Денег нет, но вы воюйте: почему задыхается наш оборонный комплекс/Численное увеличение армии не означает, что это улучшит ее качество
Президент Владимир Зеленский инициировал увеличение численности Вооруженных сил за счет создания войск территориальной обороны. Вместе с тем за кадром остались ряд вопросов, имеющих критическое значение для обороноспособности государства. Среди них — пересмотр системы оборонного заказа и связанный с ним финальный этап реформирования ВПК. Оборонный заказ утверждается до сих пор — через полгода после начала календарного года. Вдобавок вечная нехватка денег вынуждает Минобороны отказываться от заказов, что приводит к тому, что стратегические предприятия останавливают работу. Как именно экономические и административные неурядицы сказываются на отечественной оборонке, читайте в материале «Апострофа».
Новые войска
Комитет Верховной Рады по вопросам нацбезопасности и обороны рекомендовал парламенту принять за основу два «оборонных» законопроекта, предложенных президентом Владимиром Зеленским. Один из документов предполагает увеличение численности украинской армии.
«По результатам рассмотрения комитетом проекта Закона об основах национального сопротивления (№5557) и проекта Закона о внесении изменения в статью 1 Закона Украины «О численности Вооруженных Сил Украины» относительно увеличения численности Вооруженных Сил Украины в связи с принятием Закона Украины «Об основах национального сопротивления «(№5558) Комитет принял решение рекомендовать Верховной Раде принять оба законопроекта за основу», — сообщили в пресс-службе парламента.
Глава государства в конце мая подал в Верховную Раду указанные два проекта, отметив их как неотложные. Законопроект №5558 предусматривает увеличение численности ВСУ до 261 тыс. человек. Из них 215 тыс. составляют военнослужащие. На данный момент, согласно закону, численность армии не может превышать 250 тыс. человек.
«Законопроектом предлагается на законодательном уровне увеличить численность Вооруженных сил Украины на 11 тыс. военнослужащих для обеспечения функционирования отдельного рода сил Вооруженных сил Украины — Сил территориальной обороны, а также дальнейшего развития системы сопротивления», — сказано в пояснительной записке к проекту.
Вместе с тем, как отмечают отечественные эксперты, болезненный «финансовый вопрос» может нивелировать эффект от принятия вышеназванных президентских законопроектов.
«Затея в целом правильная, но многое зависит от финансирования и реализации. Указанные 11 тыс. военных нужно где-то размещать, обеспечивать питанием, амуницией, оружием (пусть даже легким), вести боевую подготовку. На все это нужны деньги. Хватит ли тех денег, которые на это выделят? Минобороны обяжут пересмотреть расходы, изыскать средства. Хотя само министерство у нас сидит на «сухом пайке», получая около 50-60% от требуемых средств. Судя по всему, никто такие нюансы не просчитывал», — отметил в комментарии «Апострофу» военно-политический эксперт Николай Белесков.
«Оборонный провал»
Отсутствие денег на войска территориальной обороны — лишь один из эпизодов в череде финансово-экономических неурядиц, с которыми сталкиваются ВСУ и оборонный комплекс в целом. Проблем много, но все они сводятся к двум факторам: вечная нехватка денег на фоне общего экономического спада; административный бардак, когда чиновники не могут последовательно спланировать расходы на армию и вооружения при разработке государственных программ.
«У нас сложилась глупая, если не сказать грубее, система стратегического планирования. Государственный оборонный заказ в лучшем случае утверждает через 5-6 месяцев после начала года, хотя должно быть с точностью до наоборот. В 2020 году, когда разрабатывали новый Бюджетный кодекс, туда закладывали нормальные вещи: сначала разрабатываются необходимые мероприятия и программы, потом просчитывается, сколько на это нужно денег и только после утверждается бюджет. Но осталась старая формула: сначала бюджет, а потом на его основе разрабатывают или перекраивают программы, вырезая из них целые куски. В итоге оборонные программы теряют системность и не координируются между собой», — рассказал в комментарии «Апострофу» директор военных программ «Центра Разумкова» Николай Сунгуровский.
Предприятия ОПК вынуждены идти на различные административные ухищрения, дабы получить заказы от Минобороны.
«Оборонным предприятиям приходится выкручиваться, подписывая так называемые «переходные контракты». Некоторые делают это весьма успешно. НПК «Искра» получает достаточно большие заказы. КБ «Луч» подписало контракт на создание первого дивизиона ракетных комплексов «Нептун». Но мы также видим задержки в конструкторских роботах и государственных испытаниях. Например, «Ольху-М» (ракетный комплекс, подробнее о котором будет сказано ниже — «Апостроф») должны были принять на вооружение в первом квартале этого года, но не сложилось. Ожидается, что до конца текущего года ее все же примут», — сказал в беседе с «Апострофом» глава Центра исследований армии, конверсии и разоружений Валентин Бадрак.
