Опасное обострение: какие риски несут политические войны в Украине/В новом году украинской власти придется принимать неудобные решения, которые откладывались до последнего
Украина вступила в непростой 2024 год. По уровню рисков его сравнивают с годом открытого вторжения Кремля в нашу страну, но в целом предстоящие 12 месяцев, невзирая на определенную политическую неопределенность и турбулентность, будут временем экзистенциального противостояния со страной-террористом. И хотя вбросы в информационном пространстве о возможных «переговорах» в последнее время активизировались, стоит понимать, что Украина не собирается капитулировать, а кремлевского диктатора не устроит никакой «промежуточный» результат, при котором Киев продолжает контролировать существенную часть страны, а легитимное правительство ведет диалог с Западом по широкому кругу вопросов, включая интеграцию в ЕС и НАТО. Во внутренней политике все будет менее определенно. Какие политические процессы будут наиболее актуальны в новом году, читайте в материале «Апострофа».
Обострение политической конкуренции
В 2024 году в Украине может усилиться политическая конкуренция, похожая на ту, что была заметна осенью и в декабре 2023 года. Политические игроки, с одной стороны, устали от ограничений военного времени, а с другой – на фоне проблем и скандалов с мобилизацией в парламенте наметилась явная оппозиция в лице «Европейской солидарности» и «Батькивщины».
«В 2022 году между основными политическими игроками (без учета пророссийских сил, конечно) действовал некий «пакт о ненападении», но в 2023 году его действие завершилось. Нельзя сказать, что к нам вернулся прежний уровень политической активности, но условно теплой внутриполитической «ванны» для Банковой в 2024 году уже не будет«, — говорит «Апострофу» глава Центра исследований проблем гражданского общества Виталий Кулик.
Напряженность и неопределенность станут ключевыми особенностями нового политического сезона. Особенно в ситуации, когда западные партнеры смещают фокус своего внимания с победы Украины в войне на усиление ее позиций на возможных переговорах с Кремлем. Правда, в 2024 году также неясно, как именно Запад намерен затягивать Кремль в переговорный процесс. Для этого россиянам нужно нанести ощутимое поражение на фронте, после которого в Украине станет еще меньше желающих «договариваться». Их и сейчас, как показывают соцопросы, особо нет.
Читайте: Всё на волоске: куда катится мировая «колесница»
Риски для Банковой могут возникнуть в случае серьезных осложнений на фронте и, в самом негативном случае, если в результате череды выборов в США и ЕС к власти придут политики, которые будут настаивать на «заморозке» конфликта.
Трения по линии Зеленский-Залужный
Во второй половине 2023 года украинские и зарубежные медиа активно обсуждали напряжение между политическим и военным руководством страны в лице президента Владимира Зеленского и главкома ВСУ Валерия Залужного. Основными факторами напряженности стали результаты летнего контрнаступления и необходимость в усилении мобилизации.
Пока все идет к тому, что в 2024 году трения сохранятся, но открытый конфликт между Банковой и Генштабом, который бы вылился в отставку Залужного, маловероятен. В том числе и потому что, активное муссирование этой темы никому невыгодно (кроме сторонников Петра Порошенко и Юлии Тимошенко), так как ведет к разделению общества, играя на руку Кремлю.
К тому же снятие Залужного с должности может стать негативным сигналом для Запада, не говоря уже о том, что это автоматически откроет ему дорогу в политику.
У такого подхода есть и негативная сторона, когда Банковая, Генштаб, Кабмин и депутатский корпус продолжат перекладывать друг на друга ответственность за непопулярные решения, хотя в реальности своя доля ответственности лежит на них всех.
«Пора уже снять розовые очки и воспринимать вещи и процессы такими, какие они есть. Конечные решения по мобилизации принимают Кабмин (Минобороны) и парламент, который голосует. Но запрос, сколько нужно вооружений, боеприпасов и людей – формирует Генштаб, исходя из собственных потребностей. Конкретные цифры составляют военную тайну, и военные их не озвучивают на законных основаниях, но при этом кивают на парламент. С другой стороны, мобилизационные объемы, сколько людей командование просит в месяц, которые озвучивали некоторые «слуги» – все это не на пустом месте появилось«, — говорит Виталий Кулик.
Выборы: вероятность небольшая
Обсуждаемые на 2024 год президентские и парламентские выборы, если нынешние тенденции сохранятся, в новом году все же маловероятны. Хотя с президентскими выборами неоднозначности меньше. Просто в силу того, что Конституция не содержит отдельных оговорок относительно их проведения в условиях военного положения.
«Тема выборов приобрела некий полуконспирологический характер. Даже если и отталкиваться от «конспирологических» предположений, то более вероятными в 2024 все же выглядят именно выборы президента, но и они могут быть назначены только в силу неких сложных внутренних и внешних факторов. Не исключено, что Банковая если и пойдет на президентские выборы, то в рамках подтверждения мандата доверия, ведь в Конституции нет ограничений относительно того, что выборы президента не могут проводится в условиях военного положения«, — говорит «Апострофу» политический эксперт Владимир Фесенко.
