Что необходимо учесть в первую очередь в законе о местном референдуме
Отсутствие в Украине правовой регламентации таких основных форм непосредственной демократии, как всеукраинский и местный референдумы, обусловило необходимость создания парламентской рабочей группы по разработке проектов законов по вопросам народовластия. Недавно на заседании указанной группы состоялась презентация концепции законопроекта о местном референдуме. Подробнее об этой инициативе «Апострофу» рассказал депутат Киевского городского совета, председатель Общественной организации «Центр защиты киевлян» Виталий Нестор.
Без преувеличения этот документ является чрезвычайно важным, ведь на сегодняшний день украинцы, представители отдельных территориальных общин, не имеют четко определенного законодательного поля, которое бы способствовало активному участию граждан в решении насущных вопросов именно на местном уровне.
И это притом, что Конституцией Украины в статье 38 предусмотрено право на участие в местном референдуме, как основной форме непосредственной демократии на отдельно взятой территориальной единице в пределах села, поселка или города. В украинских реалиях ситуация не нова, когда право имеем, однако реализовать его не можем, поскольку соответствующие правила для этого отсутствуют. Таким образом, имея необходимые запросы на принятие решений по наиболее важным, а иногда и болезненным вопросам, мы не имеем реального, взвешенного механизма воплотить их в жизнь, обеспечить удовлетворение собственных интересов. И речь идет не столько о том, чтобы быть услышанными властью на местах, сколько о механизме контроля со стороны территориальной общины за ее судьбоносными решениями.
Более того, в мировом контексте подобный очерченный правовой вакуум довольно грубо нарушает международные стандарты, поскольку сфера непосредственного народовластия обязательно должна быть урегулирована и граждане Украины должны получить соответствующий принятый законодательный акт.
На этапе функционирования упоминавшейся Рабочей группы есть возможность выразить нашу экспертную позицию по поводу видения будущего законодательного решения этого вопроса. Ведь в результате киевляне должны получить реальный, четкий и слаженный механизм решения вопросов, касающихся не только экономики столицы в целом, но и вопросов социального значения, затрагивающих интересы каждого отдельно взятого горожанина.
Что могут решать киевляне на референдуме местного значения? Ключевой проблемой, которая прежде всего может волновать, в том числе, представителей столичной общины, является определение в законопроекте круга вопросов, которые составят предметную часть местного референдума. Ведь если требования к вопросам, которые могут быть вынесены на местный референдум, будут достаточно размытыми, то в условиях украинских реалий общество получит не что иное, как манипулирование его мнением. Неудивительно, что и Венецианская комиссия твердо стоит на позициях наличия четких требований и критериев к предмету референдума. И если вопрос будет противоречить таким критериям, он не может выноситься на обсуждение общества.
Так, главным критерием «отбора» мировая практика выдвигает признак территориальной принадлежности. Другими словами, вопрос должен касаться проблем отдельного территориальной единицы, а местные власти иметь в своем арсенале комплекс средств для его решения. В русле этого понятно, что вопросы, вытекающие из сферы функционирования судебной власти, или правоохранительной системы, не могут составлять предмет местного референдума.
Однако есть вопросы, которые необходимо отдельно отразить в тексте законопроекта. И если возможность выражения недоверия со стороны сознательных граждан главе, например, города не вызывает никаких возражений у экспертной среды, то вопрос установления цен/тарифов на коммунальные услуги, отмена в целом или в отдельной части решений органов местного самоуправления, не воспринимаются столь однозначно. Считаем, что в ситуации, когда местные органы принимают решения, имеющие антинародные черты, то очевидно, что жители Киевской общины должны иметь правовую возможность их обсуждения на референдуме.
Сколько вопросов можем вынести на местный референдум? Соображения Венецианской комиссии, которая в достаточно короткие сроки выразила свою позицию относительно Всеукраинского референдума, в части определения количества вопросов, является однозначным: выноситься может только один вопрос. Указанное утверждение имеет свое рациональное основание, поскольку действительно вынесенные на референдум вопросы могут банально противоречить друг другу. Думаем, что в сфере проведения местного референдума выдумывать ничего нового не нужно и решение проблемы должно происходить по аналогии.
Как запустить механизм местного референдума в столице? Учитывая то, что законопроект о местном референдуме разрабатывает та же Рабочая группа и в том же составе, что разрабатывала направленный на подпись президенту Украины принятый Радой закон о всеукраинском референдуме, то, вероятно, что механизм проведения Всеукраинского референдума будет в определенной степени имплементирован с содержанием проекта относительно локального референдума. Да, можем предположить, что местный референдум в Киеве будет провозглашен, если такое требование будет поддержано подписями не менее10 % жителей столицы. Следует отметить, что указанный процент вполне соответствует сложившейся мировой практике.
Для сбора указанных подписей необходимо сформировать инициативную группу и зарегистрировать ее. Вот здесь как раз, большинство специалистов отмечают необходимость внедрения с одной стороны достаточно прозрачных правил, с другой стороны, они должны быть не слишком сложными и выполнимыми практически. Думаем, что проект должен оперировать закрытым перечнем оснований, при наличии которых соответствующие уполномоченные субъекты могут отказать в регистрации инициативной группы по вопросам местного референдума.
В изложенном аспекте краеугольным камнем должен выступать тезис, что требования закона не должны «заставлять» граждан следовать определенному механизму, а предоставлять возможность использования именно права.
Безусловно, поставленные вопросы еще должны стать предметом сложных политических дискуссий, но, надеемся, что их отражение на законодательном уровне не пойдет в разрез с позицией рядовых жителей общины. Решающее значение здесь должна приобрести именно открытость представителей власти к восприятию экспертной среды, которая является проводником реальной общественной мысли.