Замороженная «Ольха»
Ракетный комплекс с корректируемым боеприпасом «Ольха» — типичный пример того, как крайне нужный для защиты страны проект откладывается в дальний ящик из-за нехватки денег, непродуманных управленческих решений и отсутствия у государства стратегического видения. «Ольху» разработали на базе советской реактивной системы залпового огня 9К58 «Смерч», приняв на вооружение в 2018 году. «Ольху-М» — более дальнобойная модификация, способная поражать противника на расстоянии до 120 километров.
«Ольху» можно назвать крайне удачным проектом отечественной оборонки. Ракетный комплекс был разработан и успешно испытан за два с половиной года. Увы, пока военные не воспользовались этими наработками. В конце прошлого года главком ВСУ генерал Руслан Хомчак сообщил, что на складах лежат 98 корректируемых ракет «Ольха» для РСЗО БМ-30 «Смерч», но выделенных на оборону денег хватает, в первую очередь для того, что необходимо для ведения боевых действий на Донбассе. Ракетная система калибра 300-мм в перечень необходимого не входит. В результате бюджетные ограничения влияют на государственный оборонный заказ, оставляя за бортом «Ольху» и другие перспективные проекты. Предприятия, выпускающие такую продукцию, обречены на остановку производственных мощностей. Получается, что проекты, в которые уже вложили бюджетные миллионы, фактически замораживаются, а люди, которые занимаются этим производством, оказываются на улице.
Яркий пример — Павлоградский химзавод, который является одним из смежных предприятий в производстве компонентов для ракет «Ольхи». Как сообщали СМИ, это уникальное предприятие остановило работу. Данный химзавод, занимаясь производством ракетного топлива новых типов, играет также важную роль в программах по модернизации ПЗРК «Стрела-2М» и ПЗРК «Игла», ракет класса «воздух-воздух» Р-27, а также ракет «Тайфун» для РСЗО. Химзавод участвует в развертывании производства весьма нужных для армии 152-мм артиллерийских снарядов.
Ныне предприятие ОПК, имеющее стратегическое значение, из-за отсутствия заказов оказалось в долгах и фактически остановило работу.
Что делать?
Примерно такие же проблемы возникли на запорожском госпредприятие «Радиоприбор» и львовском государственном заводе «ЛОРТА», которые так и не получили заказы от Минобороны. «Радиоприбор» оказался без заказов, так как его продукция (радиостанции советского образца) стала не нужна на фоне американского импорта.
Дальнейшие планы правительства также не вселяют оптимизма. Если исходить из бюджетной декларации на 2022-2024 годы, одобренной Кабмином, то оборонному комплексу придется готовиться к дальнейшим сокращениям.
Согласно документу, расходы на оборону в следующем году составят 270,7 млрд гривен, на 2023 год – 299,7 млрд, а в 2024 – 332,5 млрд. Указанная сумма существенно меньше той, которая предусматривалась президентским указом от 25 апреля 2019 года. Получается, что Украина, будучи воюющим государством, сокращает расходы на оборону. В таких условиях эффективно перевооружать и обеспечивать войска будет крайне сложно.
Выход только один — развивать экономику. Для сравнения, Германия и Япония тратят на оборону около 1% ВВП, имея при этом боеспособную армию и военный флот. Украина расходует на эти нужды в пределах 2,8-3% от валового внутреннего продукта, но учитывая размеры нашей экономики, мы все равно отстаем не только от ведущих государств, но и ближайших соседей.
«Польша, имея армию в пределах 123 тыс., тратит на оборонные нужды и перевооружение около 3-4 млрд евро. У нас при численности ВСУ в пределах 250 тыс. максимальный показатель расходов не превышает 1 млрд долларов», — говорит Валентин Бадрак.
Основная проблема заключается в том, что на экономика растет медленно, а воевать нужно уже сейчас. Единственный выход в такой ситуации, как отмечают специалисты, заключается в пересмотре системы оборонного заказа и в установлении технических приоритетов для усиления ее боеспособности. Войска территориальной обороны стране необходимы, но ударные ракетные комплексы и роботизированные (беспилотные) ударные системы все же нужнее. К тому же, можно, создавая терроборону, сократить другие подразделения Вооруженных сил, высвободив ресурсы на перевооружение нашей армии. В том числе, вложить средства в высокоточное и мощное оружие. Но, похоже, власть оценивает эффективность нашей армии исключительно по количественному показателю.