Невидимая жизнь: как показать тех, кто остался в стороне
В Софии Киевской состоялось открытие международной фотовыставки Photo Kyiv 2021 «Невидимая жизнь». Проект проходит в пятый раз и в этом году посвящен проблеме инклюзивности и безбарьерности. О том, какими проблемами и вопросами занимались во время своей работы фотографы, и какую главную мысль они хотели донести обществу, узнавал «Апостроф».
Возможность задать вопрос
Герои фотографий на фото — покалеченные ветераны АТО и участники Евромайдана, инвалиды, люди с синдромом Дауна, ромы, а также пожилые люди, оказавшиеся в беде. Словом, все, кому трудно дается адаптация к реалиям общества. Именно поэтому нынешний проект называется «Невидимая жизнь» — ведь несмотря на все попытки общества быть толерантными, некоторые люди до сих пор не имеют возможности полноценно выйти на поверхность, за пределы своей проблемы.
«Это возможность задать вопросы, — говорит соучредитель проекта PhotoKyiv Иванна Бертран. — Спросить о том, что происходит, и как мы можем эти вопросы решать. Выставка — о людях. Мы не хотим показывать их страдания или боль, мы хотим эту боль преодолеть. Хотим сделать их жизнь видимой. Показать историю, в которой мы все чувствуем ответственность».
Организаторы выставки хотели обратить внимание людей на прежде всего человеческое отношение к ближнему. Любовь и взаимоуважение, открытость, сострадание, принятие и сопереживание, и конечно помощь — именно такие ценности должна пробудить выставка. Ведь объектом неприятия может стать каждый, и именно из своего мировоззрения, своего отношения к другим должна начинаться трансформация украинского общества в сторону инклюзивности.
«Если борьба против дискриминации остается в сердце искусства и наших социальных действий, то политика инклюзии не должна быть данью моды. Инклюзия и безбарьерность — это сочетание инновационных подходов в обществе. Наше инклюзивное общество стимулирует процесс инновации и творения, — считает куратор фотовыставки Кароль Пойду. — Сегодня у вас будет возможность увидеть работы, созданные украинскими, американскими, голландскими и немецкими фотографами, и все они объединены решительным желанием подчеркнуть и сделать видимыми тех, кто был в тени».
Ромы, пожилые люди и участники боевых действий
89 фотографов из разных стран мира представили свои проекты на участие. Но жюри отобрало только пятерых. Это Иосиф Сивенький с фотосерией «Раны» (США/Украина), посвященной ветеранам АТО и участникам событий на Майдане, Роман Закревский с фотопроектом «Взгляд» (Украина), в центре которого оказались цыгане с Черниговщины, Алина Пророка из фотосерии «Дом престарелых. Одиночество. Слезы на морщинах» (Украина), Юрий Данченко с фотосерией «DanzaDown» (Украина) — коснулся проблемы людей с синдромом Дауна и Олеся Товпига с фотосерией «Космос папы».
Фотографии Романа Закревского
Кроме этого, на выставке представлены пять спецпроектов: два из них — украинских фотографов, три — авторов Голландии, Германии и США.
«Хотела бы рассказать об одном проекте, который называется «Паспорт», это работа Александра Чекменева, — говорит куратор выставки Кароль Пойду. — Господина Чекменева попросили в 1995 году поехать в села и сделать фото малоподвижных людей в их домах, чтобы они могли восстановить свои паспорта. Он увидел ужасные условия, в которых проживают эти престарелые инвалиды и больные. Его работы создают силу и пронзительность документальности, говорят о ясности исторических свидетельств».
Работы фотомастеров действительно не оставляют равнодушными. С одной стороны — демонстрируют гордость за украинских фотографов, их высокий уровень фотографического профессионализма. Ведь качество фотографии определяется силой впечатления, которое она вызывает, и в данном случае эти впечатления удивительно мощные. С другой стороны, цель авторов достигнута. Образы на фото не просто пронизывают эмоцией, а вдохновляют на гамму упорядоченных размышлений.
