Как крупные технокорпорации вводят цензуру на своих платформах
Когда группа студенческих лидеров, участвовавших в акциях протеста на площади Тяньаньмэнь в Китае в 1989 году, проводила виртуальные видеозвонки в память о бойне, они не ожидали, что правительство Китая разлучит их.
В конце концов, многие из этих активистов сейчас живут в США, далеко за пределами так называемого «Великого файервол» Китая, который блокирует веб-сайты и мешает жителям исследовать протесты или обсуждать их в Интернете.
Но Zoom, программное обеспечение для видеозвонков, которое диссиденты использовали для видеоконференций, тихо отслеживало звонки по запросу китайского правительства. Компания заблокировала аккаунты нескольких диссидентов в США и Гонконге, которые принимали участие в протестах онлайн.
Zoom блокирует аккаунты диссидентов по запросу правительства Китая
«Китайское правительство настойчиво начинает наступление на демократию во всем мире», — говорит Ван Дан, бывший студент-лидер во время акции протеста 1989 года, учетную запись которого заблокировал Zoom.
«Он начал вмешиваться в социальную систему и образ жизни многих стран, включая США. Мир должен быть готов к этой опасности».
Действия компании вызвали жалобы на цензуру. Zoom признал ошибки в обработке инцидента в сообщении в блоге и восстановил учетные записи диссидентов, которые принимали звонки.
Компания, занимающаяся видеосвязью, наблюдала всплеск использовании ее приложения во время пандемии коронавируса, публично пообещала никогда не подвергать цензуре кого-либо за пределами Китая по запросу китайского правительства.
Zoom также заявил, что работает над инструментом, который позволит блокировать отдельных пользователей в Китае по запросу правительства страны.
Решение Zoom выполнять запросы цензуры для пользователей за пределами Китая подчеркивает растущую обеспокоенность участников кампании против цензуры тем, что свобода слова может быть подавлена во всем мире с помощью технологических платформ, таких как Zoom.
По мере того как крупные предприятия расширяются, чтобы привлечь миллионы клиентов по всему миру, участники кампании опасаются, что запросы о цензуре из Китая и других стран могут перетечь в глобальную цензуру.
Facebook временно приостановил профиль Го Вэньгуя, китайского диссидента, в 2017 году после жалобы китайского правительства.
Компания заявила, что приостановила аккаунт Веньгуя, потому что он опубликовал личные данные других лиц без их согласия.
В прошлом году представители компании по производству видеоигр Blizzard остались без работы после того, как она наказала игрока, выразившего поддержку протестам в Гонконге. Позже компания отменила штраф и признала это ошибкой.
В прошлом месяце пользователи YouTube жаловались, что служба обмена видео автоматически удаляет комментарии, критикующие правительство Китая, и делает это начиная с октября 2019 года.
Компания заявила, что комментарии были удалены из-за «ошибки в наших правоприменительных системах», отметив, что проблема устранена.
Участники кампании против цензуры обеспокоены тем, что глобальный охват крупных технологических компаний может означать, что запросы на цензуру из одной страны оказывают большее влияние, чем когда-либо прежде.
Джемайма Стейнфельд, заместитель редактора журнала «Индекс цензуры», говорит, что «Китай экспортирует свою цензуру».
«Это станет более распространенным явлением, если такие компании, как Zoom, сейчас будут молчать. Я говорю это, потому что мы уже видели, как это происходит. Это не первый случай».
Общественное возмущение по поводу решения Zoom блокировать диссидентов может заставить технологические компании дважды задуматься о расширении в Китай.
Они могут рассмотреть возможность использования подхода Facebook и Google, которые до сих пор отказывались запускать цензурированные версии своих продуктов в Китае.
Facebook сделал предварительные шаги в направлении запуска в Китае, но остается заблокированным в стране.
В прошлом году глава компании, Марк Цукерберг, намекнул, что социальная сеть никогда не будет хранить пользовательские данные в странах, которые нарушают права человека, поскольку она может предоставить правительствам простой способ получения этих данных из Facebook.
Google закрыл свою оригинальную китайскую поисковую систему в 2010 году после серии кибератак со стороны китайского правительства, которые были направлены на правозащитников в стране и в других местах.
В прошлом году компания закончила секретный проект, который занимался разработкой поисковой системы с цензурой для Китая после массовых протестов, включая отставку некоторых своих сотрудников.
Стейнфельд говорит, что технологические компании не должны рассматривать китайский рынок как единственный способ привлечь десятки миллионов пользователей. «Есть много других рынков, на которые они могут выйти», — говорит она.
По материалам: The Telegraph