eplus.com.ua

Нагнуть Путина в бункере: что происходит с «зерновой сделкой»

Июль 14
20:29 2023

Россия после месяцев шантажа и угроз, все-таки согласилась на продление «зерновой сделки». По крайней мере, об этом заявил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Даже если российский диктатор Владимир Путин вновь поддался чарам своего турецкого коллеги, он в любой момент может отказаться выполнять условия соглашения вплоть до полного блокирования «зернового коридора». «Апостроф» выяснял, сможет ли коридор функционировать без участия в сделке России, а также есть ли альтернативные пути вывоза отечественной агропродукции на случай, если страна-агрессор решит стать еще и страной-пиратом. Путин снова всех «переиграл» Несмотря на регулярный шантаж со стороны Путина, Россия все-таки согласилась на продление» зерновой сделки». Об этом сообщило агентство AFP со ссылкой на президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, который являлся ключевым фактором в продвижении этой инициативы.. Черноморская зерновая инициатива, известная также как «зерновой коридор» и «зерновая сделка», была одобрена 22 июля 2022 года, и ровно через год с начала своего функционирования могла завершиться из-за деструктивных действий РФ. Россия каждый раз при очередном продлении работы «зернового коридора» шантажировала мир выходом из сделки, однако в последний момент соглашалась на ее продление. По той же схеме страна-агрессор действовала и сейчас. Хотя, следует признать, что шансы на то, что российский президент Владимир Путин даст добро на продление соглашения, срок которого истекал 17 июля этого года, были минимальны. Именно такое ощущение складывалось у участников сделки. «Еще в июне движение кораблей в направлении Украины прекратилось. А те, что зашли раньше, загружаются и отплывают в Турцию. На прошлой неделе последние корабли ушли из Черноморска. Сейчас догружаются последние корабли в Одесском порту. Они планируют в ближайшие дни выйти в море», — рассказал «Апострофу» заместитель главы Всеукраинской аграрной рады Денис Марчук. По мнению некоторых обозревателей, последние решения Эрдогана о возвращении на Родину пленных защитников Мариуполя и передаче Украине турецких самоходных гаубиц стали сигналами, призванными смягчить позицию российского диктатора по продлению «зерновой сделки». В свою очередь, недавняя бомбардировка россиянами острова Змеиный являлась своеобразным ответом на эти сигналы. Читайте также: До чего доводит шантаж: как Эрдоган отвесил оплеуху Путину Сейчас сложно сказать, подействовали ли на Путина «сигналы» Эрдогана, или турецкому лидеру удалось переубедить своего российского коллегу с помощью каких-то других аргументов, — в любом случае «зерновая сделка» продлена, а это значит, что украинское зерно продолжит поступать на мировой рынок. Без России лучше Впрочем, пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков после сообщения о пролонгации зерновой сделки сказал, что никаких заявлений по этому вопросу со стороны России не было. Что ж, он даже не соврал – российская сторона действительно на тот момент ничего подобного не заявляла. Вполне возможно, официальное заявление появится к ночи, чтобы поменьше россиян увидели и услышали этот позор. С другой стороны, может и правда Путин ни на что пока не согласился, а Эрдоган выдал желаемое за действительное? По крайней мере, участники сделки в очередной раз могут убедиться, что Россия – ненадежный партнер. Поэтому сегодня активно обсуждается вопрос о том, можно ли обойтись при организации «зернового коридора» без ее участия. И по мнению многих экспертов, такой вариант вполне возможен. Более того, если бы сторонам удалось организовать работу коридора без участия России, то это только бы повысило его эффективность, поскольку именно российская сторона делает все возможное, чтобы помешать его работе. Процедура прохождения судов в соответствии с упомянутыми договорами, предусматривает осмотр судов на предмет того, не перевозят ли они грузы, связанные с вооружениями. И российская сторона постоянно саботирует работу соответствующих комиссий, что значительно снижает пропускную способность коридора. «Однако когда в ноябре прошлого года были нанесены удары морскими беспилотниками по судам Черноморского флота, россияне устроили демарш, хлопнули дверью и заявили, что они выходят из сделки, — напоминает в разговоре с «Апострофом» руководитель программ центра глобалистики «Стратегия ХХІ» Павел Лакийчук. — В тот же день украинские, турецкие и ооновские участники резко ускорили работу и пропустили за день сразу 40 судов. Работа пошла так быстро, что очередь судов на входе в Босфор полностью рассосалась. Россияне поняли, что без них