2021-2030. Реактивный ранец, или За плечами небо не носить
Первый “iPhone”, мобильная доставка пиццы, Интернет, 3D-принтеры, ховерборды (роликовые доски на реактивной тяге) словно в блокбастере “Назад в будущее 2” (1989) режиссера Роберта Земекиса… Некоторые инновации заставляют тебя поднимать руки вверх и кричать: “Спасибо, Господи, что позволил жить в Золотой век технологий”. Вот доступными стали персональные реактивные ранцы (РР). Ваши детские мечты тоже сбылись?
Основатель английского инновационного стартапа аэрокосмической компании “Gravity Industries” (см. здесь) и главный пилот-испытатель фирмы Ричард Браунинг (Richard М. Browning; 1979) пятый год окрылен Идеей:
— Почувствовать, как ваши ноги отрываются от земли — это и есть окончательная свобода настоящего полета. Таким станет день, который вы запомните на всю жизнь.
Никому не поручая дело, 22 мая 2019 г. над Солент (Solent) — проливом в северной части Ла-Манша, который отделяет остров Уайт от южного берега Великобритании, — изобретатель, бывалый резервист Королевской морской пехоты (Royal Marines) и бывший нефтетрейдер “British Petroleum” Ричард Браунинг лично испытал реактивный костюм (jet suit), прикрепленный к легкому экзоскелету. Разработка позволяет свободно летать и легко перепрыгивать с поверхности на поверхность. В данном случае разработчик стартовал со скоростной резиновой лодки с жестким корпусом класса “RHIB” и приземлился на патрульный катер “P2000 Archer HMS Dasher” Королевского Военно-морского флота (Royal Navy). Смотрим.
***
Помните, когда появился первый реактивный ранец? В 1965 году в фильме о Джеймсе Бонде “Шаровая молния” (“Thunderball”) режиссера Теренса Янга. Не забыли, как эффектно Шон Коннери с реактивным ранцем порхнул с крыши? Британский стартап «Gravity Industries» двинулся дальше, превратив реактивный костюм в коммерческий проект, высокотехнологичную безопасную реальность. Почему это стало возможным? Ричард вырос в тени своего отца — авиационного инженера Майкла Браунинга, какое-то время играл в домашней мастерской, летал на планерах, участвовал в автогонках, но всегда грезил быть Человеком-ракетой. И вы тоже никогда не изменяйте своей мечте!
Прошло время, и первые испытания новейшего реактивного ранца, который изобретатель называет “Дедал” (“Daedalus”), прошли успешно. В официальном заявлении командующий патрульного катера “Dasher”, капитан-лейтенант Лорен Уэббер (Lauren Webber) отметил:
— Несмотря на то, что скоростная резиновая лодка двигалась со скоростью 20 узлов (37 км/ч. — А. Р.), Ричард Браунинг легко взлетел и совершил посадку на P2000.
От себя добавлю: у патрульных катеров этого класса действительно небольшая зона посадки: длина составляет менее 20 м, а ширина — 6 м. Итак, операция была вызовом и для пилота-испытателя, и для команды корабля. Готовясь к эксперименту, моряки обустроили небольшую площадку на передней палубе “Dasher” — точку посадки и взлета. На видео не видно, но во время испытаний в проливе Солент колоритный шатен-бородач совершил серию коротких полетов между патрульным катером и тремя резиновыми лодками RHIB, демонстрируя способность реактивного ранца работать над открытой водой и посадку и взлет на марше.
Нечего удивляться, старт проекта оказался гиперреактивным. Созданная в апреле 2017 г. компания “Gravity Industries” за четыре года провела более ста полевых презентаций (над землей и над водой) в 31 стране мира, а ее аппараты теперь масштабируются Международной гоночной серией (International Race Series) как новейшее поколение реактивных индивидуальных средств передвижения. Кстати, гонорар за трансляцию он берет умеренный — £100 тыс.
Коротко, за 7,5 минуты Ричард Браунинг расскажет всю историю.
