Индивидуалов — на учет: как государство давит самозанятых украинцев
В Верховную Раду подан законопроект о налогообложении репетиторов, переводчиков, сантехников, электриков и других самозанятых граждан, которые, в массе своей, не декларируют доходы. Документ направлен на «детенизацию» украинской экономики, однако время для его принятия выбрано неудачно, учитывая экономический спад, вызванный пандемией коронавируса. «Апостроф» выяснял, как украинцев собираются заставить легализовать доходы и платить налоги.
Для репетиторов, переводчиков, таксистов и многих других украинцев, которые занимаются индивидуальной трудовой деятельностью, хотят ввести особый налог. Это следует из текста законопроекта №5046, который опубликован на сайте Верховной Рады. Интересно, что автором законопроекта является народный депутат из фракции «Европейская солидарность» Алексей Гончаренко — формально представитель оппозиционной политсилы, но де-факто, политик, давно дрейфующий в сторону команды действующего президента.
Речь идет не о каком-то дополнительном налоге – имеется в виду налог на доходы физических лиц (НДФЛ). То есть, если человек зарегистрирован как физическое лицо-предприниматель (ФЛП, по-украински фізична особа-підприємець, ФОП), то на него действие этого законопроекта распространяться не будет.
Направлен же он, по идее, на тех, кто занимается трудовой деятельностью, но находится в «тени» и, соответственно, налоги не платит.
Таким образом, документ призван сделать очередной шаг на пути «детенизации» украинской экономики, о чем прямо говорится в пояснительной записке к нему.
Помимо уже упомянутых репетиторов (преподавателей), переводчиков и таксистов (и вообще всех, кто оказывает транспортные услуги), действие законопроекта распространяется на следующие виды деятельности: дизайн, фотография, художественная деятельность, ландшафтные услуги, научно-техническая деятельность, услуги по уходу, услуги домашней прислуги, уборка, производство пищи, ремонт компьютеров, бытовых изделий, ремонт и техобслуживание автотранспортных средств, электромонтажные, водопроводные, строительно-монтажные и другие ремонтные работы.
Сюда также включаются услуги по прокату бытовых изделий и предметов личного потребления, а также предоставление в аренду (или субаренду) жилых помещений общей площадью не более 400 квадратных метров и нежилых площадью не более 900 квадратных метров.
При этом такие граждане не могут иметь наемных работников, а их годовой доход не должен превышать 100 минимальных зарплат. На сегодня «минималка» в Украине составляет 6000 гривен, соответственно, годовой доход «индивидуала» не должен превышать 600 тысяч гривен (в месяц получается 50 тысяч гривен). Ставка налога для этой категории предлагается на уровне 5%.
«Индивидуалам», в отличие от ФОПов, не нужно будет подавать налоговую декларацию, однако они должны вести учет доходов от такой деятельности — отдельно от других получаемых ими доходов (если таковые имеются). Взаимодействие самозанятых граждан с налоговыми органами предусматривается через портал «Дія» или электронный кабинет налогоплательщика.
В законопроекте отмечается, что речь идет об индивидуальной деятельности, приносящей дополнительный доход, и, видимо, с этим связано то, что «индивидуалы», опять-таки, в отличие от ФОПов, освобождены от необходимости уплачивать единый социальный взнос (ЕСВ), который направляется в Пенсионный фонд. Однако очевидно, что для очень многих украинцев такой вид деятельности является не подработкой, а основной работой. Другое дело, что любой гражданин нашей страны может добровольно платить ЕСВ, что позволит ему в будущем рассчитывать на пенсию.
Бессмысленная инициатива
Очевидно, что «теневая» занятость и, шире, «теневая» экономика, является серьезной проблемой, которую нужно решать.
«Однозначно, это — нужная мера, которая используется во всем мире, — сказал в комментарии «Апострофу» руководитель компании Perfomance Management Сергей Сароян. — Но момент выбран не лучший: в текущей ситуации падения экономики и локдауна, когда по мировой статистике закрывается до 40% малого и среднего бизнеса, данная инициатива будет встречена негативно.
