2021-2030. Будут ли летать украинские города? А Европа будет
Аэротакси – это уже признак ближайшего будущего
Не знаю, как вы, а я взял бы себе этот концептуальный беспилотный летающий электромобиль «Audi Pop.Up Next», который может передвигаться как по земле, так и по воздуху.
Совместными усилиями солидную мужскую игрушку разработали немецкий автопроизводитель «Audi AG», французский аэрокосмический гигант «Airbus» и итальянское дизайнерское бюро «ItalDesign-Giugiaro S.p.A». Впервые новинку показали на Женевском автосалоне в 2018 году. Некоторые раскатали губу, а от них – ни слуху.
Между тем президент «ItalDesign» и член правления корпорации «Audi AG» по вопросам поиска и информационных технологий Бернд Мартенс (Bernd Martens) вдохновляет надеждой:
— Летающие такси уже на пути к нам. Мы в «Audi» в этом глубоко убеждены.
Правда «Audi Pop.Up Next» — это такой высокотехнологичный конструктор наподобие… кубиков «Lego». Аппарат модульно комплектуют: автономный электромобиль, представляющий собой сменный двухместный корпус, разработанный «ItalDesign» и «Audi», и колесную платформу.
Когда владельцу игрушки необходимо, он вызывает авиамодуль с четырьмя винтами, разработанный «Airbus», тот приземляется и стыкуется с кабиной, словно надеваясь на автокапсулу. Пока новая конструкция (авиамодуль+кабина) четко не зафиксируется, полет до пункта назначения не начинается. Невероятно, но водитель может автономно управлять подключением автомобильной кабины к аеромодулю, корректируя стыковку – прикосновением, голосовыми командами, выражением лица и направлением взгляда: сенсоры все должным образом обработают и выполнят.
Это, так сказать, увертюра. Тематическое вступление о переходном концепт-каре. Однако мы с вами уже успели убедиться, что будущее более невероятное, чем наши представления о нем. И прав был американский писатель и философ Ричард Бах:
— Полет идей – такая же реальность, как ветер, как полет птицы.
ЧТОБЫ БЕСПИЛОТНИКИ НЕ ЗАСТРЕВАЛИ В ПРОБКАХ
Риторическим выглядит вопрос: нужны ли нам более умные города, в которых мы не будем по три часа в сутки стоять в пробках, в которых документ с мокрой печатью курьер доставляет за 15 минут, в которых заказанная горячая еда сама залетает в окно? Это не сон Иванушки-дурачка, который лежит на печи, ковыряя стенку, это реальность, которая стучится и в украинскую дверь.
Ведь глобальный проект Евросоюза – AMU-LED (Air mobility urban – Large experimental demonstrations, то есть Городской воздушный транспорт – Большие экспериментальные демонстрации, сокращенно – ГВТ БЭД) на полном серьезе стремится в ближайшем будущем интегрировать все виды беспилотников в городскую среду (другое название – U-space), чтобы сделать гигантский шаг к разумным и более удобным для горожан городам.
Речь идет о настоящей революции в городской воздушной мобильности (urban air mobility, UAM), что занимает новые концепции логистических операций, бизнес-кейсы, действующие нормативные акты, привлекая к программе ГВТ БЭД – как заинтересованные стороны, так и конечных пользователей. Вместе с тем новый сегмент многомиллиардного рынка должен быть защищен юридически, выписан в деталях; он должен логически самосовершенствоваться, структурироваться и индустриально развиваться, оставаясь стабильным и совместимым в рамках U-space.
Проект охватывает различные коммерческие направления, включая пассажирские перевозки, воздушные такси, логистику грузов, полицейский надзор, санитарный контроль и поддержку аварийных служб. На 2022 г. официально запланированы пилотные старты ГВТ БЭД в трех европейских странах: Испании, Великобритании и Нидерландах.
— (Тук-тук – тук…) Добрый день, я — ваше Будущее.
МНЕ В НЕБО ПО ДЕЛАМ НУЖНО!