***
|
Взлет “Дедала”, отца Икара, был 1 апреля 2017 года стремительным. После вирусного видео в Сети, которое за неделю собрало примерно миллиард просмотров, мировые СМИ окрестили Ричарда Браунинга “настоящим Железным человеком”. Вскоре ему, трейдеру ВР, лично позвонил сам Крис Андерсон (Chris Anderson; 1957; см. здесь), куратор ежегодной конференции “TED”, и умолял: “Ради Бога, прошу, просто приди и поговори. Мы выделили тебе время в тот же день, между Илоном Маском и Папой Римским”. Венчурный капиталист Тим Дрейпер (Tim Draper; 1958), который в свое время инвестировал в проекты “Tesla” и “Twitch”, сразу вложил $650 тыс., только увидев, как однажды Ричард Браунинг взлетел с ранцем на автостоянке в Сан-Франциско. Соглашение, заключенное им на обороте стодолларовой купюры, оценило молодую компанию в $6,5 млн.
Между тем информация о “Дедале” поступала чайными ложками. Через некоторое время автомобильный веб-портал “The Drive” сообщил, мол, реактивный ранец от “Gravity Industries” является высоко автоматизированным, информация о запасе топлива и другие технические характеристики передаются на дисплей шлема пользователя. А еще jet suit поддерживает Wi-Fi-связь с наземной командой диспетчеров, отслеживающих полет.
Общие характеристики:
Производитель: компания «Gravity Industries”
Дальность полета: 3700 м
Высота: 1800 м
Вес аппарата: 30 кг
Скорость: 137 км/ч
Время полета: 10 минут
Цена: $475 тыс.; спешите — в продажу выставлено всего девять экземпляров!
Технические характеристики:
Система управления: полная векторизация
Количество турбин: 5 — одна на каждом предплечье, одна на каждой стороне и одна на спине пользователя
Мощность: 1050 лошадиных сил; как у Ferrari FXX K с 6,3-литровым двигателем V12
Общая тяга: 50 кН
Топливо: 20 литров авиационного керосина, два заплечных бака
Средства связи: Wi-Fi с ЦУПом.
Изобретатель не скрывает своей искренней радости: перед нами не “Дедал”, а, по словам Ричарда Браунинга, “чистая форма полной трехмерной свободы”. Как завершенная костюмная система, сначала ранец имел шесть мини-турбин, которые работали на авиационном керосине, чтобы обеспечить вертикальный взлет, посадку и горизонтальный полет. В усовершенствованной конструкции две заплечные турбины заменили на один реактивный двигатель, что на две трети увеличило скорость аппарата.
И что, думаете, военное ведомство метнулось с покупкой новинки?
Как иронизировала Элен Иоанес (Ellen Ioanes) в издании “Вuѕіnеѕѕ Іnsider”:
— Несмотря на ажиотаж вокруг демонстрации реактивного костюма, Министерство обороны Великобритании до сих пор не приобрело ни одного образца.
Не только в Украине новейшие технологии переживают настоящую фрустрацию, оказавшись в лабиринтах закупок для национальной армии. Между тем, знаете, о чем до сих пор мечтает “Железный человек” Ричард Браунинг? Когда наступит время, и человек прилетит в ТЦ “Walmart” — на шоппинг — в ракетном ранце. Или: по дороге на работу забросит детей в школьный класс на втором этаже. Как это, немного буднично, будет выглядеть — здесь.
***
Прошло несколько месяцев. Вдруг ситуация с востребованностью подобного высокотехнологичного изобретения резко изменилась. Командование Королевского флота и руководство Министерства обороны Великобритании (U.K. Ministry Оf Defense) поняло, что оснащенные реактивными ранцами «Дедал» британские морские пехотинцы будут лучше поддерживать высадку морского десанта, а силы быстрого реагирования будут эффективнее выполнять сверхсекретные операции.
Между прочим, мнение экспертов решительно изменили события 4 августа 2019 г., когда возле берегов Гибралтара британские морские пехотинцы захватили иранский супертанкер “Grace 1” под флагом Панамы, который перевозил сырую нефть из Ирана в Сирию.
