eplus.com.ua

Байден в нашем поезде пил чай с тимьяном, а Джонсон читал украинские газеты — зам­гендиректора "Укрзализны­ци"/Некоторые зарубежные VIP-пассажиры путешествуют в стандартных купейных вагонах

Апрель 19
19:38 2023

Спустя более чем год после начала российского вторжения в нашей стране с визитами побывали десятки лидеров иностранных государств, в том числе президент США Джозеф Байден, руководителей международных организаций, кинозвезд и музыкантов, известных бизнесменов и журналистов. И, поскольку из-за войны небо над Украиной закрыто, всем этим людям пришлось воспользоваться услугами отечественной железной дороги.

О том, как обеспечивается безопасность VIP-пассажиров, как их обслуживают на пути следования, каковы их вкусы и впечатления от Украины, «Апострофу» рассказал заместитель директора Пассажирской компании «Укрзализныци» АЛЕКСАНДР ШЕВЧЕНКО.

Безопасность – превыше всего

— Когда «Укрзализныце» довелось впервые перевозить руководителей других государств?

– История «железной дипломатии» началась 15 марта 2022 года, когда в Украину одним рейсом прибыли премьер-министры Польши Матеуш Моравецкий, Словении – Янез Янша, Чехии – Петр Фиала и Ярослав Качиньский – бывший премьер-министр Польши.

Это был первый дипломатический рейс, который выехал в середине ночи… не скажу откуда. Я был в этом поезде и даже не знал, за кем мы едем, пока пассажиры не вошли в вагон.

Конечно, гости прекрасно понимали, что едут не просто в воюющую страну, а прямо на место боевых действий. Когда мы утром прибыли на киевский вокзал, даже оттуда слышались отдаленные звуки взрывов на окраинах столицы. Поэтому, конечно, меры безопасности были максимальными. Все пассажиры поезда, и премьер-министры, и их охранники, были в бронежилетах. В поезде одновременно работали спецслужбы четырех государств – Польши, Словении, Чехии и Украины.

Железнодорожникам тоже хватало хлопот, ведь такой рейс организовывался впервые, и мы еще не имели подобного опыта. Однако все прошло благополучно, и пассажиры были доставлены в столицу в соответствии с графиком. С тех пор подобные рейсы стали почти повседневным нашим делом. За год их было осуществлено более 325-ти.

– Кто из политиков был самым частым гостем на ваших поездах?

— Наиболее постоянным пассажиром за последний год стал Борис Джонсон, который воспользовался украинской железной дорогой четыре раза — трижды в качестве премьер-министра Великобритании и один раз уже после ухода с этой должности.

Трижды приезжали к нам президент Польши Анджей Дуда, президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен и глава Европейского совета Шарль Мишель.

Урсула фон дер Ляйен Фото: пресс-служба «Укрзализныци»

– Чем отличаются специальные поезда от обычных пассажирских?

— Каждый дипломатический рейс имеет две основные составляющие – безопасность и обслуживание пассажиров.

На первом месте стоит, конечно, безопасность. Поезд – наиболее безопасный вид транспорта в военное время. Это признают все спецслужбы и делегации. Летать в нынешних условиях невозможно. Автомобильный транспорт должен двигаться по дорогам общего пользования, проезжать через города. Возможны попадания в пробки. Железная дорога позволяет избежать большинства факторов опасности и провести поезд без остановок и лишних глаз.

Обычно все данные о рейсе держатся в строгой тайне – состав делегации, время и место отправления, маршрут движения и т.д. Необходимой информацией владеет очень ограниченный круг людей. В «Укрзализныце» это не более пяти человек. К ним добавляется еще человек пять из того ведомства, которое приглашает гостей, чаще всего — Министерства иностранных дел.

– Для дипломатических поездов выделен какой-то специальный маршрут?

– Как раз нет. Каждый из них обычно следует своим собственным путем. Это также элемент системы безопасности. Система железных дорог Украины достаточно развита и позволяет добраться из точки «А» в точку «В» несколькими разными способами примерно за одно время. Причем направление движения можно изменить уже при движении поезда без изменения времени прибытия в Киев. И мы этой возможностью пользуемся в случае любого намека на опасность.

