eplus.com.ua

"Укрзализныця" должна выставлять клиентам тариф за услуги, которые они действительно получают, а не включать в него все свои расходы – эксперт

Апрель 11
16:48 2025


«Укрзализныце» очень важно сбалансированно подходить к вопросу определения грузовых тарифов, ведь существующая система требует изменений. Новая система должна решить три проблемы компании: нужно выставлять клиенту тариф на основе реально полученных услуг, решить вопрос с хронической убыточностью пассажирских перевозок и оптимизировать избыточную инфраструктуру.


Об этом рассказал директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк, комментируя инициативу УЗ по повышению тарифа на грузовые перевозки на 37%.


«Требование номер один – это справедливость тарифов. Грузоотправитель должен оплачивать те услуги, которые непосредственно он использует. Подход, который сегодня декларирует «Укрзализныця», когда они берут общий баланс расходов и на его основе формируют тариф, противоречащий экономической логике. Расходы перевозчика при маршрутных перевозках существенно ниже, чем при работе с повагонными отправлениями. Соответственно, тариф для грузоотправителя должен учитывать это», — подчеркнул Вовк.


Также нужно разбираться с хронической убыточностью пассажирских перевозок, поскольку убытки растут от года в год, а реализации какой-либо целенаправленной стратегии в этом направлении пока не просматривается, заметил эксперт.


«Нужно провести четкий баланс расходов, осуществляемых в пассажирской вертикали. Например, значительная часть пассажиров в частности в пригородном сообщении, ездит вообще без каких-либо проездных документов. Современные системы автоматизированного контроля разрешат эту проблему, увеличат доходы этого направления, обеспечат справедливый уровень компенсаций за перевозку льготных категорий населения», — считает эксперт.


Кроме того, он напомнил, что у «Укрзализныци» есть огромная часть неиспользуемой инфраструктуры, а прибыльными являются лишь 35% инфраструктуры.


«Возникает вопрос, что делать с той инфраструктурой, которая не пользуется спросом. УЗ имеет потенциал к уменьшению операционных расходов путем ведущих практик ЕС путем оптимизации неактивной и малодеятельной инфраструктуры. Это миллиарды гривен, и в «Укрзализныце» постоянно об этом говорят. Но дальше заявлений изменений нет. Поэтому это третий вопрос, который нужно решить. А после того, как эти три вопроса будут решены, можно подойти к определению справедливого уровня тарифов — в котором бизнес будет платить за услугу, которую он использует, и не будет переплачивать за направления, которые ему не нужны», — говорит Вовк.


Он также убежден, что вопрос тарифообразования необходимо обсуждать с бизнесом, ведь игнорирование клиентов может навредить экономическому состоянию УЗ.


«»Укрзализныця» в диалоге с бизнесом приводит только свои аргументы, но не очень склонна прислушиваться к аргументам другой стороны. На практике это приводит к тому, что грузы просто убегают из «Укрзализныци» на другие модальности, в частности автомобильный транспорт», — резюмировал Вовк.


Как известно, «Укрзализныця» предлагает повысить грузовые тарифы на 37%, чтобы покрыть убытки от пассажирского сегмента, которые, по оценкам, составят в 2024 году 25 миллиардов гривен.


В свою очередь бизнес-сообщество предупредило о критической угрозе, которую представляет это решение для экономики Украины. В Дунайском пароходстве заявили об остановке флота в случае повышения тарифа, а завод АрселорМиталл Кривой Рог предупредил о риске закрытия завода, где работает 20 тысяч человек. Также бизнес предупредил о неизбежном росте цен на товары и услуги, который ляжет на плечи всех украинцев.

Share

Статьи по теме

Последние новости

В США представили дрон для доставки холодного пива

Читать всю статью

Наши партнеры

UA.TODAY - Украина Сегодня UA.TODAY

EA-LOGISTIC: Транспортная компания с высоким стандартом обслуживания и надежности.