Минздрав отдал фармкомпаниям право решать, какие лекарства нужны украинцам – экономист
Опубликованный Министерством здравоохранения список препаратов, на которые с 1 марта 2025 года должны снизиться цены на 30%, вызвал немало вопросов. Как оказалось, его формировали не врачи, а сами производители. Такой подход выглядит как уступка интересам фармкомпаний, а не забота о пациентах.
Об этом заявил экономист Алексей Кущ.
«Кажется, что производители с помощью лоббизма просто сформировали наиболее выгодный для себя «список». Например, в этом списке нашлось место для девяти видов аскорбинки и препаратов «эффекта плацебо», которые «лечат» только очень здоровых людей. Зато ни одного жизненно важного препарата для хронически больных людей в списке нет. Почему скидки предоставляются не на препараты, реально нужные людям?», – отмечает Кущ.
По его словам, государство должно сделать акцент на поддержке пациентов с сердечно-сосудистыми болезнями, диабетом, онкологией или хроническими заболеваниями печени, ведь такие пациенты нуждаются в лекарствах на постоянной основе. В то же время снижение цен произошло на те препараты, на которые «не жалко» сделать скидку, что выгодно прежде всего производителям.
Экономист отмечает, что список лекарств для снижения цен должны формировать врачи вместе с пациентами и Министерством здравоохранения, с учетом реальных потребностей пациентов.
«Выглядит так, что этот список создан лишь с целью отрапортовать «наверх» о «снижении цен на лекарства», о необходимости которого говорил недавно президент. Минздрав в этой ситуации просто самоустранился, отдав функцию определения направлений социальной поддержки «руке рынка», т.е. производителям. Но не должны ли именно врачи вместе с потребителями и Минздравом определять, какие лекарства являются критически важными для пациентов и на какие препараты ввести соответствующие скидки? Тем более что такие механизмы определения в виде независимого опроса врачей и пациентов достаточно легко провести”, — считает Кущ.
Он добавил, что Министерство должно защищать интересы пациентов, а не бизнеса.