К примеру, такое решение было принято во время одной из поездок Бориса Джонсона. Поезд отклонился от начального маршрута, но, несмотря на это, прибыл на конечную станцию по графику.

Конечно, курсирование дипломатических поездов создает определенные сложности для железной дороги, поскольку это сложный механизм. Следует согласовывать графики движения дипломатических поездов с пассажирскими и грузовыми таким образом, чтобы они не мешали друг другу, и все прибыли вовремя в пункты назначения.

Поэтому диспетчерам и поездным бригадам, которые обслуживают спецрейсы, выпадает очень непростая работа. Но они с ней успешно справляются.

– Останавливается ли поезд во время тревоги?

– Железная дорога не троллейбус. Она едет при любых условиях. Сегодня на поездах передвигается буквально все в Украине – от тех же дипломатов или раненых гражданских до стратегических грузов и почты. И остановка в одном месте может повлечь за собой сбой целого логистического звена. Поэтому ничего не останавливается. Единственное исключение – непосредственный риск поражения, но наши диспетчеры находятся на связи в том числе с военными, и, если возникает опасность попадания в какой-то местности, они ускоряют или замедляют движение поездов, чтобы те не попали в зону поражения. Но о том, чтобы на несколько часов все остановить и уйти в убежище, не может быть и речи.

Читайте также: Задержаны российские шпионы, готовившие ракетные удары по «Укрзализныце»: фото и видео

Самое популярное украинское блюдо – сырники

– Какие вагоны используются для перевозки делегаций?

– Здесь мы переходим ко второму аспекту «железной дипломатии» – обслуживанию пассажиров.

Сразу скажу — есть стандартный набор услуг дипломатического рейса, но мы каждый раз оставляем место для импровизации. Также нет стандартного, специально выделенного для этой цели подвижного состава, который возил бы все делегации, – это может быть и отдельный поезд, и отдельный вагон, и просто какое-то количество купе в пассажирском рейсе.

Выбор способа поездки зависит от требований самих союзников и их служб безопасности. И они у каждой из них разные. Некоторые делегации, например, считают, что лучше ехать обычными пассажирскими поездами. Выкупают купе или несколько и едут вместе с нашими пассажирами. Так, например, поступила делегация мэров европейских городов (в которую входили главы общин Флоренции, Афин, Хельсинки, Риги, Тираны, Осло, Лиона и Марселя). Она приехала в Киев в обычном купейном вагоне. Каждый мэр выкупил отдельное купе – и поехали.

В других случаях к пассажирскому поезду цепляется отдельный вагон. Купейный или спальный в зависимости от пожеланий делегации. Например, когда по случаю годовщины освобождения Бучи приезжали президент Молдовы Майя Санду и премьер-министры Хорватии Андрей Пленкович, Словении Роберт Голоб и Словакии Эдуард Хегер, то они ехали в обычных спальных вагонах, прицепленных к пассажирскому поезду.

– А эти спальные и купейные вагоны специально выделены для такой цели, или обычные, которые используются в пассажирских перевозках?

— Да, это те же вагоны, в которых в другое время кто угодно может поехать в Трускавец или Одессу. Если они сейчас не заняты в «железной дипломатии», то выполняют обычные пассажирские рейсы. Так что любой пассажир в Украине имеет возможность проехать в том же спальном или купейном вагоне, в котором ездят премьеры и президенты.

Но, если этого требуют меры безопасности, то мы организовываем специальный поезд для проезда представительских делегаций. В составе таких поездов находятся специальные вагоны-салоны. Таких вагонов у нас около десяти. Раньше их могли арендовать состоятельные пассажиры, которые хотели путешествовать по Украине с повышенным комфортом, — политики, бизнесмены, звезды эстрады. Но на время войны они зарезервированы для «железной дипломатии».

Вагоны-салоны похожи на гостиничные номера. В них есть гостиная, спальня, санузел с ванной, кухня. Сейчас в них проведена определенная модернизация и дооснащение для того, чтобы они отвечали требованиям безопасности.

— Если приезжают одновременно несколько руководителей государств, то они едут в одном вагоне или в разных?