«Мне бы не хотелось, чтобы мои работы получили эмоцию сожаления. Хочется, чтобы получили осознанность», — говорит фотохудожница Алина Пророка, автор проекта о доме престарелых.
Девушку месяц назад волонтеры позвали с просьбой сделать фотографии одиноких пожилых людей с тем, чтобы потом их изображения напечатать на чашках и им подарить. Фотограф охотно откликнулась и пошла в дом престарелых. Впечатления, говорит мастерица, были сильными.
«Когда я ехала, то понимала: будет трудно, — делится Алина Пророка. — Потому что это особые люди с особой жизненной ситуацией. Они нас радушно встретили, улыбались нам. Но как только мы пытались узнать об их жизни, они начинали плакать».
Алина рассказывала немало трогательных историй, например о старушке, которая все время поправляла шарфик, пытаясь выгоднее выглядеть в объективе, и постоянно смотрела в сторону. Потом оказалось, что эта женщина — полностью слепа. Также фотограф рассказывала о бабушке, которая в своем более чем почтенном возрасте живет совсем одна.
«Как она улыбалась! И как чисто у нее в доме. Вообще непонятно, как она умудряется так следить за своим домом. Будто приходишь в гости к своей бабушке. Но ее сын умер, а дочь перенесла два инсульта. И в селе практически нет соседей, которые бы помогали ей. Социальный работник когда-никогда зайдет принести еды и поговорить, — рассказывает Алина. — Мы не задумываемся над тем, как это ужасно оказаться в одиночестве на склоне лет. В нашем обществе привыкли осуждать старушек, насмехаться над ними — вместо того, чтобы привлечь внимание к ним общества».
Первая леди под впечатлением
На открытии выставки присутствовала и Елена Зеленская. Для нее и премьер-министра Дениса Шмыгаля провели экскурсию, показали фотографии. Первая леди, которая занимается проблемами безбарьерности, осталась под впечатлением от увиденного.
«Меня поразило, насколько интересной и целостной вышла выставка, — говорит Елена Зеленская. — Насколько различны эти художники. 10 художников — 10 фото-монологов и одна сверхважная тема — безбарьерность. Я много работаю над тем чтобы эта тема стала видимой и с огромным удовольствием наблюдаю, что она все чаще появляется в общественном диалоге. Сегодня — это диалог художественный, культурный. Искусство — это тот язык, который понимают все, которое является универсальным языком, и очень важно и ценно, что мы можем говорить о вещах, беспокоящих каждого».
Елена Зеленская
«Как человек, который живет здесь 4 года, должен сказать, что в Украине есть измерение за пределами исторического ракурса, — говорит Кароль Пойду. — Это заставляет нас смотреть на наши неприятие, наши слабости. Это так же заставляет противостоять нашему пониманию. Так как ситуация в Украине может быть улучшена для людей. Это выставка-пробуждение, она должна заставить нас мотивироваться на то, чтобы работать вместе. Чтобы мы достигли инклюзивного, яркого, а потому более сильного украинского общества».
Впервые проект PhotoKyiv провели в 2017 году. Цель проста — консолидировать творчество и общественный диалог. С самого начала обращали внимание на остроту, актуальность и даже определенную бескомпромиссность тем, которые поднимали фотохудожники.
«В этом году после пандемии мы переживаем, как и все человечество, внутреннюю трансформацию, и каждый задумывается о себе, о своих близких, о том, что действительно важно. И поэтому выбор сделать фокус на социальной теме с акцентом на преодоление барьеров в обществе — это вполне естественный путь развития PhotoKyiv, — рассказывает соучредитель проекта Анна Савицкая. — PhotoKyiv — это о любви к искусству, о мировоззрении, готовности к изменениям на пути понимания и принятия каждого в его особенности и уникальности».
Выставку может осмотреть каждый желающий на территории Софии Киевской до 25 августа. После этого она переедет в аэропорт «Борисполь» — там ее смогут увидеть еще больше людей.