Удаление пророссийских сетей в Facebook раскрыло широкую сеть спецопераций по дезинформации
Как выяснила исследовательская компания Graphika, в четверг в результате удаления Facebook ранее не замеченных связанных с Россией аккаунтов были обнаружены аналогичные кампании по дезинформации на других платформах социальных сетей.
В ходе кампаний было доказано, что российские военные большую часть 2019 года пытались разжечь вражду на почве расового неравенства среди чернокожих американцев и пытались повлиять на спор между Россией и Японией по поводу Курильских островов. Российские ботофермы также публиковали позитивные новости о сирийских и российских операциях в раздираемой войной стране, предположительно от имени двух сирийских журналистов, которых на самом деле не существовало.
Удаление предполагает, что, несмотря на интенсивные усилия по пресечению операций российского влияния, компании, работающие в социальных сетях, по-прежнему пытаются выявить поддельные аккаунты, которыми владеют военные и спецслужбы. Это также демонстрирует, что даже если одна социальная сеть удалит дезинформацию из своей службы, эти активы и любые другие учетные записи, к которым они подключены, могут быть повторно развернуты в помощь созданным аккаунтам на других платформах, которые все еще могут оставаться незамеченными.
В четверг Facebook заявил, что удалил три небольших кампании по дезинформации со стороны России с использованием фальшивых личных данных для манипулирования общественным мнением в странах по всему миру. С платформы было снято около 300 активностей, приписываемых российским военным и спецслужбам.
Хотя никто напрямую не стремился повлиять на предстоящие выборы в США, некоторые, выдававшие себя за местных журналистов или граждан, пытались разжечь тревожные настроения по поводу мусульманских мигрантов и так называемого протестного движения «Антифа».
Facebook заявил, что сети, которые были связаны с правительством России, в основном работали, чтобы повлиять на пользователей за пределами США, в первую очередь в Турции, Японии, Беларуси, Армении и Молдове.
Graphika обнаружила, что многие из тех же учетных записей, закрытых Facebook, находятся в других местах в Интернете, и что на этих платформах одни и те же активности продвигают друг друга.
«Например, аккаунты Facebook и Twitter из кластера активностей, ориентированных на Ближний Восток, делились ссылками на статьи Medium, опубликованные операцией», — говорится в отчете Graphika. Эта ссылка служит сигналом, повышающим популярность связанной статьи.
Персонажи, появившиеся в Facebook и Instagram, можно найти в Tumblr, Pinterest, Blogspot и WordPress, а также в российских социальных сетях и блогах.
«Это открывает все больше слоев российских информационных операций в социальных сетях по всему миру и на протяжении многих лет», — сказала Камиль Франсуа, директор по инновациям Graphika. «Мы медленно завершаем картину тактики и повествования в этом истории».
Кампания затрагивала ряд геополитических тем, в частности интересы России в Арктике, территориальный спор с Японией, соперничество Москвы с Анкарой и присутствие НАТО в Восточной Европе, сообщает Graphika. Самая ранняя активность в Facebook датируется 2011 годом, а некоторые из них были опубликованы совсем недавно, в сентябре этого года.
«Ни один из кластеров не получил вирусных фолловеров», — написала Graphika, отметив, что самая большая группа в Facebook, которая писала на английском о сирийском конфликте, насчитывала всего около 6500 участников. Самая крупная страница на русском языке, посвященная политике и вооруженным силам, имела 3100 подписчиков.
Несмотря на относительно небольшой размер операций, тон диалога стремился вызвать раскол внутри США, а также в отношении их союзников за рубежом. По сообщению Graphika, пророссийский и просирийский контент «сопровождался антиамериканским, антизападным и антинатовским контентом».
США, судя по кампаниям, поддерживали террористов, обостряли конфликты на Ближнем Востоке и совершали военные преступления.
Кампания, посвященная американской политике, была сосредоточена на блоге WordPress под названием «Черный и умный», в котором в качестве девиза использовалась цитата джазового музыканта Майлза Дэвиса: «Знание — это свобода, невежество — это рабство».
Помимо блога WordPress, кампания также включала страницу Facebook, учетную запись Twitter, учетную запись Tumblr и учетную запись Medium. Он включал подборку из 57 статей, скопированных с новостных сайтов, которые демонстрировали явный интерес к расовой напряженности, как выяснила Graphika. Другие сообщения, связанные с кандидатами в президенты и их отношением к черным в США. Блог прекратил публикации в январе 2020 года.
Graphika определила и другие блоги, посвященные темам, связанным с выборами, с консервативной точки зрения. Один обвинял протесты против расовой дискриминации в усугублении экономических проблем, вызванных Covid-19, и обвинял демократов в навязывании программ социальной справедливости, которые «разрушают традиционные ценности».
Кроме того, согласно отчетам, в которых политика США была в центре внимания за рубежом, это происходило в контексте американских внешнеполитических действий, особенно на Ближнем Востоке. На странице в Facebook под названием «США в Сирии» была размещена фреска с изображением Джорджа Флойда — афроамериканца, убитого во время ареста, что послужило поводом для массовых протестов. Утверждалось, что она была сфотографирована в Идлибе, в Сирии.
По материалам: Bloomberg