Территориальная оборона нужна не для "воевать" — генерал Сергей Кривонос/Сергей Кривонос озвучил основные задачи территориальной обороны страны
В Украине с 1 января 2022 года вступил в силу закон «Об основах национального сопротивления», согласно которому формируется территориальная оборона государства. Но пока еще нет четкого понимания, как должен работать этот механизм. Свое мнение о том, как правильно строить территориальную оборону и каковы ее главные задачи — в эфире Апостроф Live на Апостроф TV высказал генерал Вооруженных сил Украины, первый заместитель Командующего Сил специальных операций ВС Украины в 2016-2019 годах Сергей Кривонос.
— Почему не разработали положения для реализации закона «О территориальной обороне», чтобы все заработало с 1 января, как и планировалось?
— Там не только положения. Нужно разработать более 20 подзаконных документов на уровне постановлений Кабинета министров и других. Почему не сделано? 30 декабря г-н Данилов в СНБО проводил совещание по этому вопросу, где ему обещали, что все будет своевременно представлено. Но своевременно оно не было подано.
В чем была первая ошибка? В том, что приняли закон без учета замечаний ГНЭУ (Главное научно-экспертное управление ВР, — «Апостроф»). А на следующий день президент ставит задачу по доработке закона, потому что это просто ходячий анекдот, а не закон. Затем они дважды вносили изменения, и самое главное, задачи по доработке этих документов были поставлены тем, кто будет исполнителями.
Скажите, пожалуйста, какой нормальный человек для себя разработает документ, где он будет ответственным. Она сделает такой документ, чтобы остаться безответственным, чтобы потом его не могли наказать за неисполнение. И это привело к тому, что 26 или 27 документов, которые должны были быть хотя бы 1 января — до сих пор не готовы. Хотя это должно было быть раньше, чтобы люди могли получить на местах, изучить, разработать определенные документы. А сейчас процесс ради процесса.
Равно как и создание сил территориальной обороны, которое сейчас происходит под лозунгом «кто еще там не был, давайте всех нагребем». Если согласно нашему законопроекту, нашей программе, мы предполагали, что это должны быть только проверенные и мотивированные добровольцы, то сейчас — «под гребенку» гребут всех.
— Каким образом гребут всех? И кто потом кому подотчетен, если документов пока нет?
— Есть документы, относящиеся к Вооруженным силам, и они ими пользуются.
А вот проблема сил территориальной обороны состоит в том, что рассматривается чисто военный компонент. И наконец-то главнокомандующий уже понял и сказал, что проблема защиты государства — это не только проблема Вооруженных сил. Мы вкладывали в концепцию развития и создания территориальной обороны страны не только военный компонент, потому что сражается узкая численность, а на этих людей работает достаточно широкая численность людей. Это и своевременный выпек хлеба, изготовление тушенки и сгущенки в тылу. Это тоже усиление, и это люди, которые также участвуют в этой войне — это тыл.
И вот задача территориальной обороны страны — это нормальное функционирование системы страны в независимости от создающейся ситуации. Они не боятся действий врага, они не боятся действий ДРГ, они не позволят дестабилизировать ситуацию в тыловых районах. И, непосредственно фронт своевременно получит все, что ему нужно получить: боеприпасы, продукты, снаряжение, технику. Это комплексный подход, а не просто войска, которые где-то потом будут защищать.
Мы же понимаем, что они сейчас скопировали подходы 2014 года, когда батальоны территориальной обороны были брошены на фронт, и многие погибли не потому, что они плохо воевали — они были плохо обучены. Задача территориальной обороны не воевать. Создание нормальной территориальной обороны позволит исключить желание врага действовать в нашем тылу.
— Кого именно привлекают в качестве инструкторов и достаточно ли их количество?
— Правильно так: сначала готовят тренеров, а потом тренеры готовят команды. И самое главное, чтобы эти тренеры работали по единым стандартам. Все должны говорить на едином языке — тогда и нормальное взаимодействие между подразделениями организуется. Вот самое главное.
И этих тренеров нужно готовить. Но они не готовятся. Я вижу, что Офис президента не заинтересован во всенародном движении создания подразделений территориальной обороны и территориальной обороны страны.
— Кто должен разработать эти подзаконные документы и положения, и в какой срок это может быть реализовано?
— К сожалению, в большинстве все сброшено на Кабинет министров, который стал козлом отпущения. Некоторые документы не должны и не имеют права быть в разработке на уровне Кабмина, потому что они подпадают под государственную тайну. К примеру, вопрос движения сопротивления, которое есть в законе — если все будут знать, как организуется движение сопротивления, то нет смысла его организовывать.
Верховная рада сбросила все с Вооруженных сил, потому что военные разрабатывали это, на Кабмин, который сейчас является заложником ситуации.
На самом деле, нужно пересмотреть эти вопросы на уровне Верховной рады, перераспределить и значительно расширить круг ответственных и конкретизировать его, тогда будет порядок. А у Кабмина есть люди, чтобы этим заниматься? Правительство все начнет сбрасывать на низы, а те будут делать так, как выгодно им, а не как надо для государства.