К сотрудничеству с военными все шло давно. Начиная с 2018 г. сотрудники “Gravity Industries” плотно контактировали с британскими морскими пехотинцами относительно использования “Дедала” во время десантирования с моря. В январе 2019 г. Ричард Браунинг лично привез один из ранцев в учебный центр британских коммандос и показательно легко преодолел путь препятствий. Через четыре месяца пилоты-инструкторы “Gravity Industries” прибыли на базу Королевской морской пехоты на Р. М. Тамар, Девонпорт, чтобы продемонстрировали 47-й штурмовой группе коммандос, то есть опытным рейдерам, эффективность «Дедала», совершив массовый перелет с десантного катера (Landing Craft Utility, LCU) на берег.
***
Представляя в апреле 2019 года “Дедал” министру обороны Великобритании Гэвину Уильямсону (Gavin Williamson; 1976), после демонстрации Ричард Браунинг заявил:
— Когда вам понадобится быстро установить контроль за каким-то кораблем, вы сможете неожиданно и одновременно высадить десятерых коммандос в разных местах. И единственное, о чем противник узнает, — будет слабый шум реактивных двигателей.
Политик задумался и поинтересовался у руководителя “Gravity Industries”:
— И вы действительно можете гарантировать неожиданное десантирование с разных сторон?… Тогда это фантастика! Затем Гэвин Уильямсон добавил: — Возможно, в будущем я сделаю вам большой заказ.
Тогдашний министр обороны Великобритании сориентировался, что существуют многочисленные варианты использования ракетных ранцев. Например, оперативные подразделения смогут быстро транспортировать парамедиков к раненым. Или нужный персонал будет летать между кораблями ВМФ. Или в случае необходимости будет поступать техническая помощь или боевая поддержка кораблям в открытом море. В конце концов, королевские морские пехотинцы смогут использовать “Дедал” для высадки на побережье, поисковые группы — возвращать на базу сбитых пилотов, которые подверглись опасности.
Искренне хотел бы порадоваться за тот факт, что в Соединенных Штатах дела с закупкой для оборонки куда лучше, чем у нас. Ведь еще в 2018 году командование специальных операций США (U.S. Special Operations Command) провело оценку Индивидуальной системы воздушной подвижности (Individual Aerial Mobility System, IAMS), военного снаряжения “Flyboard Air” модели “Z-Air”. В отличие от “Дедала”, “Flyboard Air” — это реактивная платформа, а не ранец.
Идеи, как и победа в войне шестого поколения, летают в воздухе.
Посмотрите на это чудо и вы.
***
Вы смотрели празднование Дня Бастилии, 14 июля 2019, когда во время военного парада французский изобретатель Фрэнки Запата (Franky Zapata; 1978) удивил толпу, появившись в воздухе в своем реактивном ранце модели “Flyboard ® Air”, что позволяет находиться в воздухе до 90 минут! Под вечер гордый президент Франции Эммануэль Макрон выставил в Twitter видео, намекая: в конце концов, такой аппарат можно и в бою использовать.
Между тем изобретению исполнилось уже три (!!!) года. Ведь еще в апреле 2016 г. Фрэнки Запата (см. здесь) представил воздушный флайборд, доску для серфинга, переделанную для… полетов. Используя авиационный керосин в качестве топлива, его необычный «ховерборд с реактивным двигателем» (jet-powered hoverboard) работал на четырех микротурбинах, имел стабилизаторы и обеспечивал скорость 140 км/ч для 10 минут полета.
В марте 2017 г. произошел инцидент с другим его изобретением, который даже выплеснулся в национальные СМИ. На своем “Flyboard Air” Фрэнки Запата совершил полет возле международного аэропорта “Marseille Provence Airport” и тренировочной базы “Airbus Helicopters” в Мариньяне, департамент Буш-дю-Рон, округ Истр, что вызвало сбой местных полетов. Ведь на низких курсах “Flyboard Air” летает автономно и воспринимается как… самолет, поэтому должен подчиняться законам, которые регулируют передвижение в воздушном пространстве. Не поставив в известность диспетчеров, изобретатель поднялся в небо, что привело к официальному запрету полетов.