Воздушные такси, беспилотные бандероли, аэропосылки, небесная поддержка мчс-ников – это стремительно приближающаяся реальность. Три европейские страны, которые должны стать экспериментальными полигонами, сами определили наиболее подходящие площадки для стартапов. Это Сантьяго-де-Компостела в Испании, Кренфилд в Великобритании, Амстердам и Роттердам в Нидерландах.
К реализации амбициозного проекта “H2020” Европейского Союза, для осуществления которого было основано совместное предприятие “SESAR” (“Single European Sky ATM Research Joint Undertaking”; Соглашение о предоставлении гранта №101017702), привлечены 17 компаний и учреждений Старого и Нового светов.
Координирует деятельность “H2020” испанский гигант ІТ-технологий «Еveris Spain S.L.U», который отбирает, внедряет и оптимизирует лучшие технологические и бизнес-решения для ускорения процесса цифровой трансформации.
В консорциум вошли очень известные в транспортном секторе и высокотехнологичные агенты: “Airbus”, “AirHub”, “Altitude Angel”, “ANRA Technologies”, “Boeing Research & Technology-Europe”, “FADA-CATEC”, “Cranfield University”, “EHang”, “ENAIRE”, “Gemeente Amsterdam”, “INECO”, “ITG”, “Jeppesen”, “NLR”, “Space53” та “Tecnalia”.
Едва ли не первым из европейцев пригласил в небо соплеменников итальянский художник, ученый, изобретатель Леонардо да Винчи (Leonardo di ser Piero da Vinci; 1452-1519), когда напророчил:
— Однажды, почувствовав вкус полета, вы будете ходить по земле, вглядываясь в небо, потому что побывав там хотя бы раз, вы навсегда сохраните желание туда возвращаться.
КАЖДЫЙ ИЗ РЕАЛЬНЫХ БЕСПИЛОТНИКОВ УЖЕ НАЛЕТАЛ 100 ЧАСОВ
В рамках проекта AMU-LED никаких чертежей или 3D-моделей!
Рассматриваются реально построенные беспилотники, которые над городами налетали более 100 часов. А вот их применение может быть разное: воздушные такси, грузовые перевозки, логистика товаров, медицинская помощь, инспекция городской инфраструктуры, полицейское патрулирование, поддержки аварийных служб.
Да и требования для участников проекта выдвигаются жизненно важные: скажем, обеззараживание дорог, санэпидемиологическое патрулирование, оптимальная по маршрутам перевозка людей и грузов, время и расстояние поездки, маневренность и габариты, сокращение загрязнения воздуха, уменьшение количества ДТП.
Благодаря данным, полученным во время различных тестов, AMU-LED предоставит бесценную информацию таким регуляторным органам, как, скажем, Европейское агентство по безопасности полетов (European Union Aviation Safety Agency, EASA). В конце концов, цель глобальной программы заключается в практической разработке и установлении четких законов и норм в области U-space.
Глобальный проект Евросоюза “H2020” через СП “SESAR” имеет целью обеспечить модернизацию управления воздушным движением в Европе, где городская воздушная мобильность является ключевым элементом. Это требует новых концепций и норм для проектирования, структурирования и промышленного обеспечения стойкой и совместимой системы. Всестороннюю и многопрофильную команду профессионалов ГВТ БЭД составляют эксперты в области воздушного движения, моделирования и эксплуатации беспилотников, научно-исследовательские технологические центры, законодатели, эксперты по испытаниям, демонстранты.
КАК ЭТО УВЛЕКАТЕЛЬНО — ПОДОБНО СВЯТОМУ ДУХУ ПАРИТЬ НАД ГОРОДАМИ
Подступимся к ярким фактам. Пандемия пройдет, коронавирус мы одолеем, а чем в 2022-м будем заманивать в Украину туристов? Киевлянам, бесспорно, понадобится такой опыт. Например, аэронавигационное управление Испании «Enaire” объявило о планах начать в 2022 г. использование аэротакси в Барселоне и Сантьяго-де-Компостела. Ведь увлекательно для путешественников с неба – над толпой, подобно Святому Духу, парить над городами, разглядывая жемчужины архитектуры, интересные кварталы и целые районы. Цена вопроса? Поездка до 15 км – €250.
