Порт особого назначения: почему взрывы в Усть-Луге стали катастрофой для Кремля/Удары БПЛА по терминалу в Ленинградской области нанесли сильнейший урон по российской экономике
По иронии судьбы, 21 января, в день столетия со дня смерти Владимира Ленина в Ленинградской области России дрожала земля, а потом случился большой пожар. Как сообщили позже РосСМИ, загорелся портовый терминал завода «Новатэк» в городе Усть-Луга. Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко сообщил, что в результате случившегося никто не пострадал, однако причину пожара глава региона не уточнил. А Минобороны РФ сообщило о том, что якобы была предотвращена атака БПЛА на морской порт Усть-Луги. Впрочем, многочисленные видео свидетельствовали об обратном. Местные телеграмм-каналы написали, что в результате атаки БПЛА было повреждено крупное газохранилище. Факт пожара на газохранилище подтвердила и пресс-служба компании «Новатэк», написав, что «технологический процесс на предприятии остановлен, возгорание, по предварительным данным, стало следствием внешнего воздействия, оценка ущерба будет произведена позднее». Что произошло в балтийском портовом терминале России и насколько болезненна эта потеря для страны-агрессора, читайте в материале «Апострофа».
Шойгу, где ПВО?
Первым о взрывах в Усть-Луге сообщило петербургское интернет-издание «Фонтанка». В публикации говорилось, что два беспилотника были замечены на подлете к Санкт-Петербургу примерно в 1:00 по московскому времени. Уже перед городом БПЛА резко сменили курс и направились в сторону Кингисеппского района Ленинградской области, где расположены терминалы порта Усть-Луга. Потом об атаке беспилотников начали сообщать жители Усть-Луги и другие российские Telegram-каналы. «Когда взрывается, земля дрожит», — сообщали очевидцы пожара в порту.
Затем в информпространство вышел губернатор Ленобласти Александр Дрозденко и сообщил, что возгорание на терминале локализовано. Диспетчерская служба района отметила, что в результате атаки БПЛА были повреждены две цистерны и насосная станция. Атаку беспилотников на терминал косвенно подтвердила и компания «Новатэк», которой этот терминал принадлежит.
Как написала та же «Фонтанка», у причала «Новатэка» в момент атаки беспилотников находились три судна – из Бельгии, Омана и Ливии. После взрывов танкеры были вынуждены уйти в море, подальше от порта.
Читайте: Завод компании «Новатэк» прекратил работу: новые детали атаки в Усть-Луге
К середине дня в СМИ появилась информация, что за атакой на балтийский портовый терминал стоит СБУ. Стоит отметить, что расстояние от Украины до атакованной дронами Усть-Луги достигает почти 900 километров по прямой линии от Черниговской области. В российском Z-сообществе сразу же поднялась волна «зрады». Там задались вполне резонным вопросом: «Где же было ПВО?».
Российский анонимный телеграм-канал по этому поводу написал, что беспилотники несколько дней назад уже примерялись к терминалу в Усть-Луге.
«БПЛА спокойно долетел куда надо и нанес удар в 15 метрах от одного из самых крупных резервуаров с нефтепродуктами, который в тот момент был полон. То, что тогда не случилось гигантских взрыва и пожара, удачное стечение обстоятельств. Однако, наверху дали понять, что ничем помочь не могут, средств ПВО на все объекты города не хватает. Взамен категорически запретили распространяться об опасности и дали отмашку делать вид, что все хорошо», — говорится в публикации.
Через несколько дней, 21 января, по словам канала, была осуществлена успешная спецоперация, в ходе которой БПЛА ударил по морскому порту Усть-Луги. Инсайдеры также утверждают, что силы ПВО в течение трех часов через спецоборудование наблюдали, как воздушные цели летали над Санкт-Петербургом и Ленинградской областью, но сбить их было нечем.
Чем ценен терминал в Усть-Луге
«Усть-Луга – морской порт государственной важности», — так характеризовали этот объект в российских СМИ. И это на самом деле так.
«Усть-Луга – крупнейший российский порт на Балтийском море и второй в РФ после Новороссийска. Этот порт по итогам 2023 года занимает абсолютное 1 место на Балтике – грузооборот 112,5 млн тонн (45,3% от общего). Далеко позади остальные – Приморск – 63,1 млн т, Большой порт Санкт-Петербург – 49,6 млн т, Высоцк – 12,8 млн т. Для сравнения: Новороссийск показал 161,4 млн т. А в целом русские порты Балтийского моря в 2023 году заняли 2 место после портов Черного и Азовского морей по показателю «перевалка наливных грузов«, — отметил экономист, главный редактор BlackSeaNews Андрей Клименко.
На официальном сайте порта сказано, что многопрофильный терминал может принимать 1100 вагонов в сутки. У него 5 глубоководных причалов. Терминал включает в себя комплекс по перевалке навалочных и генеральных грузов, комплекс по перевалке зерновых и пищевых грузов и нефтеналивные терминалы.
Кроме того, в Усть-Луге находится крупный нефтехимический завод компании «Новатэк». Он перерабатывает газовый конденсат, конечные продукты – нефть, керосин, дизельная фракция и мазут. Оттуда же через собственный терминал компании в порту продукция грузится на суда и отправляется на экспорт.
В прошлом году «Новатэк» переработал на комплексе 7 млн тонн стабильного газового конденсата в топливо.
Владелец «Новатэка» олигарх Леонид Михельсон известен тем, что является фактическим «кошельком» Владимира Путина. После начала полномасштабного военного вторжения России в Украину он был включён в санкционные списки Великобритании, Канады, Австралии, Новой Зеландии и Украины как «близкий соратник режима» Кремля. Его структуры финансируют добровольческие батальоны российской армии, воюющие в Украине.
Результативные санкции
«Атака на терминал в Усть-Луге – эта самые результативные индивидуальные и секторальные санкции, которая Украина накладывает на РФ самостоятельно», — заметил бывший сотрудник СБУ Иван Ступак.
Такие «санкции», по словам Ступака, важны по следующим причинам:
1. Это топливо для военной техники РФ.
2. Это топливо для гражданских, что создает не супер-супер, но напряжение на внутреннем рынке РФ, а чем больше турбулентности в РФ, тем лучше для нас.
3. Это экспортная выручка, которая идет на финансирование войны плюс закупка подсанкционных товаров для ВПК;
4. Это потеря готовой продукции и недополученная прибыль и налоги в бюджет агрессора;
5. Это дополнительные существенные и непредвиденные расходы на восстановление поврежденной инфраструктуры НПЗ.
«А ведь никто и не говорит, что через 1-3 месяца, когда НПЗ восстановят, туда снова не прилетит очередная партия наших беспилотников«, — резюмировал Иван Ступак.
Впрочем, по мнению экспертов, восстановление – а значит, и работа НПЗ в порту – может затянуться. Дело в том, что был уничтожен (или существенно поврежден) ключевой компонент производственного цикла терминала: новейший комплекс гидрокрекинга, построенный в 2022 году и позволивший увеличить глубину переработки стабильного газового конденсата в светлые нефтепродукты с более высокой добавленной стоимостью. Фактически речь идет о ключевой части терминала, который ориентирован на экспорт и приносил российской казне столь нужные ей для продолжения войны деньги. Учитывая, что техника использована в основном западная, по мнению экспертов, ремонт инфраструктуры в Усть-Луге может оказаться крайне сложной и дорогой задачей для россиян.
Читайте также: Российская нефть под ударом: новые подробности атаки на порт Усть-Луга в России