, проблем с принятием закона не должно быть. «Сенс Банк» входит в международный финансовый консорциум «Альфа групп» (недавнее срочное переименование банка понадобилось для того, чтобы замаскировать эту принадлежность). Консорциум принадлежит российским олигархам Михаилу Фридману (кстати, уроженцу Львова) и Петру Авену, которые находятся под санкциями в Украине и, соответственно, не могут владеть какой-либо собственностью в нашей стране. Однако, хотя желающих вступиться за Авена и Фридмана в украинском политикуме не оказалось, принять закон почему-то не удалось. «Это очень досадная история, поскольку принятие этого законопроекта является одним из пунктов меморандума с МВФ», — сказал в комментарии изданию первый заместитель главы комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Ярослав Железняк. По его словам, Фонд очень тщательно следит за состоянием банковской системы Украины, в частности, за процессом вывода банков с рынка. А, поскольку «Альфа» — это системный банк, то смена его собственника может отразиться на банковском секторе (сейчас «Сенс Банк» входит в «десятку» крупнейших банков Украины — «Апостроф»). «Они понимают, что Украина должна лишить активов лиц, которые попали под санкции», — продолжает Железняк. — Но требуют, чтобы это было осуществлено таким способом, который не угрожает стабильности банковской системы. Тем более, что «Сенс Банк» является крупным системообразующим банком, влияние которого (на банковскую систему Украины) очень велико. Именно поэтому окончательная редакция законопроекта была полностью согласована с представителями МВФ. Однако в сессионном зале не нашлось достаточного количества голосов за его принятие». Без суда и следствия Впрочем, у оппозиции есть замечания по поводу законопроекта. По мнению народного депутата Ирины Геращенко (фракция «Европейская солидарность»), законопроект в нынешнем виде содержит положения, ссылаясь на которые власть сможет в дальнейшем без суда и следствия, только по решению Совета национальной безопасности и обороны (СНБО), ликвидировать любые банки, которые принадлежат гражданам Украины. «Мы за вывод с рынка банков, которыми владеют российские олигархи или лица с двойным гражданством, за которыми стоит преступный российский капитал (получение украинского гражданства Фридманом и Авеном официально не подтверждено — «Апостроф»), — написала Геращенко на своей странице в Facebook. — Такие учреждения должны быть национализированы. А, что касается граждан Украины, то настаиваем, чтобы… Минюст или НБУ обращались в Высший антикоррупционный суд, и суд, а не СНБО, принимал решение, действительно ли лицо осуществляет террористическую деятельность». Депутат выразила надежду, что к повторному второму чтению в законопроекте будут учтены поправки, которые обезопасят отечественные банки от «рейдерских захватов». По словам Бориса Кушнирука, действительно существуют отличия в применении санкций к иностранцам и гражданам Украины. «Когда налагаются санкции на нерезидентов Украины, законодательство исходит из того, что у государства нет юридических инструментов для того, чтобы наказать их, — говорит эксперт. — Поэтому санкции вводятся во внесудебном порядке, политическим решением. Однако, когда речь идет о гражданах Украины, такой порядок действий размывает принцип, закрепленный в Конституции, согласно которому человек может быть признан виновным только по решению суда. Поэтому, когда санкции вводятся решениями СНБО, они будут обжалованы, в том числе и в Конституционном суде, и в будущем собственники изъятого имущества смогут получить компенсации. Причем выплата будет производиться не за счет членов СНБО, а из средств налогоплательщиков» . Впрочем, по мнению Ярослава Железняка, возможную опасность от данного закона не следует преувеличивать, поскольку для введения санкций против украинских банкиров нужны серьезные основания. «В настоящее время речь идет только о национализации «Сенс Банка», а также «Мотор-Банка», который принадлежит Вячеславу Богуслаеву ( бывший генеральный директор предприятия «Мотор Сич», находится под следствием по обвинению в государственной измене — «Апостроф»)», — говорит депутат . Он считает, что поддержка законопроекта среди депутатского корпуса вполне достаточна, а причиной нехватки голосов во время голосования стал низкий уровень организации депутатов. Так что на следующем заседании закон может быть принят, при чем в его нынешней редакции. Банковская система становится государственной Впрочем, опасность, связанная с законопроектом, на самом деле есть. Дело в том, что результатом его принятия и вступления в силу станет то, что «Сенс Банк» и «Мотор-Банк» перейдут в собственность государства. Однако государство уже владеет четырьмя крупными банками («ПриватБанк», «Сбербанк», «Укрэксимбанк» и «Укргазбанк»), и его доля в банковской системе на данный момент уже превышает 50%. То есть, она еще увеличится (на 5%, 10%, или еще больше, – сейчас сказать трудно). А это, как считается, не очень хорошо. «Государственные банки являются большим источником коррупции и хищения средств, – объясняет Борис Кушнирук. – Поэтому нет нужды в том, чтобы государство владело таким количеством банков». Поэтому возникнет вопрос, что с этими банками делать дальше. Небольшой «Мотор-Банк» можно без особых проблем просто ликвидировать (хотя и необязательно). Однако закрытие системного «Сенса», который имеет большую клиентскую базу, может повлечь за собой значительные проблемы. Кроме того, ликвидировать банк, который работает с прибылью, не очень целесообразно. По мнению Ярослава Железняка, конфискованный «Сенс Банк» можно будет впоследствии достаточно успешно приватизировать: «Банк имеет хорошие финансовые показатели, это хороший актив, один из немногих объектов, которые можно продавать здесь и сейчас. И, думаю, даже война не помешает найти на него хорошего покупателя». Однако пока искать новых собственников для банка рано. Сначала нужно все же принять закон, который позволит вывести «Сенс Банк» из собственности россиян. По словам Ярослава Железняка, это реально сделать еще до конца мая — разумеется, при условии повышения трудовой дисциплины парламентариев. Читайте также: Украина арестовала 2 млрд гривен активов олигарха из РФ: что известно