Транш по осени считают: почему Зеленский обижается на МВФ/Украина дважды потеряла возможности улучшить условия сотрудничества с фондом
Отношения украинских властей с Международным валютным фондом (МВФ), невзирая на общий оптимизм сторон, остаются непростыми. Руководство Фонда, отмечая прогресс со стороны Киева для продолжения кредитной программы stand-by, настаивает на продолжении реформ. Кредиторов, прежде всего, интересует восстановление и укрепление антикоррупционной системы, независимость НБУ, эффективное управление госпредприятиями, судебная реформа. В Офисе президента Владимира Зеленского такой подход считают несправедливым, но от реформ — на словах — не отказываются. Каковы шансы на получение денег и что именно Киев должен сделать ради следующей порции кредита, читайте в материале «Апострофа».
Зеленский и «маяки» МВФ
Президент Владимир Зеленский в недавнем интервью Agence France-Presse, Reuters и Associated Press высказал предположение, что Украина получит второй транш кредитной программы МВФ осенью текущего года.
Конкретными сроками получения кредита, по его словам, заведует Кабмин.
В ответ на замечание журналистов о недовольстве в Фонде ходом реформ в Украине президент заявил следующее: «считаю, что это несправедливо, когда у нас идет война, когда мы боремся с олигархатом, когда мы боремся с коррупцией и реально это делаем. Однако – это их право».
По мнению Зеленского, несправедливо привязывать выдачу кредитов к выполнению политических требований, так как «нельзя торговать реформами за деньги». Также президент обвинил парламент в срыве законодательных инициатив.
В Фонде были удивлены словами о «торговле реформами» ведь реформы нужны Украине и деньги просит Украина, а не МВФ. Что же касается экивоков в сторону Рады, то претензий со стороны МВФ больше всего в отношении деятельности Офиса президента во главе с Андреем Ермаком. В частности, в Фонде недовольны излишним влиянием ОП на кадровую политику, в частности, на ситуацию с увольнением Андрея Коболева с должности главы «Нафтогаза». В Фонде не нравятся усилия чиновников на Банковой восстановить на должности председателя правления «Ощадбанка» Андрея Пышного. Как уже писал «Апостроф», Андрей Пышный делает это, также пользуясь связями с Андреем Ермаком. Немало нареканий на неэффективное управление госпредприятиями. В МВФ видят постоянные попытки держать руководство Нацбанка и лично Кирилла Шевченко в режиме ручного управления. Постоянно звучит недовольство снижением эффективности работы Минфина и Минэкономики.
Но больше всего в МВФ не понимают другого: как украинское правительство собирается сводить концы с концами без доступа к международным финансовым рынкам и стагнирующей экономкой без возобновления сотрудничества с МВФ. Там просто не в состоянии постичь логику действий руководства правительства, одалживающего за 8-9% на международных рынках в то время, когда даже Армения во время карабахского кризиса одалживала за 3,5%, а такие страны как Таджикистан или Ирак одалживают и того меньше. Европейская же страна Украина одалживает на условиях лучше разве что по сравнению с Сомали. И никто за это не несет ответственности, ни у кого это не вызывает протестов, ни одна парламентская партия даже не поставила вопрос о такой безрассудной финансовой политике.
Осенний транш
На публику Офис президента, Кабмин и МВФ и дальше излучают оптимизм, невзирая на то, что кредитная программа stand by (по ней Украина могла получить 5 млрд долларов) поставлена на паузу. Первый и пока что последний кредит в рамках stand by в размере 2,1 млрд долларов наша страна получила летом прошлого года. До конца года планировалось поступление еще двух траншей по 700 миллионов. Киев их не дождался, так как у Фонда возникли претензии по поводу коррупции, судебной реформы и независимости НБУ. В феврале уже этого года по завершению работы очередной миссии МВФ стало понятно, что денег Киев в ближайшее время не получит.
В Офисе президента в беседе с «Апострофом» заверили, что власти смогли проделать «работу над ошибками», и теперь рассчитывает на возобновление кредитной программы.
«Шансы на получение транша оцениваю, как высокие. Условно говоря, более 50%, что транш дадут. Такой прогноз, в том числе, основывается на прогрессе, которого удалось достичь в переговорах с Фондом. По всем трем веткам (НБУ, Минфин, судебная и антикоррупционная система) имеются результаты. Сделаны шаги на дальнейшее укрепление независимости Нацбанка. По Минфину идут технические консультации о параметрах предстоящего бюджета. В вопросах судебной реформы и антикоррупционной политики – тут мяч на стороне парламента, который должен проголосовать ряд необходимых законопроектов», – отметил в комментарии «Апострофу» советник президента по экономическим вопросам Олег Устенко.
В МВФ видят прогресс, но будут ли деньги, пока не говорят.
«Мы продолжаем находиться, я бы сказал, в тесном взаимодействии с украинскими властями относительно прогресса в направлении завершения этого первого обзора (программы МВФ — «Апостроф»). Это значит, что мы ведем дискуссии об имплементации политического курса и реформ по этой программе», — заявил на днях директор пресс-офиса МВФ Джерри Райс.
