eplus.com.ua

Вслед за русским кораблем: к чему приведет отказ Европы от российского газа

Май 15
16:03 2022

Европа медленно, но уверенно движется к отказу от российского газа, хотя этот процесс займет достаточно много времени поскольку некоторые страны ЕС в значительной степени зависят от поставок из рф. В свою очередь, россия, понимая это, шантажирует Евросоюз, используя газ как оружие. Украина не только поддерживает газовое эмбарго против россии, но и призывает европейцев ввести его как можно скорее. Однако отказ Европы от российского газа создаст проблемы и для самой Украины. «Апостроф» разбирался, в чем состоят сложности, а какие есть перспективы их преодоления. Без российского газа Пока украинская армия оказывает героическое сопротивление агрессору на полях войны, страны цивилизованного мира принимают меры по ослаблению экономики россии. Европейский Союз завершает обсуждение шестого пакета санкций, который предусматривает старт процесса отказа от импорта российской нефти. На очереди седьмой пакет, в котором страны ЕС намерены предусмотреть меры, направленные на уменьшение зависимости Европы от российского газа. По словам главы представительства ЕС в Украине Матти Маасикаса, европейские страны наконец-то поняли, что россия не является надежным поставщиком энергоресурсов, и попадание в зависимость от нее было ошибкой. Следовательно, планируется уже к концу нынешнего года сократить потребление газа из рф на 70%. Эти процессы будут неизбежно иметь последствия для Украины, которая в течение всего времени своей независимости служила транзитным государством для поставки российского газа в Европу, что обеспечивало заметную часть доходов для государственного бюджета. Кроме того, именно из россии Украина получала необходимое ей количество импортного газа. Даже после аннексии Крыма и агрессии на Донбассе, когда закупки непосредственно у рф прекратились, газ, приобретенный у европейских компаний, все равно отбирался из магистральной трубы, которая проходит по территории Украины. Фото: Pixabay Безусловно, вынужденная сокращать поставки газа в Европу, россия в первую очередь будет пытаться делать это за счет уменьшения прокачки через украинскую ГТС. Кстати, это уже происходит. С 11 мая транзит газа прекратился через газоизмерительную станцию (ГИС) «Сохрановка», которую из-за временной оккупации не контролирует Оператор ГТС Украины. Компания называет такую ситуацию форс-мажором и предлагает перенаправить соответствующий объем газа на маршрут через контролируемый Киевом ГИС «Суджа». Впрочем, россия отказывается от этого, искусственно создавая существенное сокращение транзита по украинскому маршруту. Как писал «Апостроф», делается это для того, чтобы увеличить поставки по газопроводу «Северный поток-1» и попытаться заставить Европу реанимировать замороженный проект «Северного потока-2». Если поставки в Европу сократятся, и отечественная «труба» опустеет, это будет иметь прямые последствия для Украины. Ведь государство лишится доходов от транзита и потеряет возможность закупки необходимого газа путем «виртуального реверса». Следовательно, украинскому правительству придется решать дальнейшую судьбу газотранспортной системы, которая изначально еще во времена СССР была создана для транспортировки газа в Европу. Даже сегодня, когда уже третий месяц идет война с россией, поставки газа через отечественную газотранспортную систему продолжаются. По контракту, который будет действовать до конца 2024 года, предусматривается транспортировка через Украину ежегодно не менее 40 миллиардов кубометров газа в год. Причем он содержит условие «качай или плати», то есть, даже если россия полностью прекратит транзит газа через Украину, она все равно должна платить за транспортировку 40 миллиардов кубов в год (около 2 миллиардов долларов). Хотя есть важный вопрос – будет ли она платить? Однозначного ответа на него нет, так как кремль, похоже, начал с Украиной еще одну войну – газовую. Перспективы украинского маршрута Ситуация после 2024 года выглядит еще более неопределенной. Однако, по мнению экспертов, шансы на сохранение определенных объемов транзита по отечественной ГТС остаются. Во-первых, нужно отметить, что сама Россия заинтересована в сохранении поставок своего газа на европейский рынок. «Ей некуда будет девать этот ресурс, – заявил в разговоре с изданием эксперт Центра Разумкова Максим Билявский. – Иначе им придется цементировать скважины». Кроме того, потеря рынка Европы приведет к сокращению доходов российского бюджета. Но в кремле прекрасно понимают, что и ЕС не сможет быстро найти альтернативу российскому газу, и именно поэтому пытается шантажировать этим европейцев. «Отказаться от российского газа Европе будет даже сложнее, чем от нефти, – говорит директор по аналитическим исследованиям DiXi Group Роман Ницович. – Ведь еще больше членов ЕС имеют критическую зависимость от российского газа. И для того, чтобы от нее избавиться, им понадобится длительный период для поиска альтернатив и инвестиций в инфраструктуру. Следовательно договоренности, которые в конечном счете будут достигнуты в ЕС, скорее всего, будут предусматривать довольно долгий переходный период, который, вероятно, продлится до 2026 года или дольше». На сегодняшний день Германия, Греция и ряд других стран только начали строительство новых терминалов для приема сжиженного газа с моря. Также