eplus.com.ua

После бунта: чем закончится попытка отрегули­ро­вать цены на бензин

Май 18
20:08 2021

Правительство Украины отнесло бензин и дизельное топливо к социально значимым товарам, а вскоре ввело на них государственное регулирование цен. Такое решение вызвало неудовольствие сетей АЗС, прежде всего тех, которые работают на рынке топлива премиум-класса. Однако можно однозначно констатировать: розничные цены на топливо заметно упали. «Апостроф» выяснял, что будет дальше.

Кабинет министров ввел государственное регулирование цен на нефтепродукты. На своем заседании 14 мая правительство на период действия ковидного карантина установило предельные уровни торговой надбавки к средней цене дизельного топлива не выше 7 гривен/литр и бензина — не выше 5 гривен/литр.

Соответствующие изменения внесены в правительственное постановление №1236 от 9 декабря 2020 года о введении в Украине карантинных ограничительных мер с целью предотвращения распространения COVID-19.

В конце апреля Кабмин признал бензин марок А-92 и А-95, а также дизтопливо социально значимыми товарами и ввел декларирование роста цен на них, если он составляет 1% и более.

Среднюю стоимость бензина и дизтоплива будет рассчитывать НАК «Нафтогаз Украины». Согласно этим расчетам, средняя майская цена бензина должна составить 30,22 гривны/литр, дизтоплива — 27,89 гривны/литр.

Отметим, что согласно данным мониторинга, по состоянию на 14 мая, средняя розничная по Украине цена бензина А-95 составляла 29,48 гривны/литр, дизеля – 28,36 гривны/литр, но уже 17 мая литр бензина А-95 в среднем стоил 29 гривен, а дизтоплива — 27,39 гривны.

Такие меры правительства можно объяснить тем, что российская госкомпания «Роснефть», на которую приходилось около четверти всего рынка дизтоплива Украины, с апреля прекратила поставки этого ресурса в нашу страну. Официально об этом не заявлялось, но, скорее всего, бойкот «Роснефти» вызван санкциями в отношении кума Путина Виктора Медведчука – с последним связывают швейцарского трейдера Proton Energy Group SA, который отказался поставлять дизель и автогаз в Украину после того, как у его патрона появились проблемы в Украине. Заметим, что остановка поставок произошла до того, как Медведчуку было вручено подозрение в совершении госизмены, а его самого в рамках расследования этого дела поместили под домашний арест.

Учитывая выпавшие объемы импорта «Роснефти» и разгар посевной кампании, в ходе которой используется, в первую очередь, дизельное топливо, появилась реальная угроза возникновения дефицита горючего, как минимум, ситуативного.

Тем не менее, реального кризиса на рынке нефтепродуктов не произошло и пока не прогнозируется.

Всех под одну гребенку

Против госрегулирования цен на нефтепродукты высказалась Нефтегазовая ассоциация Украины (НАУ).

«Механизмы применения предельных торговых надбавок на нефтепродукты фактически ставят всех операторов рынка в единый ценовой коридор. При таких условиях операторы вынуждены будут применять максимальную наценку и поддерживать одинаковый уровень цен, что существенно ограничит уровень конкуренции на рынке», — говорится в письме ассоциации в адрес премьер-министра Дениса Шмыгаля.

Также не поддержала инициативу Кабмина Европейская Бизнес Ассоциация (EBA), которая напомнила, что она противоречит соглашению об ассоциации между Украиной и ЕС.

Самое удивительное, что против введения госрегулирования на нефтепродукты ранее выступали и в самом правительстве. Так, в конце апреля заместитель министра энергетики Максим Немчинов заявил, что такой шаг приведет к негативным последствиям для рынка. Среди таких последствий он, в частности, назвал ограничение конкуренции, увеличение теневого сегмента, повышение цен нефтетрейдерами в качестве страховки от возможных значительных ценовых колебаний.

Но, как видим, возобладала альтернативная точка зрения.

Нет единого мнения по этому вопросу и у экспертов.

По словам директора консалтинговой группы «А 95» Сергея Куюна, на отечественном рынке автомобильного топлива существует достаточно большой разброс цен, но при этом большинство АЗС — около 86% — удерживают цены, вписывающиеся в установленные правительством рамки.

«Поэтому, по сути, ограничение цены коснется только 14% АЗС, торгующие по более высоким ценам. Это точки, принадлежащие крупным общенациональным сетям (WOG, SOCAR, OKKO, Shell). Они, как правило, получают топливо от крупных отечественных предприятий или закупают у иностранных производителей», — сказал он в комментарии «Апострофу».

