"Горячая картошка" по-президентски: что может спасти Зеленского от крупных неприятностей/Владимир Зеленский начал использовать принцип детской игры
Глава государства Владимир Зеленский, похоже, вовсю начал использовать принцип детской игры «горячая картошка». А условной «картошкой» у президента служат принимаемые Банковой решения, которые призваны переключать внимание от регулярных провалов власти.
Одним из примеров такой игры стало применение 26 октября на Донбассе турецких беспилотники Bayraktar. Безусловно, они показали свою высокую эффективность, уничтожив одно из российских орудий. Впрочем, этот шаг был лишь тактическим: эксперты давно утверждают, что такую авиационную технику нужно распространить по всей линии фронта на юго-востоке страны, что позволит украинским военным применить принцип, который очень любят россияне – «на силу отвечать силой».
После того, как утихли восторженные речи по поводу своевременного применения беспилотника и раздраженные угрозы со стороны Кремля, остался вопрос – почему такое эффективное оружие не применяли раньше, проявляя крайнюю осторожность, вплоть до запретов открывать огонь в ответ оккупантам? Кажется, ответ довольно прост: в последнее время Банковая критически нуждается в победных кейсах, ведь дела у нее идут далеко не лучшим образом: рейтинги президента и «слуг» падают, показатели заболевших и умерших в новую волну ковида нагоняют ужас, да и энергокризис на пороге: угля на складах мало, а импортировать ток з России и Беларуси мы не сможем. Словом, нужно срочное переключение внимания украинцев, и применение «Байрактаров» оказалось как нельзя кстати.
Вместе с тем, обсуждение событий на Донбассе продлилось несколько дней, и негатив в инфопространстве снова вышел на первый план. В ОП решили продолжить игру в «картошку», и в очередной раз анонсировали перестановки в правительстве, которые, видимо, должны стать катализатором выпуска социального пара.
Озвучил планы власти глава фракции «Слуга народа» Давид Арахамия. Выступая в эфире одного из телеканалов, он сообщил, что на следующей пленарной неделе, которая продлится 2-5 ноября, парламент рассмотрит как минимум четыре кадровых вопроса. По словам Арахамии, нардепы точно рассмотрят вопросы увольнения министра защиты окружающей природной среды и природных ресурсов Романа Абрамовского, а также министра обороны Андрея Тарана. При этом критерии назначения и снятия с министерских должностей остаются неясными и не озвучиваются, ходят слухи о перемещении топовых «слуг» с одних позиций на другие. То есть, за провалы в работе никто не ответит, а создается иллюзия изменений во власти.
Тем не менее, бесконечно забрасывать неудачи и провалы при помощи постоянного отвлечения внимания не удастся – не решаются действительно ключевые проблемы государства, как-то уже упоминавшийся выше энергокризис, в котором заинтересованы некоторые из богатейших украинцев.
Вместо того, чтобы играть с переключением внимания общества, у Зеленского могли бы пойти по более трудному пути, но результаты от него измерялись бы точно не десятком-другим статей на онлайн-ресурсах да пустыми обсуждениями на телеэфирах.
Речи идет том, чтобы превратить украинских олигархов в обычных крупных бизнесменов. бъявив о «деолигархизации», Зеленский не сделал ни одного реального шага — кроме показухи — чтобы реально успокоить крупнейших монополистов страны. Это при том, что во власти есть понимание, чем и как мешают Украине олигархи.
«Узкая группа заинтересованных лиц, в большинстве своем это олигархи, много лет пытается консервировать ситуацию в стране, развивая собственный бизнес, но создавая барьеры для вхождения в бизнес для других. Ради этого они используют политические связи, медиаресурс, чтобы блокировать развитие ситуации. Выходит, что защита прав собственности – то, чего хочет бизнес – нормальная судебная система, эффективная борьба с коррупцией, конкуренция, демонополизация экономики, уменьшение барьеров для ведения бизнеса – блокирует как раз эта группа», – говорит советник президента Олег Устенко.
Вне всяких сомнений, олигархи стоят «широким фронтом», действуя по многим направлениям. Но это совсем не значит, что нужно создавать для борьбы против них специальное законодательство и вести списки олигархов, подвязывая под это СНБО. Не нужно выдумывать «велосипед». Для проведения судебной реформы, ведения полноценной работы антикоррупционной инфраструктуры, демонополизации экономики и развития конкуренции, по сути, есть вся необходимая законодательная база.
В частности, всеми необходимыми полномочиями обладает важнейший госорган — АМКУ. Именно он призван мешать созданию монополий в энергетике, рынке химудоборений и того же природного газа. Антимонопольный комитет легко бы поставил на место Дмитрия Фирташа, Игоря Коломойского, Рината Ахметова и других олигархов. И это, безусловно, дало бы выгоду власти сразу по нескольким направлениям: прогресс в развитии экономики, падение цен на ресурсы, да и, чем черт не шутит, повышение рейтинга власти. Но для таких действий, безусловно, нужна сильная политическая воля. А таланта снимать ролики и отвлекать внимание при помощи разных инфорповодов тут, увы, недостаточно…