Автострахование по-новому: упростят ли жизнь украинским автовладельцам "европейские правила"
Новый законопроект об автостраховании, который призван приблизить украинское законодательство в этой сфере к европейскому, тем не менее, содержит ряд спорных моментов.
Об этом говорится в материале «Апострофа».
Читайте также: Бензин в Украине может подорожать: в чем причина
В ближайшее время в Верховной Раде ожидается принятие законопроекта №8300 об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности (ОСГПО), который должен вступить в силу с 1 января 2025 года. В частности, в документе содержится положение, которое обязывает страховые компании проводить прямое урегулирование страховых случаев.
«Допустим, житель Киева попал в ДТП, виновником которого стал житель Одессы. Тогда для получения возмещения ему приходится иметь дело с одесской компанией, в которой застрахован автомобиль виновника. Это довольно неудобный и длительный процесс. Прямое урегулирование предполагает, что пострадавший в ДТП обращается не к страховщику виновника, а к своему собственному. Эта компания обеспечит ремонт автомобиля и сама решит вопрос компенсации своих расходов с компанией виновника«, — рассказал «Апострофу» генеральный директор ассоциации «Страховой бизнес» Вячеслав Черняховский.
Прямое урегулирование является удобным сервисом для автомобилистов и существует в большинстве европейских стран. Однако, по словам эксперта, как правило, это результат добровольных договоренностей между страховыми компаниями, которые заботятся о качестве обслуживания своих клиентов. Впрочем, законодательные требования по обязательному прямому урегулированию существуют только в некоторых странах с авторитарными режимами, в том числе в России и Беларуси, поэтому удивительно, что к этому клубу намерена присоединиться и Украина.
Еще одна противоречивая норма касается отмены законодательного ограничения на сумму возмещения при оформлении европротокола — документа, который составляется попавшими в ДТП водителями самостоятельно без участия полиции.
В настоящее время существует лимит ответственности страховой компании по таким случаям в размере 80 тысяч гривен, однако новый законопроект предлагает отказаться от этой практики и уравнять европротокол с протоколом, составленным полицейскими.
«Эта норма очень рискованная, поскольку открывает путь к злоупотреблениям. Ведь никто не может помешать двум водителям просто написать европротокол, указать там какие-либо повреждения и обстоятельства ДТП и принести в страховую компанию на возмещение. Полиция аварии не видела, свидетелей нет, экспертов нет, а деньги надо выплачивать. И снятие лимитов выплат по европротоколом только увеличит аппетиты мошенников и заставит страховые компании переложить бремя этих расходов на добропорядочных автовладельцев«, — считает Вячеслав Черняховский.
Впрочем, как говорит в разговоре с «Апострофом» генеральный директор Национальной ассоциации страховщиков Украины Денис Ястреб, страховщики смогут противодействовать подобным проявлениям мошенничества.
«У страховых компаний остается возможность расследовать подобные случаи, заказывать экспертизы, и если будут обнаружены признаки махинаций, можно обращаться в суд для того, чтобы отменить возмещение. Кроме того, закон предоставляет право Национальному банку, который является регулятором в сфере страхование, самостоятельно устанавливать максимальную сумму возмещения. Если он увидит, что растет количество такого рода злоупотреблений, то может вернуть ограничение«, — отметил эксперт.
Детальнее читайте в материале «Апострофа»: Страхование авто «взлетит»: украинцам готовят новые правила
- Вас также может заинтересовать:
Как снизить расход топлива в авто: топ-10 лайфхаков для водителей
Смертельное ДТП в Киеве: авто наехало на женщину на парковке, полиция начала расследование
Какие автомобили подпадают в Украине под транспортный налог: опубликован перечень