Как заявил генеральный директор «Enaire» Анхель Луис Ариас (Ángel Luis Arias) на онлайн-конференции:
— Нам необходимо перенести городскую мобильность в третье измерение: воздушное пространство. И следует это сделать как можно эффективнее. Как публичная компания Министерства транспорта, мобильности и городского развития (Ministerio de Transportes, Movilidad y Agenda Urbana), «Enaire» выполнит свои обязательства и будет помогать частным фирмам или государственным институтам, заинтересованным в том, чтобы Испания позиционировала себя в авангарде развития и функционирования нового сектора – U-space.
Конечно, в той области испанцы не станут ни Колумбами, ни Магелланами. Пассажирские беспилотники уже успешно летают пять последних лет. Имею в виду такие компании, как китайская “Ehang” и немецкий авиа-стартап “Volocopter”.
ТАКАЯ ЖЕ КОМФОРТНАЯ, КАК ПОЕЗДКА ПО АВТОБАНУ
В июле прошлого года испанская компания «Tecnalia» представила прототип беспилотного воздушного такси на одного человека. Аппарат вертикального взлета и посадки (Vertical Take-Off and Landing, VTOL) способен перевозить человека (или груз) весом до 150 кг. Его крейсерская высота — 300 метров, он развивает скорость 90 км/ч, то есть преодолевает расстояние до 15 км за 15 минут. Ну, это с Крещатика на Харьковский массив, без никаких тебе пробок. Просто красота!
Движение обеспечивают четыре комплекта винтов, которые питаются от электродвигателей, расположенных по четырем углам беспилотника. Каждый гребной винт имеет собственный двигатель; то есть, всего 16 гребных винтов и 16 электродвигателей. Поскольку каждым набором можно управлять независимо, они обеспечивают аэротакси стабильность, эффективность, точность и управляемость. Городская поездка по воздуху становится такой же комфортной, как поездка по автобану.
Компания «Tecnalia» планирует, что их беспилотник будет взаимодействовать с мобильными телефонами, будет иметь просторную кабину и дарить городскому пассажиру высокотехнологичный опыт; даже возможность легко входить и выходить из задней части аппарата. А еще испанский разработчик утверждает, что в случае необходимости способен быстро создать беспилотник, который увеличит грузоподъемность до четырех пассажиров и будет летать со скоростью 190 км/ч.
ПОЛЕТ НАД УЛИЦАМИ РАДИ УДОВОЛЬСТВИЯ
На фоне испанской компании «Tecnalia» прима-балериной выглядит корпорация “Airbus”. Идея компактного аэротакси возникла у инженеров подразделения “Airbus Helicopters SAS” еще в 2015 г. В воздух мечту подняло желание превратить городские поездки в устойчивое удовольствие. Работа в хед-офисе, расположенном в аэропорту “Marseille Provence Airport” во французском городе Мариньян неподалеку от Марселя, началась с переосмысления традиционной архитектуры самолетов, а закончилась созданием… мультироторной конструкции на основе электродвигателей.
Так родился городской беспилотник «CityAirbus», который на сегодня налетал не сто часов, а с 3 мая 2019 г. совершил более 100 (!!!) испытательных полетов, что довело аэродинамическую конфигурацию полномасштабного прототипа до идеала.
31 августа 2020 г. экспериментальная модель электрического аппарата оказалась в пригороде Манхинг баварского города Ингольштадт, где демонстрировалась … официальным лицам правительства ФРГ.
ВЕРТОЛЕТЫ КАК ШАТТЛ-АВТОБУСЫ
Вот посмотрите технический паспорт новинки. “CityAirbus” вмещает четырех пассажиров общим весом до 250 кг, что идеально для воздушных полетов над городом.