***
Воспользовавшись случаем и вниманием журналистов, Фрэнки Запата тогда использовал инцидент под Марселем, чтобы повысить осведомленность потенциальных потребителей и инвесторов “Flyboard Air”. Когда общий язык с соответствующими службами, включая военных, удалось найти, турбинированному Икару позволили продолжить эксперименты. Конечно, французские власти увидели, что такое изобретение найдет широкое применение в обороне, медицине, промышленности, досуге и развлечениях.
Чтобы придать высокотехнологичному проекту реактивного ускорения, в рекламных целях предстояло устроить грандиозное шоу. Первая попытка французского изобретателя 25 июля 2019 года пересечь Ла-Манш… провалилась. До винтика перебрали аппарат и через три недели, 4 августа 2019 г., в сопровождении трех вертолетов французских ВВС, закинув за плечи резервуар для топлива, Фрэнки Запата эффектно совершил 35-километровый марш-бросок.
Весь полет длился 22 минуты, включая остановку на дозаправку примерно посередине маршрута на борту военного корабля и приземление в Дувре. В тот день “Flyboard Air” достиг скорости 180 км/ч и держался на высоте 15 м.
Вот этот исторический полет.
***
|
Прошло еще почти три года. Какие на сегодня характеристики модели “Flyboard Air”?
Высота полета: 3000 м
Скорость: 200 км/ч
Время полета: 10 минут
Количество турбин: 5
Максимальная грузоподъемность: 120 кг
Цена: $250 тыс.
Насчет цены янки только пхыкнули. В 1950-х и 1960-х гг., в частности армия США уйму времени и кучу денег тратила на оценку рисков использования персональных летательных аппаратов, как-то: роторный самолет вертикального взлета “Hiller VZ-1 Pawnee” (1953-1955), разработанный Чарльзом Циммерманом (Charles Horton Zimmerman; 1908-1996) по контракту с Управлением военно-морских исследований (Office Of Naval Research, ONR) ВМФ США, или личный вертолет-разведчик “de Lackner HZ-1 Aerocycle” (1954-1956). Тогда вызрело решение: подобные цацки слишком непрактичны для реального поля боя в театре ядерной войны.
Невероятно, но это когда-то тоже реально летало!
Все в этом мире стремительно меняется. За каких-то последних пять лет на рынке появилось множество стартапов, которые построили и предлагают электрические аппараты вертикального взлета и посадки (Electric Vertical Take Off and Landing E-VTOL; см. здесь), которые порой называют летающими авто. Семь лет назад в экономическом пространстве Старого света, в частности в сегменте E-VTOL, было пять компаний, теперь их 240, а “Uber” вообще обещает в 2023 г. запустить службу городского аэротакси.
***
Впрочем, высокотехнологичными продуктами Фрэнки Запаты американцы заинтересовались. Имею в виду государственно-частное партнерство “SOFWERX” (здесь — подробнее), которое финансируется Командованием специальных операций США (U.S. Special Operations Command) и ищет новые технологии. Впрочем, ховерборд с реактивным двигателем и обычный реактивный ранец им показались каким-то несолидными для коммандос. Поэтому решили тестировать французский аппарат “Flyboard Air” модели “EZ-Fly”, который окрестили Индивидуальной системой воздушной подвижности (Individual Aerial Mobility System, IAMS). С 22 августа 2018 г. именно его начали юзать на базах Сил специальных операций (Special operations forces, SOF) сначала — на озере Хопатконг, штат Нью-Джерси, а затем, более интенсивно — в Бернет, Техас.
К очередному проекту американцы отнеслись со знанием дела. Получив модель “EZ-Fly”, инкубатор высоких технологий “SOFWERX” сначала разработал учебный протокол, чтобы определить эффективность применения французского аппарата “Flyboard Air” для операторов SOF. На полигоне во Флориде коммандос легко приобрели новые навыки и через три недели лихо пилотировали моделью “EZ-Fly”.
Как вы видите на снимках, сам аппарат состоит из платформы с семью небольшими реактивными турбинами, управляемыми компьютером. Интересно, что каждая из них имеет собственный, независимый запас топлива. Пилот стоит сверху и управляет взлетом, движением и посадкой с помощью двух рычагов, которые похожи на лыжные палки. Кроме того, аппарат реагирует на движения тела оператора. Смотрим.
