«Поток мужчин в госслужбу увеличился. Потому что категория А — бронь». Интервью с главой Нацагентства из госслужбы Наталией Алюшиной
Недавно Украина получила 4,2 млрд. евро бюджетной поддержки от Европейского Союза в рамках программы Ukraine Facility. Общий бюджет – 50 миллиардов евро, которые в Украину будут поступать в течение 2024-2027 годов при условии выполнения индикаторов. Среди них – реформа государственного управления, в частности, внедрение прозрачной системы оплаты труда на основе классификации должностей. Новая система заработала с 1 января 2024 года. Как за это время изменилось вознаграждение госслужащих, от чего зависят зарплаты в министерствах, в каком персонале сегодня больше всего заинтересовано государство? Об этом и другом «Апостроф» расспросил у главы Национального агентства Украины по вопросам государственной службы (НАДС) Наталии Алюшиной. Кабинет Натальи Алюшиной находится на четвертом этаже. Поднимаемся по лестнице – лифт выключен, как позже объяснили – из соображений экономии электроэнергии. По этой же причине в заведении не включают кондиционеров. Кабинет пани Натали довольно большой, дело — стол переговоров, над которым висят фотографии мужчин в военной форме. Это сотрудники НАДС, которые фактически после начала вторжения ушли на фронт. Поддерживаем связь с ними. К сожалению, один погиб ”, — рассказала Алюшина. Глава НАДС прекрасно помнит номера и названия правительственных постановлений и законопроектов. Говорит: то, что депутаты приняли закон об особом статусе английского языка как международного – это критически важно для развития государственной службы. Она вдохновенно рассказывает о сотрудничестве с международной образовательной компанией EF Language Learning Solutions, которая обеспечила бесплатное обучение по английскому языку для публичных служащих. Фотографии EF в Цюрихе есть в ее телефоне. В нем также несколько программ по изучению английского языка, которыми пользуется в свободное время. — Наталья, в Украине с 1 января этого года должна была стартовать реформа оплаты труда госслужащих. Произошло ли это на практике? — Депутаты проголосовали закон о государственном бюджете на 2024 год, где в «Заключительных и переходных положениях» предусмотрели, что с 1 января страна перешла на новую модель оплаты труда государственных служащих на основе классификации должностей. Фактически все европейские страны живут по такой системе грейдов. То есть, голосование за госбюджет стало первым шагом подготовки к внедрению реформы. Введение классификации должностей государственной службы как предпосылка комплексной реформы системы оплаты труда является Рекомендацией Европейской Комиссии (UKR) в рамках Пакета расширения. Вместе с тем с участием европейских партнеров мы подготовили законопроект №8222, который в июле прошлого года депутаты поддержали в первом чтении. Сейчас он готовится ко второму чтению. Он предполагает прозрачное и понятное распределение зарплат 70 на 30. То есть 70% зарплаты – это постоянная часть (должностный оклад) и только 30% – вариативная часть – премии. Также Постановлением № 1409 утверждена схема должностных окладов на должностях государственной службы с учетом семей и уровней должностей, юрисдикции и типов государственных органов в 2024 году. — Прошло более полугода от запуска реформы. Какие изменения произошли? – Мы провели анонимный опрос, чтобы увидеть текущее состояние внедрения новой системы оплаты труда на основе классификации должностей. Опросили более 22600 государственных служащих, фактически это репрезентативная выборка, были задействованы все регионы Украины. Опрос проводился со 2 по 15 июля. Кроме того, мы провели мониторинг зарплат в первом полугодии 2024 года. На основе результатов опроса и данных мониторинга были получены первые итоги. Так, 54% государственных служащих отметили увеличение уровня заработной платы в 2024 году, 16% отметили, что она осталась по-прежнему и у 31% она снизилась. В настоящее время наблюдается положительная динамика роста основной части заработной платы (а это должностной оклад, надбавки за ранг и за выслугу лет) – в среднем это 88%. В 2023 году этот показатель составил 65%. До 2024 года большую часть доходов госслужащих составляли надбавки, «интенсивка». Зато оклад, который по логике должен быть самой большой составляющей заработной платы, составлял значительно меньшую ее часть. То есть фактически мы перевернули пирамиду. В ТОП государственных органов с самым высоким процентом основной части заработной