Размеры городского беспилотника — 8 м на 8 м; вес — 2200 кг… Аппарат с вертикальным взлетом и посадкой (eVTOL) имеет мультикоптерную конфигурацию, оснащенную четырьмя канальными высокоподъемными силовыми установками. Восемь гребных винтов приводят в движение восемь автономных электродвигателей “Siemens SP200D” мощностью 100 КВт со скоростью 950 об/мин, что обеспечивает низкий акустический след. Крейсерская скорость – 120 км/ч на фиксированных маршрутах с автономностью до 15 минут.
Впрочем, аэрокосмический гигант «Airbus» не был бы мировым флагманом, если бы кроме “CityAirbus” не предложил целую линейку новинок. Речь идет о том, что на новый рынок беспилотников в городской среде могут быть выведены (и выводятся) другие аппараты.
На самом деле, никаких неожиданных прорывов нет, а “CityAirbus” логично продолжает предыдущие инициативы концерна в области AMU (Городской воздушный транспорт): беспилотник “Skyways” деловито доставляет корреспонденцию и пакеты в студгородке Университета Сингапура (University Of Singapore), одноместный электрический вертолет “Airbus A3 Vahana”, реализованный совместно с инженерами из Силиконовой долины, беспилотник VTOL (аппарат вертикального взлета и посадки), мобильное приложение “A3 Voom” для совместного бронирования и использования вертолета “Airbus A3 Vahana” в качестве… городского шаттла.
… И ЭТА ЭПИДЕМИЯ ТОЖЕ ВСПЫХНУЛА В КИТАЕ
В завершение краткого обзора новинок U-space – несколько слов о стартапах: китайском аэротакси “Ehang 184” и немецком двухместном “Volocopter V2X”. Внедрение последнего финансово поддерживает американский ІТ-гигант «Intel»; и 18-винтовая модель уже добросовестно служит муниципальным властям, контролируя в Сингапуре соблюдение карантинных мер относительно распространения COVID-19.
Китайская компания «EHang” (亿航; “EHang Intelligent Technology Co. Ltd») находится в Гуанчжоу, провинция Гуандун. С 2014 г. она конструирует и производит беспилотники и пассажирские самолеты, которые в КНР используются в кинематографии и фотографии, а также для полицейского патрулирования, поддержки аварийных служб, обзорных миссий и помощи мчс-никам.
В январе 2016 г. на Выставке бытовой электроники (Consumer Electronics Show) в Лас-Вегасе, Невада, фирма представила первый в мире беспилотник “Ehang 184”, способный перевозить пассажиров. Тогда большинство обозревателей пренебрежительно посмеялись, поскольку посчитали экспонат… PR-шагом.
НЕБЕСНОЕ ФЛАМЕНКО С КИТАЙСКИМ АКЦЕНТОМ
В ноябре 2018 г. компания из Гуанчжоу заключила соглашение с французским Лионом, в котором открылся совместный исследовательский аэроцентр. Впоследствии компания “EHang” подписала договор о сотрудничестве с австрийской аэрокосмической группой “FACC AG” относительно дальнейшего развития, сертификации и производства китайских беспилотников в Западной Европе.
18 марта 2020 г. азиатский производитель создал стратегическое партнерство с муниципалитетом испанского города Лирия, провинция Валенсия, на разработку концепции и внедрение городского воздушного транспорта для нужд развития туризма и логистики товаров. Китайская компания «EHang” плодотворно сотрудничает с Испанским агентством авиационной безопасности и охраны (Agencia Estatal de Seguridad Aérea), а Лирия стала вторым испанским городом, с которым фирма из КНР заключила соглашение.
И коротко — о самом пассажирском беспилотнике «Ehang 184». Производитель утверждает, что перевозить пассажиров он начал в 2015 г. и совершил 40 полетов, прежде чем 6 февраля 2018 г. было обнародовано видео. За три последних года проведено более 1000 испытательных полетов, включая некоторые “жесткие” с манекенами, под штормовым ветром, при слабой видимости и ночью на высоте 300 м.