– Как правило, каждая делегация занимает отдельный вагон. Однако это не значит, что они не общаются между собой. Обычно они договариваются между собой и встречаются, чтобы пообщаться по дороге. К примеру, когда приезжали Эмманюэль Макрон (президент Франции), Олаф Шольц (канцлер Германии) и Марио Драги (председатель Совета министров Италии), то они ехали каждый в своем салоне, но договорились встретиться в салоне Макрона.

Фото: «Укрзализныця»

— Какое обслуживание получают VIP -пассажиры во время поездки?

— В их распоряжении постоянная связь через Старлинк, специально подобранная дипломатическая библиотека, меню украинской кухни и обязательно персонализированные открытки, которые встречают нашего гостя.

Мы исходим из того, что поезд – это первое, с чем гости встречаются в Украине. А первое впечатление, как известно, очень важно. И это даже не вопрос имиджа железной дороги. Во время этой поездки мы становимся представителями всей страны.

Кроме того, с нами гости, в конечном счете, проводят больше всего времени в течение своего визита. Ведь официальная часть визитов, как правило, продолжается несколько часов. А в поезде на пути туда и обратно гости проводят около 20 часов.

Поэтому на нас лежит сложная и ответственная миссия – достойно представить свою страну.

— Проводники для этих рейсов проходят специальный отбор и обучение?

– Это не какие-то элитные сотрудники – обычные наши проводники. Они прошли определенное дополнительное обучение, поскольку для обслуживания вагонов-салонов нужны некоторые навыки, которые не применяются в обычных вагонах. Эти вагоны по своему функционалу похожи на гостиничные номера. Соответственно, проводники таких вагонов в дополнение к своим привычным железнодорожным обязанностям должны делать примерно то же, что гостиничные горничные.

– Кроме этого пассажиров нужно кормить. Ведь редко кто из президентов берет в дорогу жареную курочку.

– На самом деле некоторые делегации действительно имеют с собой собственный запас питания. Некоторые решают в поезде обойтись без еды. Однако большую часть гостей действительно нужно чем-то кормить.

И мы должны были решить этот вопрос так, чтобы достойно представить государство. Однако железная дорога – не ресторан. Наша работа – возить людей, и мы стараемся делать это как можно лучше. А для организации питания мы решили обратиться к тем, кто делает это профессионально.

В Государственном агентстве по развитию туризма нам посоветовали обратиться к известному ресторатору и популяризатору украинской кухни Евгению Клопотенко. Он создал несколько вариантов меню, которые предлагаются дипломатическим пассажирам. В меню исключительно украинские традиционные блюда.

Фото: пресс-служба «Укрзализныци»

– Гости довольны?

– Конечно. Знаете, какое блюдо является самым популярным среди иностранных делегаций?

— Борщ иностранцев, как правило, озадачивает. Слишком экзотично для них. Вареники?

– Нет. Сырники. Почти все делегации на завтрак заказывают это блюдо. За всю историю дипломатических рейсов от сырников на завтрак отказалась только одна делегация. У Клопотенко они получаются очень вкусными, к ним добавляется большое количество разнообразных соусов. Все остаются довольны.

— Блюда готовятся на борту, или вы берете в дорогу готовые?

– Если делегация едет в обычном пассажирском вагоне, то там из кухонных приборов есть только микроволновка. Поэтому приходится довольствоваться заранее приготовленными блюдами, которые на месте только разогреваются.

А вот в вагонах-салонах есть кухня. И потому там еда готовится на месте.

– Для этого в рейсы ездит повар?

– Конечно, нет. Блюда готовят наши проводники из ресторанных ингредиентов. Для того, чтобы они овладели кулинарным искусством, Евгений провел в депо Киева и Львова специальные тренинги по приготовлению и сервированию блюд. Он же обеспечивает полный набор необходимых продуктов. И проводник во время рейса по пошаговым инструкциям готовит блюда, должным образом их оформляет и подает пассажирам.

При этом каждое блюдо сопровождается дополнительной информацией: из какого региона оно происходит, как готовится, какие традиции с ним связаны…

Подбор напитков тоже несет свое содержание. К примеру, летом мы подавали вино с оккупированной Херсонщины, что было поводом рассказать о традициях и богатствах этого края.

– Вино понравилось?

– Да. Многие члены делегаций даже брали бутылки с собой, как сувениры.

