eplus.com.ua

Было ваше — стало наше: Россия украла у Запада сотни самолетов

Апрель 06
20:11 2022

Западные санкции нанесли серьезный удар по авиационной отрасли России. Страна-агрессор больше не сможет получать новые самолеты крупнейших мировых производителей, а также комплектующие к ним. Кроме того, РФ должна вернуть владельцам самолеты, находящиеся у нее в аренде. Однако Россия, которой не впервой нарушать международное право, попросту, присвоила себе чужие летательные средства. «Апостроф» выяснял, к чему это приведет. «Мы забрали чужую собственность» С начала войны в Украине мир активно вводит санкции против России и разрывает связи со страной-агрессором. В частности, ограничения коснулись и гражданской авиации. Почти все страны Европы, США и Канада закрыли для российских самолетов небо. Европейский Союз также принял санкции, предусматривающие запрет на поставку в РФ гражданских самолетов и запчастей к ним, их техническое обслуживание и страхование. Санкции также обязывают лизингодателей расторгнуть контракты с российскими авиакомпаниями. Такое решение стало сокрушительным ударом для российских авиаперевозок и сделало практически невозможными полеты российских авиакомпаний за границу. Это связано с традиционными методами работы на рынке авиаперевозок. Дело в том, что гражданские авиакомпании очень редко владеют самолетами. Они находятся в собственности лизинговых компаний, которые затем передают машины в аренду перевозчикам. Соответственно, практически все эксплуатируемые в России самолеты зарубежного производства (Boeing, Airbus, Embraer и другие) на самом деле российским компаниям не принадлежат. И по требованию лизингодателей подлежат аресту в иностранных аэропортах для возвращения владельцам. После таких требований около 80 самолетов российских компаний были арестованы в разных аэропортах мира. Чтобы не потерять и остальное, российское руководство приняло решение об отмене полетов за границу. Отныне около 500 самолетов иностранного производства (а это около 80% общего парка самолетов в России) будут вынуждены работать только на внутренних рейсах для того, чтобы избежать ареста и возвращения своим владельцам. По сути, российское руководство приняло решение украсть несколько сотен самолетов, общая стоимость которых оценивается в 20 миллиардов долларов. Это официально признал даже российский министр транспорта Виталий Савельев, который на встрече с представителями авиакомпаний обрисовал неутешительные перспективы для этих машин и авиаперевозок. «Они не будут обслуживаться на Западе, их даже не выпустят из России из-за того, что мы забрали чужую собственность», – сказал он. Также министр сообщил, что правительство России пытается договориться с лизингодателями о выкупе находящихся в России самолетов. Теоретически, такое решение позволило бы снять обвинения в краже самолетов. Однако лизинговые компании, крупнейшие из которых расположены в Ирландии и на Бермудских островах, не идут на это, поскольку введенные против России санкции, в частности, предусматривают запрет на экспорт туда авиационного оборудования. Вместо оригинальных запчастей – китайские подделки Однако даже с эксплуатацией самолетов в самой России неизбежно возникнут проблемы. «Самолет — очень сложная машина, к которой выдвигаются очень строгие условия по поддержанию их технического состояния и соблюдению норм безопасности, — говорит пожелавший не раскрывать свою личность собеседник «Апострофа», связанный с украинским авиастроением. — Каждый самолет должен регулярно проходить большое количество разнообразных процедур, связанных с техническим обслуживанием, ремонтом и заменой деталей. Все эти работы обязательно производятся с разрешения и под пристальным надзором со стороны разработчика и владельца самолета. Также уделяется внимание тому, чтобы все устанавливаемые на самолет запчасти были оригинальными и отвечали требованиям, которые выдвигает к ним производитель». Разумеется, теперь возможности проводить обслуживание и ремонт самолетов по международным процедурам Россия утратила. Компании-лизингодатели уже отозвали летные сертификаты на все оставленные в России самолеты. По международным правилам, это означает, что самолеты больше нельзя поднимать в воздух. Однако они продолжают использоваться для перевозок на внутренних рейсах. Впрочем, уже в скором времени, когда наступят сроки очередных текущих ремонтов, российские авиакомпании столкнутся с еще более серьезной проблемой, поскольку разработчики самолетов прекратили поставки оригинальных запчастей. «Происхождение и качество всех устанавливаемых на самолеты деталей тщательно отслеживаются и проверяются, поскольку это имеет огромное значение для безопасности полетов, — рассказал собеседник издания. — Техническое обслуживание может происходить только на специализированных предприятиях, имеющих сертификат на выполнение данных видов работ от разработчика самолета. Такие центры есть и в России, однако сегодня они таких сертификатов лишились. А без разрешения владельца и разработчика самолета техническое обслуживание не считается законным». Поэтому, хотя российские власти заявили, что будут обслуживать самолеты самостоятельно, уже скоро у перевозчиков возникнут проблемы, связанные с отсутствием поставок новых запчастей. Решать эти проблемы российские власти собираются двумя путями: разбирать одни самолеты и устанавливать детали с них на другие, или