Коалиция ради победы: сколько нужно Украине F-16 для полного счастья/Ряд ключевых европейских стран занялись закупкой западных самолетов для ВСУ
То, чего Украина ждала много месяцев, свершилось. Во вторник, 16 мая, премьер-министр Великобритании Риши Сунак и глава правительства Нидерландов Марк Рютте заявили о создании международной коалиции по закупке для Украины истребителей F-16. Великобритания также обязалась готовить украинских летчиков. О готовности обучать украинских летчиков-истребителей «прямо сейчас» заявил и президент Франции Эмануэль Макрон. Создание так называемой «коалиции истребителей» стало реальностью после официальных визитов президента Украины Зеленского в Италию, Германию, Францию и Великобританию. О том, когда Украина может получить западные истребители и почему европейские страны все же приняли такое решение, читайте в материале «Апострофа».
История повторяется
История создания «коалиции истребителей» напоминает историю с передачей Украине западных танков и тяжелой бронетехники. В конце прошлого года наша страна долго просила об этом оружии западных партнеров. Сначала нам отказывали, но в конце концов Британия в январе первой объявила о передаче своих танков Challenger, и дальше механизм поставок танков сдвинулся с мертвой точки. Потом пошли американские Abrams, а затем и немецкие Leopard. С истребителями вышло точно также.
Читайте также: Танки Abrams для ВСУ: бочка меда с чайной ложкой дегтя
Еще в марте в комментарии «Апострофу» эксперт-международник Алексей Кафтан отмечал, что Украина все же получит истребители и это произойдет по аналогии с танками. «Я предполагаю, что может повториться ситуация, как с танками. Какая-то страна нам первой даст самолеты, а потом подтянутся и другие», – сказал тогда эксперт.
И здесь инициатором снова стала Британия.
«Британия занимает первое место по решительности, — говорит в комментарии «Апострофу» военно-политический обозреватель группы «Информационное сопротивление» Александр Коваленко, — Британцы действуют самостоятельно и без бюрократических проволочек, как это происходит в других странах Европы. И не удивительно, что Британия стала во главе инициативы с истребителями».
Как стало известно, к инициативе Британии уже присоединились Нидерланды и Франция.
«Авиационная коалиция сформируется в этом году. А когда конкретно западные самолеты с нашими пилотами будут контролировать украинское небо, это требует дополнительного ответа. Но когда сформируется коалиция, все будет происходить очень быстро», – отметил в телемарафоне министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба.
«Первые самолеты мы получим тогда, когда у нас будут готовы пилоты, когда все будет согласовано с аэродромами. Это вторая половина 2023 – до конца 2023 года в лучшем случае», – отметил Александр Коваленко.
Сдвиг со стороны НАТО
То, что «коалиция истребителей» создана – большой сдвиг со стороны НАТО, считает политолог Виктор Небоженко.
«Здесь главное слово «коалиция», которое означает объединение усилий разных стран в борьбе с агрессией против Украины, — говорит в комментарии «Апострофу» политолог, — Говоря простым языком коалиция – это сожительство с определенной целью, это не союз, как допустим альянс. И НАТО нашло такую форму сотрудничества с Украиной».
По мнению Виктора Небоженко, создание коалиции истребителей – тяжелый удар по России со стороны НАТО.
«Северо-атлантический альянс постоянно подчеркивал, что он не воюет с Россией, но вот теперь он показывает, что воюет его оружие и НАТО России не боится», — говорит эксперт.
По словам Виктора Небоженко, в НАТО пришли к выводу, что войну нужно как можно быстрее заканчивать победой Украины.
«Созданием коалиции истребителей Запад показывает, что он не оставит нас и после войны, поскольку взялся готовить наших пилотов, а это довольно длительный процесс», — говорит эксперт.
О том, что в сознании лидеров западных стран произошел заметный сдвиг говорит и Александр Коваленко.
«Вспомните, как в прошлом году наши западные союзники тянули с поставками оружия. НАТО реально боялась войны с Россией и считала российскую армию второй армией мира. Теперь же миф о второй армии рухнул. Миф о каких-то красных линиях Путина тоже рухнул. Поэтому Запад будет нам давать и танки, и самолеты», — отметил он.
Истребители и контрнаступление
Впрочем, судя по всему, в передаче нам современных военных самолетов может возникнуть ряд нюансов. К примеру, базироваться истребители, вероятнее всего, будут на аэродромах стран, граничащих с Украиной.
«Но нужно понимать, что эти самолеты не будут использованы в контрнаступлении, — говорит Александр Коваленко, — Сначала нужно подготовить необходимое количество пилотов, а на это уйдет полгода. Мы с контрнаступлением столько времени ждать не можем».
Политолог Виктор Небоженко также считает, что украинские истребители в целях безопасности будут расположены на аэродромах стран-членов НАТО, имеющих общие границы с Украиной, но получить их мы сможем значительно быстрее.
«Самолеты будут вылетать, допустим, из Румынии, Болгарии, Польши и принимать участие в боевых действиях. Не исключаю, что вести эти истребители будут иностранные летчики, вступившие добровольцами в ВСУ. У нас нет времени на длительную подготовку своих пилотов», — резюмировал политолог.
Процесс передачи Украине современных военных самолетов запущен, и это главное. А чтобы этот процесс шел быстрее, Британия предлагает помощь странам, которые готовы поставить Украине истребители.
«Если мы получим 2-3 эскадрильи F-16, то будем иметь возможность осуществлять серьезное огневое влияние по позициям врага. Особенно дальнобойным ракетным оружием. И мы даже не будем заходить в зону риска», – подчеркнул Александр Коваленко.
Подтверждают данные расчеты и в Минобороны. Там, отвечая на запрос журналистов «Громадського», рассказали о том, сколько нужно F-16.
«Передача нескольких единиц этой техники (F-16 — «Апостроф».) не даст желаемого эффекта… Например, 2-3 эскадрильи F-16 (более 30 самолетов — «Апостроф») сегодня бы существенно повлияли на ход боевых действий — это бы полностью изменило ситуацию на фронте», — сообщили в Минобороны.
Читайте также: Не только ЗРК «Куб»: что еще могут получить ВСУ от Чехии