Приднестровский номер не пройдет: зачем Киев нанес удар по сепаратистам в Молдове/Молдова давит на Приднестровье руками Украины, однако Киев тоже может получить от этого бонусы
С 1 сентября остановлен допуск автомобилей в Украину из Приднестровского региона Республики Молдова. Примечательно, что данное решение со стороны Украины было принято спустя несколько дней после визита Зеленского в Кишинев на празднование 30-летия независимости Молдовы, где украинский президент встретился с молдавской коллегой Майей Санду. Молдова теперь просит об отсрочке подобных мер, но Украина пока что не согласилась. Почему Киев пошел на такой шаг и к чему приведет данное решение в отношениях между Украиной и Молдовой, разбирался «Апостроф».
Вопрос Приднестровья – снова в повестке дня. С 1 сентября Киевом приостановлен допуск к участию в международном дорожном движении автомобилей из Приднестровского региона Республики Молдова, которые не имеют номерных знаков согласованного или нейтрального образца. Как сообщает Государственная пограничная служба Украины, заезжать на нашу территорию можно будет только на молдавских номерах.
Интересно, что в ответ молдавская сторона попросила Украину об отсрочке подобных ограничений на полгода. Это вызвало закономерные вопросы относительно несогласованности действий между Киевом и Кишиневом.
Примечательно, что на подобный шаг украинская сторона пошла спустя несколько дней после визита Президента Украины Владимира Зеленского в Кишинев на празднование 30-летия независимости Молдовы.
После торжеств в Молдове на встрече глав государств, где присутствовали президент Молдовы Майя Санду, президент Польши Анджей Дуда и президент Румынии Клаус Йоханнис, Владимир Зеленский заявил, что «Крымская платформа может стать площадкой для решения и других региональных конфликтов, а не только для деоккупации украинского полуострова». Тем самым украинский президент дал недвусмысленный намек молдавской коллеге, напомнив о непризнанной ПМР.
Почему же Молдова открещивается от ограничительных мер и просит отсрочку? Что это – очередная политическая игра Санду на внутренний электорат Молдовы, размолвка с Киевом или попытка сделать неприятное дело руками Украины?
Письма из Кишинева: впустить нельзя отказать
Как рассказал «Апострофу» политолог Виталий Кулик, идея о запрете перемещения на приднестровских автомобильных номерах существует с 2006 года. За это время Кабинет Министров и ряд профильных украинских государственных органов приняли более двух десятков различных решений о запрете приднестровских номеров. При этом, всегда эти инициативы рассматривались после получения писем от молдавской стороны, которые педалировали данный вопрос. Хотя делалось это странно – то, призывая Киев запретить въезд приднестровских автомобилей, то – наоборот – отложить введение данного решения. Фактически Кишинев, похоже, при помощи таких маневров торговался с руководством ПМР, а также с Россией – главным «бенефициаром» существования этого непризнанного квази-государства.
«Перед тем как правительство Украины приняло решение о запрете, мы также получили письмо от молдавской стороны с просьбой исполнить это наше обязательство о приднестровских номерах. Напомню, мы согласовали эту позицию о запрете приднестровских номеров еще при Ющенко. Однако Молдова постоянно оттягивала или пыталась использовать этот вопрос в каких-то своих интересах. Иногда, бывало, так, что мы получали два взаимоисключающие письма от Кишинева: утром – о запрете, а вечером – о разрешении. Сейчас, я думаю, что, когда мы получили три письма на протяжении последнего времени о приднестровских номерах – с разной позицией Кишинева – в нашем Кабмине решили, что в конце концов надо как-то определиться в этом вопросе и не выглядеть как идиоты. Собственно говоря, перерегистрация приднестровских номеров – это вопрос стоимостью от 100 до 300 евро», — объяснил Виталий Кулик.
В то же время, глава аналитического центра гражданского общества в Республике Молдова WatchDog Валериу Паша видит в существовании приднестровских номеров абсурд, вызванный самим существованием ПМР.
«Это один из многих вопросов переговорной рутины – наконец-то решили взяться за эти номера по прошествии почти 30 лет. На территории Украины и Молдовы передвигаются номера, не существующие юридически… Это небольшая часть выхода из абсолютного абсурда. Только украинская сторона это приняла, а молдавская – и дальше будет жить в абсурде», — говорит эксперт.
Всему виной фактор Чауса?
В СМИ в связи с этим появилась теория, что резкие действия официального Киева были вызваны неформальными договоренностями между Санду и Зеленским. Их суть, по мнению некоторых журналистов, состоит в отвлечении внимания от истории с похищением судьи Николая Чауса.
Впрочем, по словам Кулика, введенный Украиной запрет вряд ли связан с этим скандалом.
«Если бы вопрос решился прекращением контактов или ограничением поставок на молдавский металлургический завод в Рыбнице, или если бы поднимались вопросы газа и электричества, или если бы были какие-то отключения – я бы сказал, что да, это определенный реверанс и попытка убрать казус Чауса в украино-молдавских отношениях. Номера — очень старая история, в которой надо было ставить точку над «і», потому что многие из этих автомобилей, которые транзитом идут через Приднестровье – угнаны в ЕС или на Балканах. Их просто перегоняют и ставят приднестровские номера, потом их перепродают или же разбирают. Это тоже довольно известная история. Но я не сказал бы что это точка. Я не исключаю, что украинский Кабмин тоже может пересмотреть это решение», — считает политолог.
Впрочем, эксперт Валериу Паша отмечает, что история с похищением Чауса не сильно беспокоит простых граждан Молдовы, хоть российская пропаганда и использовала этот случай для своей деятельности.
Молдова боится злить Кремль
Эксперт Национального института стратегических исследований Артем Филипенко полагает, что такие переносы связаны с желанием нового руководства Молдовы не обострять отношений с Россией, а сосредоточиться на решении внутренних вопросов.
«Понятно, что им надо решать вопрос цены на российский газ, но речь идет все-таки о межгосударственных отношениях Украины и Молдовы. Но где гарантия того, что в январе следующего года Кишинев не попросит Киев перенести еще на какой-то срок? Ведь очевидно, что Приднестровье фактически саботирует выдачу нейтральных номеров. В конце концов, зачем они им нужны, если в Украину и так пускали до последнего времени? Сейчас Украина делает за Молдову ее работу, подталкивая Приднестровье к ускорению выдачи нейтральных номеров и фактически к интеграции в молдавское правовое поле», — считает он.
В то же время, по словам эксперта Валериу Паши, нет какого-то однозначного мнения касательно того, правильно ли сделали молдавские власти, попросив отсрочку на полгода: «Дело в том, что у непризнанных приднестровских властей всегда была тактика, которая состоит в том, чтобы сказать, что они не готовы, а люди пострадают от этого решения. Правильным ли шагом была просьба Молдовы к Украине на отсрочку в полгода? На этот вопрос сложно однозначно ответить, поскольку в публичном пространстве сейчас очень мало информации».
Стоит понимать, что вопрос приднестровских номеров используется Молдовой как инструмент политического давления на Приднестровье. Сейчас решение Киева – очень в масть Кишиневу, поскольку в Приднестровье сейчас происходят так называемые президентские выборы.
Блокирование выезда автомобилей на номерах так называемой ПМР автоматически бьет по избирателю, и ограничения проезда на приднестровских номерах — это однозначно не в пользу действующей власти и крупнейшей бизнес-группы «Шериф», которая находится при власти, контролируя так называемого президента ПМР Вадима Красносельского.