платы входят: Комитет по национальной премии Украины Борис Патон, где основная часть заработной платы — 99%, то есть у них премии только 1%; Государственная казначейская служба – основная часть – 98,8%, Государственная инспекция ядерного регулирования – 98,8%. Самый высокий процент основной части заработной платы среди ОВА/ОДА – в Тернопольской, Николаевской, Ивано-Франковской, Черниговской, Харьковской, Закарпатской и Херсонской. Органы, которые провели классификацию должностей – а провели ее не все – получили прогнозируемую понятную систему вознаграждения. Госслужащий открывает схему должностных окладов, находит свой классификационный код и ясно понимает, какая у него будет заработная плата. Так же, как в ЕС. Ты подаешься на должность, вот твой грейд, вот твоя семья должностей и вот такой уровень зарплаты. Плюс может быть 30% премии. Эта реформа касается каждого государственного служащего, она едва ли не самая сенситивная в государственном управлении. Но, к моему удивлению, оказалось, что среди госслужащих треть вообще не знают свой классификационный код. – Мы много говорим о классификации. Какие же семьи в результате классификации оказались наиболее многочисленными? — это такие семьи должностей, как: обеспечение реализации (координации реализации) государственной политики – 31,9%; администрирование и предоставление публичных услуг – 13,4%; государственный надзор и контроль – 11,1%; организационное обеспечение выполнения функций суда или конституционного производства – 8,7%. — То есть люди, работающие на должности, принадлежащей одной семье, в разных учреждениях, имеют одинаковый оклад? – Абсолютно, отличаться он будет только в зависимости от юрисдикции органа. Раньше было так. Люди переходили из учреждения в учреждение: престижно работать вот там – там зарплата выше, идут туда. Теперь мы можем говорить о постоянстве и прозрачности. — Почему не все ввели новую систему оплаты труда? – У нас есть государственные органы, которые руководствуются своим специальным законодательством. Например, антикоррупционные органы – САП, НАБУ, НАПК, ДБР, БЭБ. Там есть другие категории работников, например детективы, у них свое законодательство, другая сложность работы, риски. Эти органы в этом периоде не подверглись внедрению классификации должностей. — Выходит, антикоррупционные органы – единственные, кто не внедрил классификацию должностей? – На самом деле нет. Есть еще ряд исключений, прямо предусмотренных в Законе Украины «О государственном бюджете Украины на 2024 год», это пункты 20-21. Также это органы, отказавшиеся от проведения классификации. — Зависит ли зарплата госслужащих от приближения к зоне боевых действий? – на период военного положения для работников государственных органов, непосредственно осуществляющих свои полномочия на территориях активных или возможных боевых действий, включенных в перечень территорий, на которых ведутся или велись боевые действия, предусмотрены коэффициенты для должностных окладов. Фактически это корректировка вознаграждения за работу, связанную с риском здоровья и жизни работников от 1,5 до 3 коэффициентов к должностному окладу. Например, в Херсоне коэффициент 3. То есть 3 должностных оклада. К тому же, в начале года Кабмин принял постановление, которым разрешил областным и районным администрациям увеличивать оклады своих работников вдвое и в полтора раза благодаря средствам местных бюджетов ( постановление КМУ №99 от 30 января 2024). Как видите, от увеличения должностного оклада люди не потеряли – наоборот – их зарплаты выросли. В 2023 году оклад состоял из двух прожиточных минимумов, то есть 5400 грн и сейчас – он установлен на уровне минимальной зарплаты по состоянию на начало года – 7100 грн. Плюс выслуга лет, доплата за ранг, премия (максимальный размер которой может составить 30%)… Со стороны наших европейских партнеров возник вопрос: зачем вам использовать выслугу лет? – Там такое не практикуется? – Нет, абсолютно. Они настаивали, чтобы мы вообще удалили эту норму. Мы нашли компромисс, что у нас будет не 50%, а 30% за выслугу лет. То есть вместо 3% в год за выслугу начисляется 2%. Мы оставили выслугу, потому что наши оклады нельзя сравнивать с европейскими, мы учитываем ограничение государственного бюджета в условиях войны, критическую ситуацию в стране. – Можно сказать, что зарплаты на государственной службе стали рыночными? – Они никогда не станут. И это логично. Рынок сам себя кормит. Он что-то производит. А на государственной службе другое