покупать копии оригинальных запчастей в Китае. Однако и в одном, и в другом случае такие ремонты не будут признаны большинством стран мира. И, соответственно, самолеты, не прошедшие надлежащих процедур, не будут принимать за границей. Конечно, из каждого правила всегда найдутся исключения. И часть стран согласится признать действия России законными и сохранить авиасообщение. Уже сегодня известно, что принимать перерегистрированные в России самолеты иностранного производства, которые недавно находились в лизинге, согласились Китай, Казахстан, Узбекистан. Однако вряд ли на этих направлениях удастся достичь такого пассажиропотока, который недавно существовал между Россией и европейскими столицами или курортами Турции. От электронных баз к бумажным документам Фактическая кража нескольких сотен самолетов, безусловно, отразится не только на деловой репутации российских авиакомпаний и их возможности летать за границу. Свою часть потерь получат и владельцы этих машин – крупные лизинговые компании, которые лишатся дорогостоящей техники и доходов от аренды. Однако, хотя потери лизинговых компаний исчисляются миллиардами долларов, они не приведут к финансовой катастрофе. По оценке директора консалтинговой компании Alton Aviation Consultancy Брэда Дэйли, в портфелях большинства лизинговых гигантов российские авиакомпании составляют менее 10%. Следовательно, даже если самолеты будут полностью потеряны, эти компании сохранят свой бизнес и прибыльность. К тому же, лизинговые компании, разумеется, обратятся с исками в международные суды и, хотя такие процессы займут много времени, в конечном счете, все же отсудят компенсацию, которую можно будет получить за счет изъятия российских активов за рубежом. А вот на будущий рыночный потенциал России нынешнее решение о конфискации самолетов будет иметь огромное влияние. Ведь кто повторно доверит супердорогую технику стране, которая однажды просто взяла и отобрала ее у хозяев? Проблем российской авиации добавили и хакеры, которые в последнее время активно атакуют российские государственные структуры, выкладывая в сеть их внутреннюю информацию. Недавно подобной атаке была подвергнута и «Росавиация» — организация, регулирующая авиаперевозки в России. Однако в этот раз хакеры не выложили данные в сеть, а просто уничтожили их. В результате атаки вся база (документы, файлы, данные регистрации авиасудов и электронная корреспонденция общим объемом 65 терабайт) этого государственного органа была утрачена. Эту удачную атаку приписывают известной хакерской группе Anonymous. И поначалу она сама подтвердила свою причастность к акции. Однако представители группы выложили в Twitter сообщение о том, что, проверив данные, «не нашли доказательств причастности коллектива Anonymous или групп, связанных с Anonymous, к недавнему взлому Управления гражданской авиации России («Росавиации»)». Однако, кто бы ни стоял за этой дерзкой акцией, восстановить информацию о самолетах и их обслуживании в России будет очень сложно. Тем временем «Росавиация» уже объявила о возвращении к бумажному документообороту и переписке посредством почты и фельдегерской службы. Утрата информации о самолетах и их обслуживании является еще одним фактором, который отрежет российскую авиацию от общемирового пространства. «Русланы» больше не летают Внесла свой вклад в преследование российской авиации и Украина. Как известно, компания «Волга-Днепр» владеет двенадцатью транспортными самолетами Ан-124-100 «Руслан». Эти машины изготовлены еще в советское время, и находятся в собственности российской компании. Однако разработчик этих машин – украинское государственное предприятие «Антонов» еще в 2014 году, после аннексии Крыма и оккупации территорий в Донецкой и Луганской областях, прекратило отношения с российской компанией. «Именно тогда россияне впервые приняли решение разрешить одному из предприятий, аффилированных с «Волга-Днепр», выдавать сертификаты летной годности на «Русланы». То есть фактически перевозчик выдавал такие документы сам себе, что является грубым нарушением правил, действующих в гражданской авиации»» , – рассказал собеседник «Апострофа». В течение нескольких лет мир закрывал на это глаза, пользуясь услугами российской компании. Однако сейчас терпение лопнуло и у авиационной общественности, и у украинского разработчика. 21 марта нынешнего года по иску ГП «Антонов» Святошинский суд Киева принял решение об аресте 12 самолетов «Руслан», принадлежащих предприятию «Волга-Днепр». Решение суда уже вступило в силу и принесло первые результаты. Трем «Русланам» уже запрещен вылет из Германии и одному – из Канады. Юристы продолжают работать над тем, чтобы остановить эксплуатацию и других самолетов. Таким образом, сегодня Россия практически утратила авиационную связь с миром, за исключением нескольких стран, которые не обращают внимание на вопиющие нарушения международного права. А, поскольку европейские страны рассматривают возможность прекращения железнодорожного и автомобильного сообщения с РФ, то вскоре страна-агрессор будет отделена от Европы новым «железным занавесом», который станет символом окончательного прощания России с цивилизованным миром.

Статьи по теме

Последние новости

Лектины: невидимый враг, разрушающий здоровье

Читать всю статью

Наши партнеры

UA.TODAY - Украина Сегодня UA.TODAY

EA-LOGISTIC: Транспортная компания с высоким стандартом обслуживания и надежности.