eplus.com.ua

Украинцев решили бесплатно покатать на поездах: в чем логика программы, и кто за нее заплатит/Президент анонсировал программу УЗ-3000, но она еще дорабатывается

Ноябрь 06
14:49 2025

Украинцы получат возможность поколесить 3000 км по железной дороге родной страны совершенно бесплатно. О программе под названием «УЗ-3000» сообщил президент Владимир Зеленский, однако ее концепция все еще дорабатывается. «Апостроф» разбирался в логике анонсированной программы, а также в том, кто заплатит за этот «аттракцион невиданной щедрости». Президент Владимир Зеленский анонсировал программу бесплатных железнодорожных поездок для украинцев. «Я поручил проработать специальную программу транспортной поддержки для всех украинцев, и есть уже предложения от «Укрзализныци» – «УЗ-3000», – заявил глава государства в своем очередном видеообращении, которые было опубликовано 1 ноября. Широка страна моя родная… Речь идет о том, что каждый украинец сможет совершить бесплатные железнодорожные поездки в пределах страны общим лимитом 3000 км. Продолжение после рекламы Это может быть несколько поездок. Например, расстояние между Киевом и Харьковом составляет около 500 км, соответственно, бесплатно накатать между ними туда-обратно можно будет три раза. А вот из Харькова во Львов и обратно (расстояние между городами около 1000 км) можно съездить лишь три раза, при этом придется либо платить за четвертый билет, чтобы вернуться в исходный пункт, либо вовсе не возвращаться. Разумеется, можно использовать бесплатный лимит для поездок в разных направлениях, например, из Киева в Одессу, Винницу, или те же Львов и Харьков. Кстати, почему именно 3000 км? В «Укрзализныце» говорят, что это расстояние самого длинного маршрута в стране туда-обратно – между Запорожьем и Ужгородом. А если не выбрать весь километраж по лимиту? Об этом в УЗ тоже думают. Продолжение после рекламы Важное уточнение — программа «УЗ-3000» не будет действовать на пригородных маршрутах, а также при поездках в вагонах СВ и 1-го класса поездов «Интерсити». Когда будет запущена программа? Как ожидается, уже с 1 декабря. По словам главы «Укрзализныци» Александра Перцовского, программа будет действовать в период низкого сезона, предположительно, в течение четырех месяцев (каких именно, он не уточнил). Понятно, что летние месяцы не подпадают под определение низкого сезона, и многие украинцы в этот период активно путешествуют, даже несмотря на войну. Однако конец декабря и начало января также сложно назвать низким сезоном – обычно на это время даже назначаются дополнительные поезда. Но, как было сказано выше, детали программы еще дорабатываются, а потому, вероятно, о них мы узнаем позже. Идея без концепции Откуда вообще взялась идея бесплатных железнодорожных поездок? Что это – пиар власти, которая пытается заработать побольше очков перед возможными выборами (войне пока конца и края не видно, но к ним уже все вовсю готовятся) или хорошо просчитанное экономическое решение? Руководитель аналитического направления сети «АНТС» Илья Несходовский считает, что пока что мы имеем дело с плохо продуманной концепцией, при этом в самой идее не стоит искать политику. Продолжение после рекламы Эксперт предположил, что руководитель «Укрзализныци», придя к президенту с докладом, рассказал о том, что сейчас, во время низкого сезона, во многих поездах есть свободные места. «И президент или, возможно, кто-то из советников, предложил бесплатно раздавать эти места, — сказал Несходовский в комментарии «Апострофу». – Соответственно, после этого президент эту идею озвучил в своем очередном видеообращении. И теперь они пытаются эту идею каким-то образом оформить, чтобы она выглядела более-менее пристойно». Удастся ли? Пока сказать сложно. «Из того, что известно, можно понять, что есть два варианта реализации этой программы, – рассказывает изданию координатор экспертных групп Экономической экспертной платформы Олег Гетман. – Если это – (бесплатные) билеты на те места, которые не заполнены, то есть, когда поезд везет “воздух”, то в этом есть смысл. Но, если это билеты для тех, кто и так бы заплатил деньги, то это уже вредная история. Поэтому важны детали — все будет зависеть от дизайна программы». Кто платит за банкет Как известно, бесплатным бывает только сыр в мышеловке, а потому за «бесплатные» железнодорожные билеты кто-то все равно должен заплатить. Это точно будет не «Укрзализныця», которая глубоко убыточна. Для поддержания компании на плаву в проекте бюджета 2026 года предусмотрено финансирование в размере 16 млрд грн. «В то же время нужно понимать, что 16 млрд грн поддержки на следующий год не равно программе в 3000 км», — уточнила на днях премьер-министр Юлия Свириденко. Представители «Укрзализныци» вообще утверждают, что дополнительных бюджетных средств на реализацию программы «УЗ-3000» не потребуется.



Продолжение после рекламы


Более того, во многих поездах продается разная еда и напитки, и, когда поезда курсируют порожняком, продавать все это некому, тогда как «бесплатные» путешественники, хоть, возможно, и не все, что-нибудь да купят. «Это — пусть небольшой, но, все-же, какой-то плюс», – отмечает Олег Гетман. Однако без финансовых потерь, похоже, не обойдется. «Там, где будут бесплатные билеты, места, скорее всего, будут быстро заполняться, – объясняет Илья Несходовский. — Если будет возможность поехать бесплатно, человек покупать билет не станет — он поедет на следующий день, через день (если он может отложить поездку – «Апостроф»). Как результат мы получим «ноль» дохода от таких маршрутов». Конечно же, это не 16 млрд грн и даже не 8 млрд грн, которые уже передали «Укрзализныце», предварительно отобрав их у столичного бюджета. «По моим очень приблизительным оценкам, это где-то 4 млрд грн», — говорит Илья Несходовский и добавляет, что более точный прогноз можно будет сделать лишь после того, как станут известны все условиях программы.

Статьи по теме

Последние новости

Боргова криза на енергоринку відлякує інвесторів — Омельченко

Читать всю статью

Наши партнеры

UA.TODAY - Украина Сегодня UA.TODAY

EA-LOGISTIC: Транспортная компания с высоким стандартом обслуживания и надежности.