***
Реактивный ранец “Flyboard Air” американцы забраковали, как… легковесный, а вот модель “EZ-Fly” заинтересованно протестовали. Им понравилось, что дисплей размером с планшет, установленный между рычагами управления, в реальном времени показывает нужную информацию, предлагает автоматизированные функции, а при боевой необходимости — способен перевести аппарат в автоматический режим управления.
Что нам известно о французском аппарате “Flyboard Air” модели “EZ-Fly”?
Высота полета: 2750 м
Скорость: 128 км/ч
Время полета: 12 минут
Дальность полета: 18 км
Количество турбин: 7
Максимальная грузоподъемность: 159 кг
Цена: $250 тыс.
Сразу бросается в глаза: максимальная грузоподъемность, включая боевое снаряжение коммандос, уменьшила дальность, скорость и маневренность аппарата. Что больше всего поразило представителей американского «Оборонпрома»? Безопасность в использовании, которая контролируется компьютером. В случае, если какой-то из двигателей по определенной причине выключается, сразу же автоматически на другой режим работы переключается оставшаяся часть газотурбинных двигателей (ГТД). Как это выглядит в реальности, объяснил один из пилотов инструкторов французской компании «Zapata» Генри Берковиц (Henry Berkowitz):
— Это похоже на легкий порыв ветра.
***
Когда 23 октября 2018 года в подразделениях Сил специальных операций США завершились надводные, наземные и смешанные тестирования платформы “Flyboard Air”, стороны подвели первые итоги. Модель «EZ-Fly» может найти широкое военное применение — от поддержки миссий быстрого реагирования и обычного патрулирования территорий до помощи спецуре быстро добраться с десантного корабля на берег или наоборот.
Благодаря высокой мобильности и минимальным радиолокационным и инфракрасным сигнатурам аппарат Flyboard Air способен перебрасывать ССО в труднодоступные районы, а компьютерно управляемая система — действовать в полуавтоматическом режиме как беспилотник.
Останавливает одно: сумма прописью. Оснащение подразделений индивидуальными системами воздушной подвижности, например, пехотного отделения из девяти десантников, — выливается в $2,25 млн. Круто — даже для Пентагона. Вдобавок, как и в предыдущих моделях, “EZ-Fly” оставляет пилота беззащитным под шквальным огнем противника. А еще непонятно, научатся ли коммандос стрелять одной рукой, потому что другой нужно управлять. Словом, ответов пока меньше, чем вопросов.
***
Но вернемся на Туманный Альбион, откуда началось сегодняшнее путешествие. Теперь весь реактивный ранец Ричарда Браунинга печатается… в формате 3D-принтера. У изобретателя поинтересовались, чего ждать от «Gravity Industries», штат которой в прошлом году составлял… 12 сотрудников, но которая стремится расширить границы того, что вместе могут достичь человеческая мысль и новейшие технологии?
— Как только закончится локдаун и правительство отменит карантин, думаю, мы сосредоточимся на мире новейших развлечений. “Gravity Industries” уже предлагает коммерческие полеты для тех, кто хочет присоединиться к кругу избранных, переживших свободный полет человека. Это можно сделать в Полетном клубе (Flight Club), посетив нашу штаб-квартиру в известном поместье Гудвуд (Goodwood Estate), Чичестер, графство Западный Сассекс. Там наша оригинальная гоночная серия предлагает новое измерение в спортивных развлечениях, воздавая должное человеческой ловкости, технологической смелости и духу приключений.
Вам интересно, как отец новейшего «Дедала» организовывает собственный досуг?
Когда Ричард Браунинг не летает по всему миру, не поражает публику реактивным ранцем, не прыгает с корабля на корабль, вместе с женой Дебби и двумя детьми — Оливером и Томасом, он живет в Солсбери, графство Уилтшир — городке на 40 тыс горожан. У семьи простое человеческое хобби: Браунинги ходят на каяках и любят останавливаться на отдых в тихих кемпингах.
Александр Рудяченко
Использованные источники:1,2,3,4,5,6,7,8,9,10, 11,12,13,14,15,16,17,18,19