eplus.com.ua

Остерегайся электро­самоката! Водители без прав и знаний ПДД

Сентябрь 10
01:07 2024

Электросамокаты прочно вошли в жизнь украинцев. Во-первых, это быстро — стал и уехал, во-вторых, дешево, в-третьих, экологично. Однако это опасно — количество ДТП с участием самокатов с каждым годом растет. Травмируются и гибнут сами водители, пешеходы и другие участники дорожного движения страдают от их наездов. Что не так с популярным транспортным средством, выяснял «Апостроф».

В судебном реестре за этот год уже зарегистрировано 111 административных и 22 уголовных дела из-за ДТП с электросамокатами. И их количество неуклонно растет. В эту статистику попало ДТП на одном из перекрестков Винницы, где 61-летняя женщина сбила 16-летнего подростка, который ехал по пешеходному переходу на электросамокате. Подростка с переломами забрала скорая. Но смертельное ДТП в Запорожье, где автомобиль насмерть сбил 14-летнего подростка, переезжавшего пешеходный переход на электросамокате. В Одессе 16-летняя водительница самоката наехала на 6-летнюю девочку, которая гуляла с мамой на детской площадке. Ребенка с многочисленными травмами отвезли в больницу. Во Львове на перекрестке столкнулись автомобилист и водитель самоката. Последнего с травмами отвезли в больницу.

Около 130 ДТП с участием электросамокатов рассматривалось в судах за последние 5 лет, и 34% из них произошло в 2023 году: 36 административных и 10 уголовных дел, о чем свидетельствуют данные судебного реестра «Бабушка». С начала года в судах уже рассматривалось 16 административных и 3 уголовных дел с участием самокатчиков. Но год еще не закончился, как и сезон езды на электросамокатах.

По дорогам ездить можно без прав

Встать за руль электросамоката может кто-либо, специального обучения в автошколе и прав не нужно. Знаний ПДД тоже. Пока что ограничили их только в скорости. 17 марта 2023 года Владимир Зеленский подписал законопроект №8172, ограничивающий скоростной режим для электросамокатов мощностью до 1000 Вт до 25 км/ч. А низкоскоростной легкий электротранспорт это транспорт с одним или несколькими электромоторами, максимальная скорость которого не превышает 50 км/ч.

Возрастных ограничений для управления электросамокатом нет. Но поскольку они признаны транспортным средством, соответственно движение по тротуарам запрещено.

Для водителей электросамокатов существуют также следующие правила: ехать как можно правее по проезжей части; не ездить в состоянии алкогольного или наркотического опьянения; использовать светоотражающие элементы; не перевозить пассажиров, если это предусмотрено габаритами транспорта; при движении использовать средства безопасности и ездить в шлеме; не нарушать общие ПДД для всех водителей. Однако специально никто их этому не учит — ни езде, ни правилам.

«Любой человек, подросток, не зная ПДД, сегодня может ездить на электросамокате. Это не запрещено. Поэтому мы учим водителей обходить их десятой дорогой, ведь это наиболее опасный вид транспорта. Не обязательно, что самокатчик нарушит правила и создаст аварийную ситуацию, сколько было случаев, когда они падали под колеса или автомобили, наезжая на ямы в асфальте или другие препятствия. А в темное время суток их вообще сложно увидеть на дороге. Знания ПДД, водительские удостоверения и даже курсы вождения им бы не помешали. Было бы хорошо, если бы для них организовали специальные школы», – рассказывает «Апострофу» инструктор по вождению Егор Дудкевич.

Пора запретить электросамокаты

За нарушение ПДД водитель самоката может получить штраф от 340 до 17 000 грн и в год избавиться от водительского удостоверения, если такое есть. К примеру, за езду в состоянии алкогольного опьянения предусмотрен максимальный штраф и лишение прав. За наезд на пешеходов или повреждение имущества штраф составляет от 340 до 850 грн. За езду по тротуару или велодорожке, где самокатам не место — 850 грн. По тротуару могут ездить только дети до 14 лет. Если водитель электросамоката собьет или травмирует пешехода, наказание за это определяет суд, штраф или лишение свободы, как правило, условное, рассказывают в полиции. Но правоохранители признаются, что водителей самокатов за нарушение никто не штрафует. Только в случае ДТП с пострадавшими, и если самокатчик не исчезнет с места происшествия.

Как отмечает адвокат Вадим Володарский, основная проблема состоит в том, что электросамокаты вообще не предназначены для езды по дорогам общего пользования. У них нет ни нормальных тормозов, ни устойчивости и т.д. Юридически, транспортное средство с электродвигателем до 4 кВт — это регистрируемый мопед и водитель должен иметь водительское удостоверение. Но к электросамокатам это не относится, хотя они приравнены к мопедам. И выходит правовая коллизия.

«В случае ДТП ответственность должны нести как водители самокатов, так и компании, которые предоставляют их в аренду, если это не личный самокат. Ведь эти компании фактически предоставляют доступ к управлению без прав, без знаний ПДД, без аттестации. При гибели водителя самоката на дороге под колесами ответственность несет водитель автомобиля. Это очень большая проблема«, – комментирует «Апострофу» Вадим Володарский.

К сожалению, разрешение ездить по дорогам – это очень плохое решение. Ведь электросамокат не приспособлен к движению среди автотранспорта, при любом камешке или яме под колесами водитель падает. Самые распространенные травмы – черепно-мозговые, переломы рук, ног и ушибы живота. Пешеходы, если в них врезается самокат, получают такие же травмы и даже погибают. Они на дороге не могут показать, что они хотят вернуть или перестроиться в другой ряд, а нормальных сигналов нет. Потому, как считает адвокат, этого транспорта не должно быть на дорогах и на тротуарах тоже, потому что они несут опасность. И уже в Париже запретили ездить в городе на электросамокатах, и в других городах и странах Европы к этому тоже идут. Но у нас все делается с опозданием.

Share

Статьи по теме

Последние новости

В банках, отделениях почты и ТЦ: в нескольких городах России взорвалась пиротехника

Читать всю статью

Наши партнеры

UA.TODAY - Украина Сегодня UA.TODAY

EA-LOGISTIC: Транспортная компания с высоким стандартом обслуживания и надежности.