Чисто технически для проведения выборов на весну 2024 года власти в ноябре-декабре 2023 года следовало бы проделать большую подготовительную работу: внести правки в закон о военном положении (голоса бы нашлись), выделить финансы, изменить проект бюджета на 2024 год, обновить данные по Реестру избирателей, ввести новые процедуры, учитывая реалии военного времени. Пока же известно, что в бюджет на новый год заложена определенная сумма для нужд Центральной избирательной комиссии.
Не исключено, что Банковая таком образом держит ЦИК на «низком старте», хотя на словах президент Зеленский против проведения выборов.
«Конституция не содержит прямого запрета на проведение выборов президента в условиях военного времени. Относительно парламентских такие ограничения есть, но именно во время действия военного положения. То есть для старта избирательной кампании президенту достаточно не обращаться в парламент для очередного продления военного положения. Например, сейчас военное положение действует до 14 февраля 2024 года. Другое дело, что власти в нынешних условиях выборы невыгодны, так как такого монобольшинства в Банковой уже не будет«, — говорит «Апострофу» судья Конституционного суда (в 2006 – 2015 годах) Виктор Шишкин.
Если проводить выборы, то политические эксперты внутри Украины и за ее пределами высказывают обеспокоенность по поводу демократического будущего нашей страны: электоральный процесс затруднен наличием оккупированных территорий, активного перемещения граждан внутри страны, массовым выездом беженцев в ЕС. До открытого вторжения отдельные представители «Слуги народа» не исключали, что очередные парламентские выборы могут пройти «в смартфоне». В 2023 году такие предложения от власти и ее сторонников в открытую уже не звучали.
«Даже если брать во внимание развитые европейские государства, то там голосование через интернет – это, скорее, дополнительная опция, а не основной механизм. У нас общество традиционно не доверяет такого рода техническим «новациям», сомневаясь в их прозрачности и достоверности. Еще многие помнят историю с «транзитными серверами» Януковича. Следующий момент – как обеспечить безопасность работы избирательных участков? РФ гарантированно будет пытаться сорвать голосование при помощи террора ракетами и ударными БПЛА«, — говорит «Апострофу» политический эксперт Петр Олещук.
Мрачные перспективы Кабмина
Впрочем, могут произойти и другие кадровые решения без проведения выборов. В условиях политического, социального и экономического давления со стороны оппонентов, Офис президента может решиться провести обновление состава Кабинета министров. К тому же стоит честно признать, что и до открытого вторжения Кабмин контролировался президентской вертикалью за счет парламентского монобольшинства, а после февраля 2022 года он и вовсе превратился де-факто в «департамент» ОП.
В 2024 году перестановки могут затронуть как отдельные министерства, так и самого премьера Дениса Шмыгаля, который на посту находится почти четыре года, что для украинских реалий само по себе долго.
Перестановки в Кабмине могут рассматриваться как возможность для президента Зеленского снять общественное напряжение, а также для проведения реорганизации с целью перевода части экономики на военные рельсы. Без этого, как отмечают наблюдатели, нам будет проблематично наладить полноценное производство собственных вооружений.
«Перезагрузка Кабмина, включая и смену премьера, не просто возможна, а необходима в силу многих причин. В том числе много вопросов относительно развития отечественного ВПК и производства вооружений. Шесть САУ «Богдана» в месяц, конечно, лучше, чем ноль, но явно не столько, сколько нужно фронту. Вместо необходимых стране и армии решений мы видим странную кабминовскую «стратегию по доходам», которая сводится к тотальной фискализации и ограничениям для населения и бизнеса«, — говорит «Апострофу» политический аналитик, эксперт по ракетным вооружениям Александр Кочетков.
С другой стороны, Денис Шмыгаль в силу личностных и профессиональных качеств попросту не имеет явных конкурентов.
«Вот именно проблема в том и заключается, что Банковая может до последнего тянуть с отставкой удобного для нее премьера, который послушен и вообще не имеет политических амбиций. Увы, плохая новость в том, что власть, если и пойдет на полную перезагрузку Кабмина, то только в ситуации, когда жареный петух уже всех заклюет«, — добавил Александр Кочетков.
В итоге наиболее реалистичный прогноз, что изменения в правительстве затронут только отдельных министров. Такие перестановки будут проводится под лозунгом «разделения ответственности», когда портфели получат представители политических сил и кругов, отдаленных от «Слуги народа», но не стремящихся к конфликту с Банковой. Как пример, можно напомнить, что нынешний министр обороны Рустем Умеров является выходцем из «Голоса». Вариант, что министерские должности могут получить представители «Европейской солидарности» или «Батькивщины», которые сейчас активно пиарятся на теме ужесточения мобилизации, маловероятен.
Подводя итоги, можно сказать, что во внутриполитическом плане 2024 год может стать периодом условной неопределенности. Как и последние пару лет многое будет зависеть от ситуации на фронте.
Читайте: Дипломатия и бизнес: как Украина расширяет свое присутствие в Африке