eplus.com.ua

Сбор с импорта: что даст 10% с каждого ввезенного в Украину товара

Август 05
14:11 2022

В Украине могут ввести дополнительный сбор на импорт, размер которого, по предварительным данным, составит 10%. В правительстве заявляют, что это позволит увеличить поступления в бюджет, дефицит которого из-за войны исчисляется миллиардами. Однако не все поддерживают данную инициативу, указывая на значительные потенциальные риски. «Апостроф» разбирался, как предлагаемый Кабинетом министров новый налог повлияет на состояние национальной экономики. Между плохим и очень плохим Правительство Украины приняло решение о необходимости введения нового сбора, способствующего увеличению поступлений в бюджет, который в условиях войны испытывает значительный дефицит. При разработке проекта рассматривались возможности установления дополнительных импортных пошлин или специального сбора на валютообменные операции. По словам заместителя главы комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Ярослава Железняка, в конце концов была выбрана вторая из этих концепций. И скоро в парламенте появится законопроект, который будет предусматривать взимание при покупке валюты для импортных операций дополнительного сбора в размере 10%. Безусловно, такое решение не станет слишком популярным среди населения и бизнеса, поскольку будет означать автоматическое подорожание импортных товаров. Однако не все так однозначно. «Это решение можно назвать плохим, потому что сейчас все решения в экономике либо плохие, либо очень плохие, – написал в Facebook инвестиционный банкир и финансовый аналитик Сергей Фурса. – Но это правильное плохое решение». По его словам, основные экономические проблемы, с которыми сегодня сталкивается государство, – огромный дефицит бюджета и девальвация гривны. В обычных условиях правительство должно для преодоления этих проблем создавать условия для повышения активности бизнеса и стимулирования экспорта. Однако в условиях войны мер, которые бы убедили бизнес в том, что сейчас самое время реализовывать масштабные инвестиционные проекты, просто не существует. Поэтому то, что остается в нынешних условиях правительству, — поддерживать определенную макроэкономическую стабильность, не давая экономике окончательно коллапсировать. «Прежде всего, больше налогов на импорт означает увеличение поступлений в бюджет, а, значит, меньший дефицит бюджета, — считает Сергей Фурса. — А это означает меньше печатания гривны. Второе — большие налоги на импорт означают меньше этого импорта. А меньше импорта означает меньший торговый дефицит, что критически важно в условиях, когда экспорт искусственно ограничен из-за войны. А меньший торговый дефицит – это меньше давления на гривну». По мнению бывшего и.о. министра экономики Украины Павла Кухты, решение о введении сбора при покупке валюты является более удачным по сравнению с введением дополнительных пошлин. Такой сбор будет администрироваться через банки, а не через таможню, что будет проще реализовать. «Однако оценивать сегодня будущий эффект от введения сбора сложно, поскольку неизвестны конкретные детали законопроекта, — сказал эксперт в комментарии «Апострофу». — Нужно, например, иметь в виду, что сегодня значительная часть завозимых в Украину товаров относятся к критическому импорту: оружие, товары двойного назначения, энергоносители и т.д. И искусственно повышать цены на эти товары очевидно нецелесообразно. Тем более что большинство из них покупает само государство». По мнению Кухты, логичным шагом было бы включение в законопроект списка исключений, для которых новый сбор вводиться не будет. Руководитель аналитического департамента Libertex Group Андрей Шевчишин также видит риски, связанные с решением о введении дополнительного сбора на импорт. «Значительного количества товаров и услуг, в том числе критически важных, просто не существует в Украине, и они доступны только через импорт, — объяснил он в разговоре с изданием. — Для многих волонтеров это может стать жестким ударом. К тому же импортеры включат 10% сбора в цену товара, что станет дополнительным фактором ускорения инфляции». По оценке эксперта, в случае, если новый сбор будет введен, нынешний прогноз, предусматривающий 30% инфляции по итогам 2022 года, придется пересматривать в сторону его существенного увеличения. То есть можно констатировать, что, если решение о 10%-ом сборе будет принято, прежде всего, без определенных исключений, украинцев ожидает значительное подорожание многих товаров и услуг, в том числе, горючего и продуктов питания. При том, что покупательная способность большинства граждан и без этого уменьшается из-за последствий войны. Семь пятниц на неделе Следует отметить, что у Украины уже есть опыт введения подобного сбора. Аналогичное решение было введено Верховной Радой с подачи правительства Арсения Яценюка в 2015 году, после аннексии Крыма и начала войны на Донбассе. Тогда размер сбора составлял 5-10% (в зависимости от группы товаров). При этом с товаров критического импорта (газа, нефти, ядерного топлива, других энергоносителей, гуманитарной помощи и т.п.) сбор не взимался вообще. «Тогда это решение сработало позитивно, — сказал «Апострофу» директор Института социально-экономической трансформации Илья Несходовский. — Оно дало возможность выровнять внешнеторговый баланс, пополнить бюджет, и в конечном счете улучшило состояние экономики». Однако автоматически переносить успех прошлого решения на сегодняшний день вряд ли стоит, считает эксперт. Ведь тогда ситуация была иной: была оккупирована гораздо меньшая территория, не было массированных обстрелов находящихся в тылу городов, экономика достаточно стабильно работала и имела ресурс для замещения многих позиций импорта. Поэтому неизвестно, сработает ли это решение так же и сейчас. К тому же, по мнению Несходовского, сегодня решения о новых налоговых нововведениях несвоевременны. Он напомнил, что только недавно были отменены льготы на налогообложение импорта, и возвращена пошлина на ввоз автомобилей. И пока непонятно, какое влияние эти меры оказали на деятельность бизнеса и наполнение бюджета. Оценить результат можно будет только в сентябре. И только после этого, уже с его учетом, можно будет поднимать вопрос о введении новых налогов. «К сожалению, решения правительства в последние месяцы полностью соответствуют уровню его профессионализма, — отметил Илья Несходовский. — Оно слишком часто меняет правила налогообложения бизнеса, и эти действия не выглядят системными. С марта был установлен режим максимального содействия импорту: отменены налогообложение, пошлина и акциз при импорте автомобилей, радикально уменьшено налогообложение при ввозе автомобильного горючего. Кроме того, Национальный банк установил фиксированный заниженный курс валют, однако вскоре политика изменилась, и почти все налоги были возвращены на довоенный уровень, курс гривны резко ослаблен. А теперь поднимается вопрос о введении дополнительного сбора на импорт». По мнению эксперта, такие метания в разные стороны значительно усложняют работу бизнеса и не дают ему возможности хоть как-то планировать свою работу. Ведь заказывая за границей товар, который должен поступить через месяцы, предприниматель не может быть уверен, что к тому времени в стране сохранится тот же налоговый режим, который действует на сегодняшний день. Несходовский не исключает, что если налоговые нововведения и дальше будут вводиться с нынешней частотой, это может привести к тому, что зарубежные партнеры будут отказываться работать с украинскими предприятиями. А это создаст дополнительные проблемы для ослабевшей украинской экономики.

Статьи по теме

Последние новости

"РФ ответственна за трагедию": Зеленский о падении самолета Embraer 190

Читать всю статью

Наши партнеры

UA.TODAY - Украина Сегодня UA.TODAY

EA-LOGISTIC: Транспортная компания с высоким стандартом обслуживания и надежности.