Соответственно, эффект от этого законопроекта может оказаться прямо противоположным ожидаемому: «Это может привести к еще большему сокрытию доходов».
А, поскольку речь идет, в основном, о доходах, получаемых в наличной форме, их достаточно сложно отследить.
При этом консультант Киевского центра поддержки и развития бизнеса Александра Томашевская считает данный законопроект просто бессмысленным, а потому бесперспективным.
«Это — мертворожденный проект, и я совершенно не понимаю, зачем большое количество людей проделали столько работы (чтобы подготовить документ)», — сказала она в комментарии изданию.
Эксперт пояснила, что законопроект в принципе противоречит Налоговому кодексу Украины, который предусматривает, с одной стороны, общую систему налогообложения, а, с другой, — специальный налоговый режим. Ко второй категории относится единый налог, который используют ФОПы. При этом у «единщиков» ставка налога фиксированная – у второй группы ФОП, например, она составляет до 20% от минимальной зарплаты (на сегодня это 1200 гривен).
«То есть быть ФОПом получается выгоднее», — отметила Томашевская.
Действительно, согласно Налоговому кодексу, те, кто имеют, скажем так, непостоянные заработки, но не регистрируются частными предпринимателями, должны платить НДФЛ по общей ставке 18%. Очевидно, что желающих это делать немного, и, видимо, данный законопроект призван побудить таких людей легализовать свои доходы под небольшой процент. То есть очередная налоговая амнистия, только не прошлых доходов, а текущих.
К тому же, такой вариант мог бы подойти тем гражданам, которые не хотят регистрироваться как физлица-предприниматели, заполнять налоговые декларации, взаимодействовать с налоговой.
Но готовы ли самозанятые украинцы добровольно «засветить» свои доходы?
Это вряд ли, считает Сергей Сароян.
Александра Томашевская также сомневается, что нас ожидает всплеск декларирования доходов, получаемых от индивидуальной трудовой деятельности.
Причем важным фактором здесь является страх подавляющего большинства украинских граждан перед необходимостью общения с налоговыми органами: «Люди испытывают огромный стресс от необходимости контактировать с налоговой. Это очень страшно для людей, которые в этом ничего не понимают». А этого общения самозанятым избежать все равно не получится, добавляет эксперт.
Всех на контроль
При этом такое общение может оказаться очень даже неприятным. Если, конечно, фискалы захотят всерьез взяться за самозанятых граждан.
«Маркетинговые инструменты самозанятых – «сарафанное радио» и социальные сети. Мониторинг соцсетей службами приведет к массовому закрытию домашних пекарен, швейных мастерских, салонов маникюра и «мужей на час», которые занимаются ремонтом, — говорит Сергей Сароян. — После штрафов все встанут на учет».
Кстати, нет никаких гарантий, что льготная ставка в 5% будет действовать всегда. Но граждане уже будут на карандаше у налоговых органов.
И, чем дальше, тем больше.
«Реальность для большей части Украины за пределами Киева (и крупных городов) такова, что большинство людей работают и живут за нал. И в маленьких городах это просто тренд, — отмечает Александра Томашевская. — Государство же хочет контролировать то, что оно пока не может контролировать — они не могут наложить руку на то, что находится вне банковской системы. Поэтому идея в том, чтобы собрать информацию и напугать, чтобы человек начал выводить из «тени» хоть что-то. Чем больше видно для системы, тем «интереснее» это обложить налогами».
Вполне возможно, что законопроект о налогообложении «индивидуалов» не готовился вместе с другими инициативами по «детенизации» экономики, но он однозначно укладывается в общую канву.
На днях Верховная Рада приняла в первом чтении президентский законопроект об «амнистии капиталов» и, можно не сомневаться, в скором времени утвердит его в целом как закон. В недалеком будущем украинцев также может ожидать введение всеобщего декларирования, и тогда утаить нелегальные доходы станет намного сложнее.
Мир движется к полной прозрачности не только доходов, но и расходов, и Украина, рано или поздно, тоже к этому придет. Однако, если перефразировать изречение Салтыкова-Щедрина, адаптировав его к нашим реалиям, прогрессивность украинских законов обесценивается избирательностью их исполнения.