Хотя, конечно, преимущественно пассажиры предпочитают безалкогольные напитки. Мы им предлагаем наше новое чайно-кофейное меню, которое присутствует во всех поездах «Укрзализныци» с начала года – шесть сортов чая и три – кофе.

– И что они пьют?

— Каждый выбирает по своему вкусу. Президент США Джо Байден, например, выбрал себе черный чай с тимьяном. Актер Орландо Блум – зеленый с мятой. Джорджа Мелони (нынешний премьер Италии) и Майя Санду – обычный зеленый. Урсула Фон дер Ляйен и Эмманюэль Макрон – классический черный. Все немецкие делегации дружно предпочитают черный чай. Им вообще нет смысла предлагать что-нибудь другое.

К каждому гостю – индивидуальный подход

– Находясь долгое время в дороге, пассажиры не только едят. Предлагаются ли им какие-нибудь развлечения?

— В вагоне есть телевизор, но его никогда не включают – пассажиры отдают предпочтение чтению. Поэтому мы позаботились о вагонных библиотечках. Причем это не случайный набор книг. Все они тщательно отобраны вручную. Это преимущественно литература, которая дает представление об Украине и ее народе. Чтобы ее собрать, мы связались с украинскими издательствами, а также с иностранными, которые публиковали книги об Украине. Поэтому гости имеют возможность познакомиться с пейзажами, культурой и достопримечательностями нашей страны.

Есть также и книги на украинском языке — мы ведь возим не только иностранцев, но и украинских руководителей и дипломатов, которые направляются с визитами за границу. Для них у нас неплохая подборка литературы как художественной, так и нон-фикшн. По нашим наблюдениям, чаще всего снимают с полки книгу Лоренса Риса «Гитлер и Сталин».

Также мы стараемся внести в обслуживание пассажиров творческие нотки и индивидуальный подход. Конечно, поскольку речь идет о презентации государства, часто на самом высоком уровне, это делается по согласованию со специалистами из протокола Офиса президента или Министерства иностранных дел.

Например, когда к нам приезжал президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер, как раз велись сложные переговоры о предоставлении Украине современных комплексов противовоздушной обороны. Поэтому во время поездки железнодорожники были одеты в худи с изображением комплекса IRIS-T и надписью Liebe ist in der Luft (в переводе с немецкого Любовь в воздухе), проводники приветствовали гостей соответствующими «ирисовыми» открытками, а на столе стояли букеты ирисов.

Президент Финляндии Саули Ниинисте на момент посещения Украины уже объявил о предоставлении Украине танков Leopard. И в благодарность за это проводники были в леопардовых платках, стол в вагоне был застелен леопардовой скатертью.

Фото: пресс-служба «Укрзализныци»

Также мы стараемся для каждого пассажира подготовить сувенир в память о путешествии в Украину.

Например, когда к нам приезжал на День Независимости президент Польши Анджей Дуда, мы как раз запускали «Поезд к победе» (семь вагонов, покрытых росписью, посвященной украинским регионам, которые пострадали от войны и оккупации — «Апостроф»). И попросили художника воспроизвести роспись одного из вагонов на маленькой модели. Получился отличный сувенир. И абсолютно уникальный – таких больше нет.

– А большой поезд сейчас курсирует?

– Да, он ходит в освобожденный Херсон. Но он еще поедет в Симферополь, Донецк и Луганск.

– Надеемся.

– Железная дорога не может надеяться. У нас расписание, из которого все эти поезда никто не удалял. Они просто временно не ходят. Но у нас есть точный график их движения. И, как только эти города будут освобождены, туда поедут наши поезда.

Борис Джонсон читает на украинском

— Хорошо, что у пассажиров есть возможность увидеть украинские пейзажи в альбомах. Но эти виды также проплывают в дороге за окнами вагона. Каковы впечатления гостей от увиденного?

– К сожалению, у них практически нет возможности что-то увидеть. Во-первых, в большинстве случаев рейсы осуществляются ночью. А, во-вторых, окна из соображений безопасности покрыты специальной пленкой, которая предохраняет от разлета осколков, если окно разобьется. Эта пленка полупрозрачная, и через нее мало что видно.