есть проекты прокладки новых трубопроводов в Европу, преимущественно с южного направления, которые позволят заместить российский газ. Но их реализация тоже требует времени. В то же время в Европе разрабатываются процедуры, направленные на то, чтобы сделать максимально невозможным использование газа как инструмента политического давления. Ведь известно много случаев, когда Россия добивалась от разных стран политических уступок в обмен на предоставление скидок на газ. Одна из таких стран – Украина, так как газовая ценовая скидка была одним из основных элементов пресловутых «Харьковских соглашений», которые в значительной степени привели к нынешней войне. Президенты Украины и россии Виктор Янукович и Дмитрий Медведев в 2010 году подписали соглашение о сроках пребывания ЧФ рфФото: Wikipedia Таким образом, Европейский Союз намерен положить конец установлению «политических» цен на российские энергоресурсы. «Большие надежды возлагаются на механизм совместных закупок, при котором весь газ, необходимый для ЕС, будет закупаться консорциумом энергетических компаний по единой цене, – говорит Роман Ницович. – Таким образом, для всех потребителей этот ресурс будет стоить одинаково, независимо от политических позиций каждого государства». Планы на будущее В сложившейся ситуации Украина имеет возможность и должна подготовить собственные планы действий в условиях, когда транспортировка российского газа в Европу будет неуклонно сокращаться. По словам советника премьер-министра Украины Юрия Бойко, такие планы уже разрабатываются и предусматривают целый комплекс мер, позволяющих украинской энергетике адаптироваться к новым условиям работы. В частности, принимаются меры для того, чтобы по возможности как можно дольше сохранить транзит через украинскую территорию, что позволит получать определенный финансовый ресурс в ближайшие годы. «Сегодня представители украинского правительства обращаются к европейским партнерам для того, чтобы сокращение объемов транспортировки российского газа происходило в первую очередь за счет трубопроводов, которые были созданы с целью политического давления, — говорит эксперт «Апострофу». — Например «Северного потока- 1». Европейские покупатели могут выдвинуть условие «Газпрому», чтобы те объемы газа, которые в течение переходного периода будут поставляться в ЕС, прокачивались по украинской «трубе». Впрочем, если эти усилия не принесут результата, и транзит все же прекратится, «труба» не должна остаться пустой. Ведь газотранспортная система в восточных регионах устроена таким образом, что давление в распределительных сетях обеспечивается давлением в магистральном трубопроводе. Поэтому для того, чтобы потребители стабильно получали необходимый им газ, нужно поддерживать давление в магистральной трубе независимо от того, идет ли через нее транзит, или нет. По словам Юрия Бойко, работоспособность системы будет поддерживаться при любом сценарии. И правительство, в том случае если газа собственной добычи для этого не будет хватать, готово к тому, чтобы закупать нужные объемы природного газа с западного направления. «Предполагается, что в случае необходимости Украина сможет получать газ из Катара или Соединенных Штатов через морские терминалы других стран, например, через польский, — говорит Бойко. — Для этого конечно же необходимо принять определенные технические меры, в частности достроить газопровод, который соединит польский LNG-терминал с украинской ГТС». Импортировать газ из Европы в ближайшее время может и не понадобиться. Его потребление с началом войны значительно снизилось. На сегодняшний день в регионах, где происходили или сейчас продолжаются боевые действия, разрушено большое количество промышленных предприятий и инфраструктурных объектов, которые были крупными потребителями газа. В частности, пострадали энергетические объекты, которые обеспечивают население тепловой энергией. Полностью разрушена Ахтырская ТЭЦ, Черниговская ТЭЦ получила значительные повреждения. В настоящее время, по словам Юрия Бойко, правительство работает над тем, чтобы обеспечить стабильную работу энергетического сектора Украины, в частности и газотранспортной системы. Ускорение «зеленого перехода» Правительство должно обеспечивать текущую работу энергосектора и готовить страну к следующему отопительному сезону независимо от того, будет ли продолжаться к тому времени война. Однако есть вещи, которые касаются более отдаленных времен. В частности, нужно учитывать то, что отказ от нефти и газа подтолкнет развитие в Европе «зеленой» энергетики, а рост цен на углеводороды из-за шантажа россии сделает ее более рентабельной. В ЕС снова заговорили об использовании в качестве энергоносителя водорода. Следует напомнить, что еще до войны обсуждалась возможность использования украинской ГТС для транспортировки водорода в Европу, а сама Украина рассматривалась как потенциальный производитель этого вида экологического топлива. Вероятно, в ближайшем будущем следует вернуться к этому проекту. Впрочем, скорее всего, это будет возможно уже после войны и станет составной частью послевоенного восстановления нашего государства.

Статьи по теме

Последние новости

Выбор редакции: ITC.ua называет авто 2024 года

Читать всю статью

Наши партнеры

UA.TODAY - Украина Сегодня UA.TODAY

EA-LOGISTIC: Транспортная компания с высоким стандартом обслуживания и надежности.