В Украине может опять возникнуть "бензиновый" кризис: что надо сделать, чтобы его избежать
Из-за полномасштабного вторжения российских оккупационных войск, в Украине топливный вопрос стоит, как никогда, остро — большинство мощностей для хранения и перевалки нефтепродуктов на востоке Украины были уничтожены или заблокированы, а собственное производство полностью остановилось. Об этом рассказал управляющий партнер компании AIM GROUP Corporate Finance & Investment Advisory Павел Присяжнюк, информирует «Обозреватель». По его словам, объем потребления топлива в Украине сократилось во всех сферах экономики и среди простых людей. «Меньше стало потреблять топливо и население. Всего же в 2022 году потребление топлива в Украине, по разным оценкам, снизится в среднем на 30%», – отметил эксперт. Он добавил, что поддержка Польши и Румынии не решила полностью проблем с топливом по ряду причин: в Украине дефицит бензовозов; перевозка топлива ограничена из-за разных стандартов ширины колей Украины и ЕС; отсутствуют инфраструктура для хранения топлива. Ситуация может усугубится с наступлением сезона сбора урожая, ведь в странах ЕС потребление топлива в этот период также возрастет, вследствие чего они задействуют подвижной железнодорожный состав компаний Евросоюза для собственных нужд. «Да и санкции дадут о себе знать. Отказ от потребления российской нефти и переход на работу с альтернативными поставщиками приведут к задержке и ограничению объемов производства на нефтеперерабатывающих заводах Евросоюза», – констатировал эксперт. В то же время, Присяжнюк предложил несколько вариантов выхода из кризисной ситуации – в первую очередь нужно позаботиться над расширением списка поставщиков. Так, кроме Польши и Румынии Украине стоит начать сотрудничество со Словакией, Австрией, Венгрией и странами Балтии. Кроме того, важно также нарастить собственный парк бензовозов, а также сконцентрировать усилия на расширение партнерских взаимоотношений для увеличения парка железнодорожных цистерн на территории ЕС. Также, необходимо предпринять конкретные шаги для расширения пропускной способности пунктов перевалки нефтепродуктов на ЖД-инфраструктуре. Одним из вариантов решения сложившейся ситуации Присяжнюк видит в наполнении дизелепровода с Венгрией в режиме реверсных поставок и в расширении сотрудничества по поставкам нефтепродуктов со странами Ближнего Востока и Персидского залива. Кроме того, Украине следует активно привлекать международные организации, прежде всего ООН (Организацию Объединенных Наций), к обеспечению безопасных поставок топлива от западных партнеров по морским и сухопутным коридорам. Тогда Украина сможет выйти победительницей не только на поле боя, но и в топливной войне, развязанной против нее Россией. Ранее мы писали, что, по словам эксперта, пик топливного кризиса пройден, однако еще предстоит долгий путь.