7 схем мобильного мошенничества в Украине: в чем их суть и как не стать жертвой
Сейчас мобильный телефон стал необходимостью для каждого человека, который помогает по жизни. Но также такая полезная вещь, которая есть у всех, стала эффективным средством вымогательства мошенниками денег. Если соблюдать основные правила безопасности при общении с телефонными аферистами или подозрительными людьми, можно уберечь себя от потери денег, свои данных и просто от стресса.
Министерство юстиции Украины рассказало 7 самых распространенных мошеннических телефонных схем в Украине и как действовать в таких случаях.
Как советуют во всех подобных ситуациях в Минюсте, надо обязательно проверять достоверность информации перед тем как совершать какие-то действия.
Победа в акции
На номер телефона приходит СМС от мобильного оператора или магазина о победе в акции, и нужно лишь перевести на определенный номер средства, отправить сообщение или позвонить, чтобы получить приз.
Что надо делать: проверить наличие подобных акций операторов или магазинов через их официальные сайты или через горячую линию для уточнения деталей.
Дубликат SIM-карты для завладения средств на карточном счете
Сначала приходит звонок на мобильный телефон с неизвестного номера и быстро его прерывают. Украинец перезванивает, тогда мошенник через оператора жертвы блокирует номер телефона в связи с его потерей. Затем аферист снова звонит оператору, который обслуживает SIM-карты для получения дубликата ранее заблокированной ним SIM-карты представившись ее владельцем и отвечает на вопрос, что это подтверждает. Чаще всего вопросы касаются последних исходящих звонков (тот, с которого он тогда звонил в первый раз и сбросил) и когда в последний пополнялся счет и тому подобное.
Далее преступник получает дубликат Симки и доступ к мобильным приложениям, в том числе контроль над финансовыми операциями.
Что надо делать:
- Не звонить и не отвечать на звонки с неизвестных номеров;
- не оставлять номер, закрепленный за платежной карточкой в объявлениях;
- не разглашать его посторонним лицам и не передавать им SMS-кода;
- обратиться к оператору мобильной связи с заявлением о том, что дубликат SIM-карты может быть выдан только при наличии паспорта с соответствующими реквизитами, или перейти на контрактное обслуживание номера.
Звонок от работника банка
Многие слышали о такой схеме, когда звонит якобы сотрудник банка и сообщает об осуществлении атаки на карточный счет абонента, похищение с него денег или необходимость продления действия кредитной карты или повышение кредитного лимита на ней.
Они надеются, что жертва назовет им пароль от банковской карты, секретное слово, SMS-код, который пришел на номер мобильного телефона, номер банковской карты, срок ее действия, CVV2-код и тому подобное. Все это мошенники делают для завладения чужими денежными средствами.
Далее приходит СМС о снятии средств со счета и для того, чтобы избежать атаки на карточный счет якобы необходимо подойти к ближайшему банкомату или терминалу и ввести специальную комбинацию и SMS-код, который придет на номер.
Что надо делать:
- нужно знать, что работник банка не имеет права выяснять или уточнять личные данные клиента;
- никогда никому не сообщать номер банковской карты, срок ее действия, CVV2-код, а также пароли, поступающих в SMS-сообщении;
- надо позвонить на контактный номер банка и выяснить о такой атаке на карту и нужно ли ее перевыпустить;
- далее необходимо оставить заявку оператору, что на карточному счету пытались совершить мошеннические действия и заблокировать карту.
С родственником случилась беда
Мошенник представляется знакомым родственника или полицейским и сообщает о его задержании и нужно внести залог. Данные средства они предлагают перебросить на карточный счет, подвезти в определенное место или передать их третьему лицу.
Что надо делать:
- спросить должность звонящего и в каком именно отделении полиции находится родственник. Далее идут манипуляции и шантаж от преступников.
- никогда не сообщать им информацию о себе и своих близких;
- срочно завершить разговор и позвоните этом родственнику;
- передать Департаменту киберполиции НП Украины о попытке совершения мошенничества.
Фишинг
Аферисты создают фальшивые сайты и предлагают приобрести товары или оказать услуги за большие скидки выгодны акции. Но, вместо уплаты средств предлагают отправить на номер мобильного телефона — «финансовый номер» или на карточку. Далее, когда деньги у злоумышленников, они через официальные сайты выводят средства на другие счета и снимают их с банкоматов, а потом исчезают.
Что надо делать:
- совершать покупки только на проверенных сайтах, а также проверять отзывы на них
- пользоваться при покупке товара услугой «наложенный платеж»;
- можно проверить фальшивые вебсайты через Департамент киберполиции НПУ STOP FRAUD или в Черном списке сайтов-мошенников.
Ошибочное пополнение мобильного телефона
Злоумышленники присылают СМС о пополнении счета. Затем звонят и просят вернуть деньги на счет банка или номер мобильного, так как ошибочно ввели не тот номер.
Что надо делать:
- СМС о пополнении номера может поступать только от оператора.
- Обязательно нужно проверить перед этим состояние мобильного счета, или требовать копию квитанции с доказательством пополнения именно этого счета.
Онлайн-шопинг
Мошенники под видом продавца предлагают низкие цены на товары, очень выгодные акции, а дальше просят снять лимит на интернет-покупки, будто им об этом поступило сообщение от банка и предупреждают, что сейчас покупателю придет СМС для подтверждения заказа.
Что надо делать:
- спросить характеристики товара;
- не говорить сведения номера карточки, обычно для оплаты заказа достаточно 16-значного номера карты.
- пользоваться при покупке товара услугой «наложенный платеж»;
- можно проверить фальшивые вебсайты через Департамент киберполиции НПУ STOP FRAUD или в Черном списке сайтов-мошенников.
Ранее мы писали как мошенники по-новому обманывают клиентов «ПриватБанка».