Что хотят
Министр финансов Сергей Марченко в общении с журналистами «24 канала» уточнил, что требования МВФ сводятся к трем вопросам: возобновление работы НАБУ; восстановление работы Нацагентства по вопросам предотвращения коррупции (уголовная ответственность за недостоверные декларации и несвоевременную подачу); реформирование Высшего совета правосудия. Как заверил министр второй и третий вопросы касаются принятия соответствующих законов, над которыми парламент активно работает.
«В то же время по НАБУ – сложнее. Сейчас продолжаются переговоры о конфигурации комиссии по отбору председателя НАБУ. Это все, что я могу сказать. Я думаю, что есть большая вероятность того, что эти договоренности будут достигнуты, поэтому ничего невыполнимого нет», — сказал Сергей Марченко.
В целом требования МВФ совпадают с рекомендациями послов «Большой семерки» относительно судебной и антикоррупционной реформы в нашей стране. Послы «семерки» еще в начале года озвучили свои рекомендации относительно работы Конституционного суда, Высшего совета правосудия, Высшей квалификационной комиссии судей, общественного совета добродетели, Верховного суда. Если говорить кратко, они хотят, чтобы судебная и правоохранительная система была более прозрачной. Один из механизмов – создание, условно говоря, «наблюдательных советов» из числа представителей гражданского общества.
Идея взять судей, прокуроров и следователей под общественный контроль, на первый взгляд, неплохая, но на практике все не так радужно.
«ДБР или НАБУ, которые создавались по рекомендации наших партнеров, не застрахованы от непрофессионализма и кумовства. Но за это никто не отвечает. У нас нет политической ответственности за проваленную работу — вот в чем основная проблема. Следственные органы работают неважно, в суды идут «сырые» обвинительные материалы. Судьи, не имея оснований для вердикта или для продления ареста, отпускают подозреваемых. В обществе растет недовольство, мол, вся проблема в судах. Западные партнеры и кредиторы поддерживают эту позицию, требуя судебной реформы. Хотя в реальности проблема гораздо шире. И ее нельзя решить лишь посредством привлечения независимых экспертов, консультантов или создания очередных советов добропорядочности», – пояснил в разговоре с «Апострофом» руководитель Центра правового анализа и исследования политических рисков Михаил Дяденко.
Фактор «справедливости»
Владимир Зеленский в ходе своих выступлений несколько раз называл позицию МВФ «несправедливой». Насколько такой эпитет применим к отношениям кредитора и заемщика – большой вопрос. Как отмечают специалисты, правительству стоило бы вести переговоры о пересмотре общей системы отношений с МВФ и частными кредиторами, нежели рассуждать о моральных абстракциях.
Реструктуризация займов, полученных от внешних кредиторов, возможна в нескольких вариантах: получение отсрочки выплат, снижение процентной ставки или списание части долга в силу разного рода форс-мажорных обстоятельств. Это не имеет ничего общего с идей дефолта, которую в начале президентства Владимира Зеленского активно продвигал олигарх Игорь Коломойский.
«Историческое окно для реструктуризации долгов за последние годы открывалось дважды – в 2014 году (война с РФ) и в 2020 (пандемия COVID-19, глобальный форс-мажор). Наша власть упустила оба шанса. В первый год войны правительство исправно погашало долги, потратив на это около 12 млрд. долларов. Известная дама, находясь на посту министра финансов, занялась вопросами реструктуризации лишь в 2015 году. Летом 2020 года Аргентина, например, добилась от частных кредиторов списания около 50% долгов, а наш Минфин в этом время досрочно погашал долги, затратив на это около 800 млн долларов», – сказал «Апострофу» экономист, финансовый аналитик Алексей Кущ.
Теперь из-за роста цен на украинский экспорт, Киеву теперь будет крайне трудно добиться пересмотра долгов. Кредиторы, глядя на показатели роста ВВП, попросту откажут снижать проценты или давать отсрочку. О списании части долга в такой ситуации не может быть и речи, потому что на самом деле реструктуризация долга не решит, а лишь усугубит ситуацию! Опрошенные нами эксперты сходятся в оценке, что шансов в Украину на новую реструктуризацию просто нет, а постановка такого вопроса не улучшит, а только значительно ухудшит как отношения с МВФ и другими кредиторами, так и кредитный рейтинг Украины.
Напомним, что на сегодня рейтинг нашей страны на международных рынках относится к категории В и считается Highly speculative — высокоспекулятивным или High Credit Risk — высокорискованным рейтингом. Повышение кредитного рейтинга болжно было бы быть главной задачей Минфна, всего правительства в сотрудничестве с НБУ. Но такое впечатление, что ситуация всех устраивает, а президента вероятно даже не информируют а ситуации. Тем временем объём золотовалютных резервов недостаточный, инвестиций нет, реформ нет, суверенный рейтинг Украины продолжает оставаться «мусорным», цена заимствований на рынках высока, заемные средства осваиваются приблизительно на 40%, при этом украинская сторона то и дело поднимает вопрос о новых траншах. А когда их не выдают – обижается. Но может лучше все таки посмотреть на работу Минфина, Минэкономики, всего Кабмина, других украинских институций, которые за столько лет так и не смогли вырваться из уровня «мусорных» рейтингов.