При этом, по его словам, эти сети также продают часть своего горючего по разного рода программам лояльности, предоставляя клиентам скидки в размере 2-4 гривен на литре: «И только 10-15% бензина продаются по ценам, указанным на стелах. Однако это относительно небольшое количество товара формирует заметную часть прибыли компаний. Поэтому, снизив заявленные цены до уровня, разрешенного правительством, крупные сети потеряют часть доходов. При этом потери на содержание сети не изменяются».

В этой ситуации, считает Куюн, операторы рынка могут действовать разными способами. «Могут согласиться с сокращением своих доходов и ждать окончания карантина, когда ограничения утратят силу. Могут пойти на свертывание программ лояльности, предоставляя постоянным клиентам меньше скидок. И, наконец, не исключено, что они попытаются защитить свои доходы, прибегнув к схемам уклонения от налогов», — рассказал он.

АЗС наносят ответный удар

Кстати, многое из перечисленного выше стало происходить на украинских АЗС сразу после обнародования информации о госрегулировании цен на горючее.

Так, сеть заправок WOG сообщила, что временно прекращает продажу премиального топлива 95 Mustang и ДТ+ Mustang.

В свою очередь, ОККО приостановила продажу топлива PULLS 95 и PULLS Diesel.

Сеть заправок KLO решила не продавать топливо премиального класса VENTUS 95 и VENTUS Diesel, а также уменьшила максимальную скидку по акции «Всем семь» до 5 гривен/литр. Также была отменена дополнительная скидка при оплате KLO PAY.

Компания SOCAR приостановила реализацию премиального топлива — NANO 95, Diesel Nano Extro, а также начисление дополнительных скидок для своих клиентов «до получения дополнительных разъяснений регулятора».

Впрочем, разъяснения появились, причем весьма оперативно.

Министерство развития экономики, торговли и сельского хозяйства на своей странице в Facebook сообщило, что под госрегулирование не подпадает «брендовое премиальное» топливо с улучшенными показателями, которое предлагается на АЗС для автомобилей премиум сегмента «по более высокой цене чем социально значимое горючее».

Уже в понедельник, 17 мая, одно за другим стали появляться сообщения, что крупные сети возобновили продажу топлива премиум-класса.

Иногда нужно вмешаться

Таким образом, вопрос с премиальным топливом является исчерпанным.

Ну, а что с другим горючим?

Эксперт нефтяного рынка Александр Сиренко считает, что с ним тоже не должно возникнуть проблем.

«В Украине 7,5 тысяч заправок, и это, в принципе, в три раза больше, что необходимо для наших автомобилистов. Это – если не считать «бочечников». Поэтому, если кто-то решит, что их зарегулировали, у них перехватят (клиентов) другие. И подхватят как раз те, кто вкладывал в свой бизнес и развивал его», — рассказал эксперт изданию.

Он пояснил, что по примеру США и Европы, некоторые АЗС в Украине представляют собой так называемые convenience store – «удобные магазины», где, помимо горючего, можно купить много других товаров. Соответственно, они продолжат зарабатывать на продаже этих товаров, даже, если доход от реализации бензина и дизеля у них немного упадет.

По словам эксперта, несмотря на большое, можно сказать, избыточное количество АЗС в стране, правила на рынке определяют несколько игроков: «Какую они наценку держат, так и весь рынок следует за ними. Они рискуют оказаться в списках Антимонопольного комитета, но они же позволяют зарабатывать всем остальным, в том числе «бочкам».

Александр Сиренко признает, что регулирование цен — это, в принципе, плохо. «Рынок сам себя хорошо регулирует, — отметил он. — Но иногда нужно вмешаться, сесть поговорить, посчитать».

По его словам, в прошлом также принимались меры по ограничению наценок на топливо: «Были договоренности трейдеров с правительством, и всех это устраивало».

Однако со временем эти договоренности переставали действовать.

«Год назад наценка на литре дизельного топлива превышала 10 гривен, а в Кабмине так испугались коронавируса, что на рынок нефтепродуктов никто не смотрел», — сказал эксперт, добавив, что в последнее время розничной наценки меньше 15 гривен вообще не было.

Поэтому, видимо, у правительства, наконец-то, дошли руки до решения этого вопроса.

Как было отмечено выше, средние цены нефтепродуктов на АЗС с момента обнародования решения правительства заметно снизились. Данные мониторинга рынка показали, что свои тарифы на непремиальные марки бензина и дизтоплива скорректировали, в том числе, сети, которые ранее устроили «бунт» на своих заправках.

Статьи по теме

Последние новости

"Укрзализныця" задержала поезда из-за ударов РФ, убиты и ранены

Читать всю статью

Наши партнеры

UA.TODAY - Украина Сегодня UA.TODAY

EA-LOGISTIC: Транспортная компания с высоким стандартом обслуживания и надежности.