Общие характеристики “Ehang 184”: экипаж – автопилот; вместимость – 1 пассажир; размеры – 3,86 м х 1,44 м; размах лопастей – 5,5 м; высота – 1,44 м; пропеллеры – восемь гребных винтов, 2-лопастных фиксированного шага на четырех плечах; скорость – 130 км/ч; дальность – 16 км; воздушный потолок — 500 м. До июля 2018 г. было построено 30-40 моделей аэротакси.
ДЕНЬГИ НА ВЕТЕР — АЭРОТАКСИ В НЕБО
В августе 2019 г. глобальная логистическая компания «DSV Panalpina”, которая работает в 70 странах мира, начала эксплуатировать футуристические грузовые беспилотники “Ehang 184”, совместно разработанные компанией “EHang” и аэрокосмической группой “FACC AG”. Как пошел бизнес? К концу 2020 г. “FACC AG” производила в Линце для нужд Старого Света минимум 300 китайских летательных аппаратов.
Почему произошел такой индустриальный скачок, сразу в десять раз? Перспективы городского воздушного транспорта большинство футурологов определяют как “многообещающие”. Учитывая и то, что в мире городское население продолжает стремительно расти, прогнозируется: к 2050 г. в мегаполисах будет жить 5,2 млрд человек, что на 1 млрд больше, чем сегодня.
То есть, через 30 лет доля горожан составит 68 процентов мирового населения. Это, в свою очередь, означает, что на Земле народ ежедневно будет испытывать огромную давку, учитывая дорожные пробки и перегрузки транспортных магистралей.
Подняться вертикально в воздух и полететь на работу – это может стать краеугольным камнем и отличным решением для создания в умном городе устойчивой транспортной инфраструктуры. Согласно докладу “Aerospace & Defense Radar”, подготовленному немецкой консалтинговой фирмой “Roland Berger Strategy Consultants”, ожидается, что к 2030 г. спрос на беспилотники – пассажирские и грузовые – составит €32 млрд.
Все может случиться, как с вакциной: мол, еще есть время.
А потом — с дуба упасть: почему мы в хвосте очереди за аэротакси?
Официальных лиц прошу: хотя бы полистайте, какие 20 реальных моделей городских беспилотников предлагаются на мировом рынке.
Порядок цифр? $250-300 тыс.
«МЕСА» БУДЕТ УКОМПЛЕКТОВАНА НЕБЕСНЫМИ ТАКСИ
Денег нет, капитан Очевидность?
Вот, пожалуйста, самая свежая новость:
— Финансово поддержанный автоконцерном “Fiat” (“Fabbrica Italiana Automobili Torino”) производитель электрического авиатакси “Archer eVTOL” собрал от инвесторов, включая итало-франко-американский автомобильный гигант “Stellantis N.V.», $1,1 млрд.
Цель? Не позднее этого года запустить… собственный городской беспилотник.
Действуют зарубежные предприниматели с размахом, на уровне консорциума, в который вошли “Exor”, “Baron Capital Group”, “Federated Hermes Kaufmann Funds”, “Mubadala Capital”, “Putnam Investments”, “Access Industries”. Каждый занимается своим направлением. Например, дочернее предприятие “Stellantis Fiat-Chrysler Automobiles” обеспечивает композитное производство и поддержку промышленной цепи поставок, тогда как американский авиаперевозчик “United Airlines” уже заключил соглашение на $1,5 млрд – на будущее использование своими региональными авиалиниями “Mesa Airlines” нового поколения городских авиатакси.
В результате, через несколько дней Нью-Йоркская фондовая биржа молча показала инвестиционную привлекательность нового интегрального проекта, оценив “Archer Aviation”, которая будет собираться, кстати, в США – в $3,8 млрд.
Александр Рудяченко
Использованные источники:1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
Инфографика по этой теме: Аэротакси «Audi Pop.Up Next». Основные характеристики