всем только лучше, и снова вернулись в сделку». По словам Дениса Марчука, все стороны «зерновой сделки», а также потребители украинского зерна во всем мире ничего не имеют против того, чтобы Россия из нее вышла. Это позволило бы значительно ускорить движение по коридору и сократить формальности. Безопасность превыше всего При этом нужно понимать, что в случае выхода России из «зерновой сделки» возникнут большие проблемы с безопасностью кораблей. Никто не может предсказать, как поведет себя российская армия, которая, как показывает опыт, способна на любые преступления, включая обстрел гражданских объектов. «Если Россия решится топить суда с зерном (ни одно из которых не принадлежит Украине), это будет означать официальное заявление, что она окончательно превратилось в пиратское государство вроде Сомали, — говорит Павел Лакийчук. — Однако мир знает успешный опыт решения таких проблем. Уже десять лет в районе Аденского залива возле берегов Сомали работают военные миссии НАТО и ЕС, которые конвоируют гражданские транспортные суда, и благодаря этому проблема сомалийского пиратства на данный момент сведена на нет». Вопрос в том, кто решится направить военные корабли для конвоирования грузовых судов. Украина не имеет для этого собственных возможностей, ООН очевидно не способна принимать решения и по менее принципиальным вопросам, а НАТО избегает каких-либо действий, которые могли бы трактоваться как причастность к российско-украинской войне. Поэтому наиболее реальным кандидатом на эту роль выступает Турция, имеющая наиболее мощные военно-морские силы в Черном море и с самого начала выступавшая основным гарантом работы «зернового коридора». Вполне вероятно, что определенная подготовка к запасному плану на случай, если Россия выйдет из сделки, все же проводится. Об этом, в частности, свидетельствует то, что Кабинет министров Украины в июне принял решение о создании фонда для страхования судов, которые перевозят украинские зерновые, в размере 547 миллионов долларов. Такой фонд позволит предложить судовладельцам, которые отважятся проходить в украинские порты без российских гарантий, полное страхование рисков на случай, если государство-террорист все же предпримет какие-то агрессивные действия. Миссия не невозможна Если Россия не только выйдет из сделки, но и станет всеми способами блокировать «зерновой коридор», украинским аграриям придется полагаться на альтернативные пути вывоза своей продукции. И, в принципе, это не является невозможной миссией. В течение года Украина активно разрабатывала логистические маршруты, позволяющие экспортировать зерно и другие товары в обход черноморских портов. Это и порты в устье Дуная, из которых суда могут сразу же выходить в румынские территориальные воды, и железнодорожные маршруты, по которым зерно доставляется в европейские порты на Черном и Балтийском морях. «Сегодня пропускная способность альтернативных маршрутов значительно выросла, – рассказал в комментарии изданию доцент Киевской школы экономики Олег Нивьевский. – В то же время, объемы экспорта из-за войны значительно сократились. Соответственно сократится и объем экспорта». Поэтому, по словам эксперта, даже если морской «зерновой коридор» полностью закроется, это не станет катастрофой для украинского экспорта, так как обходные маршруты уже способны пропускать достаточное количество грузов. Недостатком этих маршрутов является несколько более высокая стоимость перевозок, из-за чего аграриям придется отгружать зерно по более низким ценам. Однако соответствующие потери не будут слишком велики. «Когда открывался «зерновой коридор», была надежда, что это значительно снизит стоимость перевозок по сравнению с железнодорожными, что позволит украинским производителям продавать продукцию дороже, — говорит Олег Нивьевский. — Однако этого не произошло. Из-за того, что судоходство в зоне военных действий — дело рискованное, цены на морские перевозки оказались выше, чем ожидалось, и разница в цене по другим маршрутам не очень значительная. Поэтому при переходе на альтернативные маршруты потери украинских аграриев будут относительно невысокими». Таким образом, на данный момент Украина готова к любым неожиданностям. Если «зерновой коридор» продолжит работу, — значит так тому и быть. Но, если по прихоти российского диктатора этот канал будет перекрыт, мы сможем задействовать другие маршруты для обеспечения нашего аграрного экспорта.

Статьи по теме

Последние новости

Компанию-залогодателя Коболева налоговая обвиняет в неуплате более 18 млн грн налогов

Читать всю статью

Наши партнеры

UA.TODAY - Украина Сегодня UA.TODAY

EA-LOGISTIC: Транспортная компания с высоким стандартом обслуживания и надежности.