преимущество – стабильность. Когда строили саму модель, проводили медиану рынка, но мы спускались ниже рыночных зарплат. Сопоставляя функционал, мы понимали это. Государственный служащий защищен тем, что у него есть гарантированная заработная плата, в отличие от бизнеса. Хотя сейчас мы сталкиваемся с одинаковыми проблемами – дефицит кадров, текучесть специалистов, необходимость поднимать заработные платы… Это, конечно, вызовы. – Произошло ли сокращение количества госслужащих? Премьер-министр анонсировал сокращение количества министерств на треть … — Что касается министерств, то практика переформатирования министерств, их объединение или разделение уже есть в Украине и не впервые. Безусловно, это касается и людей — штата государственных служащих, работающих там. Пока я не владею информацией о каких-либо конкретных решениях о тотальных сокращениях в тех или иных ведомствах. Постановлением КМУ №1410 от 29 декабря 2023 было предусмотрено сокращение численности работников органов исполнительной власти с 1 апреля 2024 года. Речь шла прежде всего о сокращении вакантных должностей. Могу уверенно говорить об изменениях в количестве должностей государственной службы. Об этом свидетельствует анализ количественного состава государственной службы (КСДС) за второй квартал 2024 года. На сегодняшний день на госслужбе 198 638 должностей, что на 8222 должности меньше, чем в первом квартале 2024-го. Также сменилась динамика, связанная с количеством вакантных должностей на государственной службе. Пока их 34 865, что на 5 904 меньше, чем было в первом квартале 2024-го. В то же время в предыдущий отчетный период таких должностей было 40769 (на 1667 больше, чем в четвертом квартале 2023-го). С начала года на должности государственной службы 17 895 человек. За это время уволено с должностей государственной службы 18 917 человек. За второй квартал этого года из государственной службы ушло около 1400 человек. То есть большинство переходит из одного государственного органа в другой, но не уходят из системы. Однако это сомнительное успокаивающее, поскольку обнажаются направления. Ведь, будем честны, не всех удовлетворил переход на новую систему оплаты труда. Наталья Алюшина Фото: пресс-служба – В колонке для ЭП Максим Козицкий, начальник Львовской областной военной администрации, пишет, что снижение зарплат работников ЛОВА будет составлять от 36% до 50% в зависимости от должности. Так, зарплата главного специалиста снижается с 17 тыс. грн. до 11 тысяч гривен. А это ниже среднего. Как вы можете прокомментировать, почему да? – Мы ограничили норму закона о государственной службе, которая предполагала, что руководитель может устанавливать неограниченные надбавки. Эти ограничения установлены в Законе Украины «О государственном бюджете на 2024 год». Теперь у руководителей нет возможности выплачивать заоблачную «интенсивку». До 2023 года некоторые руководители применяли стимулирующие выплаты — не теряйте сознание – более 500%. В единичных случаях она могла составлять 1500%! То есть был небольшой должностной оклад, а дальше начинались манипуляции. Но это касалось не всех госслужащих. Теперь же уменьшена дискреция руководителя при определении заработной платы. Фактически, по состоянию на сегодняшний день, благодаря переходу на новую модель эта норма остановлена. И еще если раньше государственные органы держали вакансии, поскольку это была возможность использования экономии фонда, — теперь эта необходимость отпала. Ибо есть должностной оклад в сетке грейдов и 30% премия. Ты не можешь использовать средства, даже если они у тебя есть на счету. — Кого нуждается в госслужбе сегодня — молодых или опытных? – Мы конкурируем и за молодежь, и за ветеранов, и за опытных. К примеру, сняты возрастные ограничения для работы на государственной службе и в органах местного самоуправления. Верховная Рада поддержала норму, что государственная служба – до 65 лет с возможностью ежегодного пролонгирования контракта государственного служащего до 70 лет. Мы нуждаемся в профессиональных работниках, но вместе с тем, конкурируем за молодежь. Конечно, у них совершенно другой взгляд на процессы, процедуру. Это свежий воздух. Мы в них заинтересованы, однако есть нюанс. На их стажировку не предусмотрено финансирование. А молодежь следует стимулировать. Поэтому нужно привлекать международных партнеров, которые платили бы стипендию. Мы также хотим конкурировать за ветеранов. НАДС приложил максимум усилий, работая с HR-ми из госорганов, чтобы они размещали