Чуда не случилось: итоги визита Зеленского в Германию/Фон встречи с Меркель нельзя было назвать радостным
Двусторонние отношения Украины и Германии сейчас не в самом лучшем состоянии. Со стороны Берлина все меньше внимания к Украине. А со стороны Киева многовато странных претензий и мало конструктива. Поэтому отношения между Украиной и Германией до встречи президента Владимира Зеленского и канцлера Ангелы Меркель сложно назвать радужными. Да и после встречи, пожалуй, тоже.
С «формулы Штайнмайера» почти два года назад началось постепенное осознание президентом Зеленским особенностей и текущего момента внешней политики Украины. Маневры вокруг ее, формулы, имплементации, похоже, показали, что продолжение безрезультативной, но относительно безопасной внешней политики предыдущего президента будет оптимальным решением. С тех пор наша внешняя политика живет привычным набором лозунгов.
С учетом этого встреча президента Зеленского с президентом Штайнмайером во время его двухдневного визита в Германию, конечно, символична – даже если на ней не говорили о знаменитой формуле. Внешняя политика Украины описала круг и оказалась в новых геополитических реалиях. Германия в них остается важным фактором.
Эпоха Меркель уходит. Позиция канцлера была определяющей в определении не только политики Германии в отношении Украины, но и во многом политики ЕС, если вообще можно говорить о ее наличии. Диалог с немецкими политиками именно сейчас, когда много предвыборной неопределенности, особенно важен. Еще более важным он становится с учетом: а) глобальных политических процессов; б) формирования тупика в двусторонних германско-украинских отношениях.
На глобальный уровень международной политики мы не можем влиять. Там оформляется противостояние США и Китая; Россия разыгрывает свою, как ей кажется, «золотую акцию»; Европа ищет пути остаться в высшей лиге. Но нам нужно быть в курсе происходящего и оценок его основными игроками. Поэтому и визит президента Зеленского в Берлин, и предстоящий визит его же в Вашингтон важны для Украины. Если мы хотим ставить на лидеров, то должны как можно полнее и глубже понимать их интересы. Именно поэтому важно (было) ехать в Берлин и Вашингтон не только со списком пожеланий и просьб Украины, но с готовностью внимательно слушать.
Двусторонние отношения Украины и Германии не в самом лучшем состоянии. Со стороны Берлина мало активности и все меньше внимания к Украине. Риски эскалации минимизированы, а дальше нужно заботиться о других интересах, которых у Германии достаточно. Со стороны Киева многовато странных претензий и мало конструктива. Посольство Украины в Берлине слишком часто попадает в скандалы. Раздражение Киева по поводу «Северного потока-2» чаще всего находит свой выход в необоснованной критике Германии. Реальные заслуги Берлина в организации помощи Украине забываются.
Такой фон визита украинского президента нельзя назвать простым и радостным. Это сложный визит с непростой повесткой дня и неоднозначными результатами.
Встречи с председателем ХДС Армином Лашетом, президентом ФРГ Вальтером Штайнмайером и канцлером Ангелой Меркель были построены вокруг проблем конфликта на Донбассе, энергетической безопасности, реформ в Украине, поддержки территориальной целостности и – штрих текущего сезона – пандемии.
Наиболее важны два сюжета. Во-первых, Меркель сказала о том, что политика нового правительства в отношении Минских договоренностей и «Нормандского формата» будет оставаться последовательной. Это значит, что традиционные украинские гадания о победителях следующих выборов в разных странах не будут иметь особого смысла в случае с выборами в Германии. Нам не стоит ждать чудес от нового правительства или надеяться на более жесткую позицию в отношении России. Оно будет проводить прежнюю линию, нацеленную на поддержку поиска компромиссных решений между Киевом и Москвой, включительно с имплементацией «формулы Штайнмайера» или другими похожими решениями. С другой стороны, не стоит бояться и ослабления поддержки Украины. Лидерство Германии в Европе ответственно, и роль Украины в европейской безопасности в Берлине осознают полностью.
Во-вторых, Берлин готов думать над решениями по поводу «Северного потока-2». Там осознают потери и риски Украины и хотят найти способы оставить за ней роль транзитера поставок российского газа и после 2024 года. Меркель важно обсудить эту тему и найти приемлемое решение, потому что с ним она сможет полететь на встречу с Байденом в Вашингтон. Шансы завершить большую сделку по достройке газопровода еще больше вырастут, если у нее будет договоренность с Киевом.
В этих условиях «Северный поток-2» был главным и, возможно, единственным действенным рычагом в арсенале Зеленского. Скандалы и упреки в адрес Берлина до визита несколько ухудшили переговорные позиции президента; но, к счастью, канцлер Германии умеет отделять сиюминутные эмоции от стратегических сюжетов. Ей нужна стабильная Украина, компромиссное решение по «Северному потоку-2» и функционирующий «Нормандский формат». Насколько это оценил и как воспользовался в переговорах украинский президент – мы узнаем в скором будущем.