Поэтому, если бы гости хотели что-то увидеть, то им нужно было бы выходить из вагонов, а такая возможность не всегда есть. Однако иногда мы все же находим выход. К примеру, во время одного из приездов премьер-министра Великобритании Бориса Джонсона я рассказал ему о восстановлении железнодорожного моста через Ирпень. Этот мост во время боев под Киевом был разрушен до основания, а после отступления противника отстроен за 30 дней. В мирное время только проектирование и тендерные процедуры заняли бы не менее полугода.

Джонсон очень заинтересовался этой историей и попросил остановить поезд у моста, где еще продолжались работы.

Бывший премьер Великобритании Борис Джонсон Фото: пресс-служба «Укрзализныци»

Вообще Борис Джонсон всегда производил впечатление очень приветливого и интересного человека. Он всегда много общался с персоналом, расспрашивал о работе железной дороги, откуда они берут силу и мотивацию для работы. Интересовался судьбой людей, которые потеряли работу, дом, близких, и при этом в первые месяцы войны буквально не выходили из вагонов и локомотивов.

Во время одной из поездок, познакомившись с начальником поезда, который недавно потерял на войне брата, он захотел записать слова поддержки и благодарности для всех украинских железнодорожников. Съемочной группы у нас с собой не было, поэтому мы записали видео прямо на мой телефон. Эта запись разошлась по многим медиа и действительно была очень важна для людей.

Кстати, он, как выяснилось, знает украинский язык. По крайней мере, читает. У него с собой в поездке были украинские газеты, украинский Forbes. Он листал их, знакомясь с нашими новостями.

Мы передали ему письмо от одного украинского мальчика. И он прямо при нас принялся читать его вслух. По слогам, с некоторыми словами ему понадобилась помощь, но справился без переводчика.

Читайте также: Шапка Бориса Джонсона от «Укрзалізниці» стала хитом: вот ее история

— Кто-то еще из пассажиров проявлял подобную заинтересованность?

– Не все, конечно, могут быть столь непосредственными как Борис Джонсон. Однако практически все наши гости интересовались страной, куда едут, и были очень дружелюбными с железнодорожниками. Они понимают, что это фактически вторая армия, которая обеспечивает функционирование государства. Всегда благодарят за работу, по прибытии охотно фотографируются с поездной бригадой.

Некоторые из гостей воспринимают увиденное в Украине очень лично. В помещении киевского вокзала была размещена фотовыставка, посвященная украинским детям, их судьбе во время войны. Посещение этой выставки было частью протокола для прибывающих гостей.

Все визитеры охотно знакомились с выставленными фото. Однако для некоторых из них это стало особенно большим переживанием. Например, для вице-премьер-министра Ирландии Михала Мартина, отца пятерых детей. По его глазам было видно, насколько он чувствует детскую боль. Также поразила выставка премьер-министра Австралии Энтони Албаниза. Вместо протокольных пяти он провел там 40 минут, разглядывая фотографии, расспрашивая об истории детей на фотографиях.

— Наверное, ни одна железная дорога мира не перевезла стольких сильных мира сего. Вы уже можете размещать в вагонах мемориальные таблички «Здесь ехал…»

– Наверное, когда-нибудь мы так и сделаем. В конце концов, вагоны-салоны мы уже между собой называем по именам известных пассажиров: «Вагон Байдена», «Вагон Шольца» и так далее. Хотя в большинстве вагонов ограничиться одной табличкой не удастся, ведь в них уже проехали десятки дипломатических пассажиров. И нам бы не хотелось делить их на более и менее важных, так как все они наши союзники и помогают Украине чем могут. Поэтому шутим, что придется размещать таблички вдоль всего вагона.

Однако сейчас мы это делать не торопимся. Война продолжается, «железная дипломатия» продолжается. Нам придется перевезти еще очень много известных пассажиров… Но ключевая миссия железнодорожников все же состоит в том, чтобы вернуть домой миллион эвакуированных нашими же вагонами украинских детей. Это будет наша главная дипломатическая – и не только – победа.

Статьи по теме

Последние новости

"И это еще Путин не достал валежник и боярышник": финансист показал, как "Орешник" напугал курс рубля

Читать всю статью

Наши партнеры

UA.TODAY - Украина Сегодня UA.TODAY

EA-LOGISTIC: Транспортная компания с высоким стандартом обслуживания и надежности.