вакансии на е-карте вакансий государственной службы и органов местного самоуправления для ветеранов. По состоянию на утро 14 августа их было 636 человек. – Для обычного украинца непонятно, почему в одних министерствах больше зарплата, в других – меньше. Можете объяснить? – Согласно закону о госбюджете на текущий год заложено разделение на три юрисдикции. В первой юрисдикции есть разделение на три типа. Первый – это конституционные органы и «регламентные» министерства. Предполагалось также, что будет Аппарат Верховной Рады, но он не перешел на новые условия оплаты труда на основе классификации должностей, поскольку народные депутаты внесли соответствующую поправку и в текущем году классификацию не проводили. Второй – это другие министерства и ЦОИВ, формирующие политику, а также органы со специальным статусом. К примеру, НАДС занимается формированием гос политики в сфере гос службы. Так же Госкино формирует политику в своей сфере, Государственная инспекция ядерного регулирования в своей сфере и т.д. Также есть третий тип – органы, реализующие политику. К примеру, Гоструда, Агентство восстановления. Это соответственно влияет на классификационный код и размер должностного оклада. — Повлияло ли на привлекательность госслужбы усиление мобилизации? Уменьшился ли приток мужчин? – Не уменьшился, наоборот – увеличился. Потому что категория «А» забронирована, категории «Б» и «В» в соответствии с постановлениями №№76 и 45, также частично забронированы. – Какие дальнейшие шаги реформы госслужбы? – В 2024 году были применены лишь некоторые элементы реформы системы оплаты труда государственных служащих. Это не все, что предусмотрено в законопроекте №8222. Война вмешалась в наши планы. Экспертная среда и государственные служащие, и народные депутаты анализируют положение дел. Думаю, что после принятия законопроекта у нас окончательно изменятся принципы и условия оплаты труда государственных служащих. Речь о единой обоснованной функциональной классификации должностей, системе мониторинга, пересмотре заработной платы на основе точных данных. Существует ряд ключевых шагов реформы, которые включают в себя необходимые законодательные изменения в Закон Украины «О государственной службе», которые специально будут подготовлены, чтобы это были системные изменения, принятие обновленных подзаконных актов. Недавно прошел семинар в Риге, где были страны Восточного партнерства. Я онлайн представляла наш опыт реформы оплаты труда. Есть такие достижения нашей страны, которые отсутствуют у других стран, поэтому нас ставят в пример. Сейчас мы активно взаимодействуем с депутатским корпусом. В октябре ожидается внесение законопроекта в зал ВР для принятия во втором чтении. Это прогноз, но боюсь сглазить. Рабочая группа проработала все 125 поправок народных депутатов. — Есть ли сопротивление реформе среди депутатов? — Не все народные депутаты Украины понимают, какое положение дел было, что применялись стимулирующие выплаты… Не все «ныряют» в наши отчеты, аналитику. Следует объяснять, что ранее некоторые руководители аппарата могли получать 120 тыс. грн при должностном окладе 25 тыс. грн. Сейчас это невозможно. — Напоследок хочу спросить об английском, которым должны владеть госслужащие. Сейчас фактически нет финансовых возможностей стимулировать учить иностранный. Видите ли вы желания с их стороны, особенно со стороны людей постарше? — Согласно Закону о статусе английского языка, который вступит в силу после отмены военного положения, заработает норма, что государственные служащие категории «Б» будут 4 года на его овладение, для «А» — 2 года. Чтобы не тратить попусту время, если планируешь связать жизнь с государственной службой, можно уже сейчас ее изучать с удовольствием. Я понимаю, некоторые скажут: так через 4 года уже и пенсия. Молодежь приходит на госслужбу со свободным владением английским. Люди средних лет учатся с большим желанием. У нас в НАДС есть Speaking Club, есть час изучения английского каждую среду в 12:00. Это новая возможность отвлечься от рутинной работы и удовлетворить потребность в самосовершенствовании. Одна из мотиваций, которая раздается, когда люди приходят к нам на работу – желание развиваться. Я когда сюда пришла, категорически отказалась от переводчиков. Сама веду переговоры с участием иностранных партнеров. Иностранный язык нужно учить государственному служащему – иначе никак. Я всегда говорю: иди туда, где страшно и только так ты станешь сильным. Надо как можно больше вызовов – это закаляет.